Черноморский отдел комплексного контроля Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Южному Федеральному округу Дело № 12- 257/11 Р Е Ш Е Н И Е по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении г.Сочи ДД.ММ.ГГГГ Судья Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края Вергунова Е.М., при секретаре судебного заседания Исаакове Д.Г., с участием: защитника должностного лица, привлеченного к административной ответственности, - инженера ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» Филимоновой А.В., по доверенности Колесниковой О.А., представителя Черноморского отдела комплексного контроля Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Южному Федеральному округу Сердечного А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи жалобу на постановление от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу Сердечного А.А. по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица - инженера по охране окружающей среды ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» Филимоновой А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной в <адрес>, У С Т А Н О В И Л: ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Черноморского отдела комплексного контроля Департамента Росприроднадзора по Южному Федеральному округу Сердечным А.А. вынесено Постановление № о назначении административного наказания, которым должностное лицо - инженер по охране окружающей среды ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» Филимонова А.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ Филимонова В.В. обратилась в Центральный районный суд г. Сочи с заявлением о пересмотре указанного постановления, в котором указала следующее. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, по ее мнению, является незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Во - первых, отсутствует событие вменяемого правонарушения. В постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что у ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» отсутствует проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспорта на опасные отходы. Указанное нарушение не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку и проект и паспорта на отходы у ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» имеются. Данные документы были предъявлены сотрудникам Сочинской транспортной прокуратуры и специалистам Департамента Росприроднадзора по ЮФО в ходе проведения ими проверки, однако, они не были приняты во внимание. В настоящее время в силу очередной передачи полномочий от одного отдела Департамента Росприроднадзора по ЮФО другому не определен отдел, уполномоченный утверждать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» в адрес Департамента Росприроднадзора по ЮФО направлено обращение с просьбой разъяснения порядка согласования проекта ПНООЛР и получения лимитов. Таким образом, ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» предпринимаются все возможные меры по соблюдению природоохранного законодательства. В указанном постановлении отмечено, что факт нарушения законодательства подтверждается справкой специалиста Департамента Росприроднадзора по ЮФО от ДД.ММ.ГГГГ С данной справкой, как и с другими материалами проверки, заявитель ознакомлен не был, у него отсутствовала возможность представить возражение по этому вопросу. Кроме того, в действиях должностного лица Филимоновой А.В. отсутствует состав административного правонарушения. Научно-консультационным советом при Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа было разъяснено, что если деятельность хозяйствующего субъекта по накоплению отходов не является его основным видом деятельности, а осуществляется в целях их последующего удаления (в том числе специализированными организациями), в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 26.2 КоАП РФ в производстве по делу об административном правонарушении административному органу необходимо доказать, что имел место факт его совершения и что привлекаемое лицо виновно в его совершении. В судебном заседании защитник заявителя доводы жалобы поддержала. Представитель Черноморского отдела комплексного контроля Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу Сердечный А.А. в судебном заседании доводы жалобы не признал, просил оставить оспариваемое постановление без изменения. Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд пришел к выводу, что срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ заявителем не пропущен, жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Согласно статье 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. В соответствии с пунктом 3 статьи 18 вышеназванного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Как усматривается из материалов дела, заместителем Сочинского транспортного прокурора совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на Производственной базе ОАО «РЖД», совмещенной с грузовым двором № олимпийского объекта «Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт «Альпика Сервис со строительством сплошного второго пути на участке «Сочи-Адлер-Веселое», расположенной по адресу: <адрес>. В соответствии с п.32 Программы строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено строительство объекта «Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» со строительством сплошного второго пути на участке «Сочи-Адлер-Веселое» (далее - п. 32 Программы), в который входит строительство и функционирование Производственной базы ОАО «РЖД», совмещенной с грузовым двором №. Ответственным исполнителем по реализации указанного объекта строительства является ОАО «Российские железные дороги». Функции заказчика от лица ОАО «РЖД» выполняет Дирекция по комплексной реконструкции и строительству железнодорожного транспорта - филиал ОАО «РЖД». На основании договора генерального подряда от ДД.ММ.ГГГГ №/с ОАО «СТРОЙ-ТРЕСТ» является генеральным подрядчиком при строительстве п. 32 Программы, которому передана данная база на основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №. Деятельность на производственной базе осуществляет ООО «СЕВЕР - СТРОЙ» и на основании договора поставки от ДД.ММ.ГГГГ № поставляет «СТРОЙ-ТРЕСТ» железобетонные конструкции. В ходе проверки прокурором было выявлено, что администрацией указанного предприятия нарушаются нормы статьи 10, 18, 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а именно: проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспорта на опасные отходы у ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» отсутствуют. При этом ООО «СЕВЕР - СТРОЙ» осуществляет в процессе своей деятельности накопление отходов производства, в том числе опасных, а именно емкости из-под лакокрасочных материалов, отработанные автомобильные масляные фильтры, отработанные автомобильные топливные фильтры, шлам от зачистки резервуаров с дизельным топливом. Факт отсутствия у ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» утвержденного в установленном порядке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подтверждается письменным объяснением инженера по технике безопасности ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» Филимоновой А.В. в материалах дела об административном правонарушении № (л.д. 23-24 материала). По выявленным нарушениям Сочинским транспортным прокурором в отношении должностного лица - инженера по охране окружающей среды ООО "СЕВЕР-СТРОЙ" Филимоновой А.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом довод заявителя о том, что она не была извещена о дате, месте и времени составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а потому у нее отсутствовала возможность воспользоваться своими процессуальными правами при возбуждении дела об административном правонарушении, суд признает не состоятельным, так как в материалах дела № об административных правонарушениях имеется уведомление Сочинской транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ исх. № на имя Генерального директора ОАО «Север-строй» ФИО7 о необходимости обеспечить явку инженера по охране окружающей среды ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» Филимоновой А.В. для участия в составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, как на должностное лицо (л.д. 17 материала №). Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 13-14 материала №), справкой по результатам проверки ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» (л.д. 25-26 материала №), оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно Приказа (распоряжения) исполнительного директора ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ и Должностной инструкцией инженера по охране окружающей среды ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» лицом, ответственным за охрану окружающей среды в ООО "СЕВЕР-СТРОЙ", является инженер по охране окружающей среды Филимонова А.В. Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что Филимонова А.В., являющаяся инженером по охране окружающей среды ООО "СЕВЕР-СТРОЙ ", не предприняла всех необходимых мер по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды. При указанных обстоятельствах государственный инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ЮФО пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях инженера ООО " СЕВЕР-СТРОЙ" Филимоновой А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Довод заявителя о том, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, так как деятельность ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» по накоплению отходов не является его основным видом деятельности, а осуществляется в целях их последующего удаления (в том числе специализированными организациями), к ответственности за данное административное правонарушение может быть привлечена только специализированная организация, суд признает не состоятельным по следующим основаниям. Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировке, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица. Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Исходя из статьи 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Общество на своей территории складировало и хранило отходы, факт образования которых в результате его производственной деятельности подтвержден материалами дела. Поэтому действия общества правомерно отнесены прокурором и государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по ЮФО к накоплению отходов. Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. Следовательно, общество, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством. Таким образом, оснований для ограничения субъектного состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами, не имеется. Постановление о привлечении Филимоновой А.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание назначено Филимоновой А.В. в пределах, установленных санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Р Е Ш И Л: В удовлетворении жалобы Филимоновой А.В. на постановление от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу Сердечного А.А. по делу об административном правонарушении №, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица - инженера по охране окружающей среды ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» Филимоновой А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной в <адрес>, - отказать. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу Сердечного А.А. по делу об административном правонарушении №, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица - инженера по охране окружающей среды ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» Филимоновой А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной в <адрес>, которым Филимонова А.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей, - оставить без изменения. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение десяти дней со дня его вынесения. Судья: