РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации город Сочи 5 июля 2012 года Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Ефанова В.А., при секретаре судебного заседания Лялиной М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края жалобу Реутовой В.Г. на постановление начальника регионального отдела государственного экологического надзора на курорте федерального значения г. Сочи и надзора за Олимпийскими объектами (г. Сочи) государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея Удинцева СИ. № 169ФР-2 от 20.12.2011 года о привлечении к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ: Постановлением начальника регионального отдела государственного экологического надзора на курорте федерального значения г. Сочи и надзора за Олимпийскими объектами (г. Сочи) государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея Удинцева СИ. № 169ФР-2 от 20.12.2011 года заместитель начальника отдела охраны окружающей среды и транспортной безопасности ФКУ ДСД «Черноморье» Реутова В.Г. привлечена к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушения и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей. Не согласившись с данным постановлением, Реутова В.Г. обратилась в суд с настоящей жалобой, поскольку считает его необоснованными и не соответствующими фактическим обстоятельствам, на основании которых, оно было вынесено. В обоснование своей позиции ссылается на то, что в составе проектной документации объекта разработан раздел «Охрана окружающей среды», в котором предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности при строительстве и эксплуатации моста. Для разработки проекта в 2008 года выполнялись инженерно-экологические изыскания по объекту. По результатам инженерно-экологических изысканий было получено санитарно-эпидемиологическое заключение территориального отдела Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в городе-курорте Сочи, согласно которому, земельный участок по санитарно-гигиеническим условиям пригоден для размещения рассматриваемого объекта. Особые рекомендации по содержанию нефтепродуктов в почвах отсутствуют. Исходя из этого, при разработке проектной документации, выполнен объем работ по оценке загрязнения почв, соответствующий нормативным требованиям. Сверхнормативного загрязнения почв нефтепродуктами на участке землеотвода не выявлено. Разработанная проектная документация на строительство Объекта получила положительное заключение Главгосэкспертизы РФ от 24.12.2009 № 839-09ЛТЭ-6542/04. Кроме того, по проекту получено положительное заключение государственной экологической экспертизы от 02.10.2009 г. № 832, что подтверждает, соответствие документации, обосновывающей намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническим регламентам и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Строительство Объекта осуществляется в строгом соответствии с утвержденным проектом. Учитывая то обстоятельство, что ФКУ ДСД «Черноморье» непосредственно не осуществляет строительно-монтажные работы, положения государственного контракта по строительству Объекта, возлагают на генподрядчика ответственность за соблюдение всех экологических требований при проведении работ. С целью анализа соответствия состояния окружающей среды экологическим требованиям для выработки решений по обеспечению экологического благополучия, снижения степени неопределенности, обусловленной неточностью расчетных прогнозных оценок, решения спорных вопросов, связанных с влиянием строительства объекта на экологические факторы с выработкой предложений по предотвращению негативных последствий на период строительства Объекта по заказу ДСД «Черноморье» специализированной аккредитованной организацией - ЗАО «НИПИ ТРТИ» проводится мониторинг состояния окружающей среды, в том числе данных отложений. В отчете по мониторингу состояния окружающей среды за декабрь зафиксировано загрязнение акватории р. Сочи нефтепродуктами, обусловленное производством работ по реконструкции набережной р. Сочи вдоль ул. Новая Заря. Указанные работы вплотную примыкают к участку строительства Объекта. Наличие пленки нефтепродуктов зафиксировано на водной поверхности вдоль правого берега р. Сочи в месте расположения шпунтового ограждения, в створе расположения а/д моста через р. Сочи, а также в 100 м ниже по течению р. Сочи по отношению к нему. Кроме того, 31.10.2011 г. гидрохимической лабораторией ФГУ «Кубаньмониторингвод» по заявке ОАО «Волгомост» были проведен отбор проб воды в р. Сочи. Исследованиями установлено, что выше по течению от места проведения работ ОАО «Волгомост» происходит сброс воды с характерными следами нефтепродуктов, движущимися вниз по течению; деятельность ОАО «Волгомост» не оказывает влияния на качество воды в р. Сочи. По поводу обнаружения нефтепродуктов в р. Сочи, поступающих от источника загрязнения расположенного выше по течению от строящегося моста, ОАО «Волгомост» обращалось в региональный отдел государственного экологического надзора на курорте федерального значения г. Сочи и надзора за олимпийскими объектами (г. Сочи) управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. Факт повышенного содержания нефтепродуктов в р. Сочи (выше по течению) подтверждается результатами экологического мониторинга, а также регистрировались загрязнения р. Сочи при проведении совместной проверки объекта ГК «Олимпстрой» и ФКУ ДСД «Черноморье». Таким образом, наличие нефтепродуктов в р. Сочи не связано с деятельностью по строительству Объекта. Довод административного органа о наличии на территории стройплощадки прослоек и линз нефтепродуктов и отсутствии в проектной документации указаний на это не соответствует действительности. Считает, что данное постановление нарушает права заявителя в связи с чем, просит отменить вышеуказанное постановление. Заявитель, в судебном заседании настаивал на удовлетворении жалобы, поддержал доводы, изложенные в жалобе. Представитель регионального отдела государственного экологического надзора на курорте федерального значения г. Сочи и надзора за Олимпийскими объектами (г. Сочи) государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в судебное заседание не явился, о времени и месте, которого был извещен надлежаще, причины неявки суду неизвестны. Суд, ознакомившись с материалами дела по жалобе, выслушав лиц, участвующих в деле, считает жалобу подлежащей удовлетворению. Как следует из материалов дела, 20.11.2011 г. от оперативного дежурного Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея поступила информация о загрязнении реки Сочи. На основании представленной информации осуществлено обследование водного объекта р. Сочи, установлен факт попадания в реку Сочи нефтепродуктов с территории строительной площадки объекта «Строительство автодорожного моста через р. Сочи, Центральный район г. Сочи». Организацией, осуществляющей строительство объекта, является ОАО «Волгомост». Должностным лицом административного органа вынесено определение от 22.11.2011 года о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ОАО «Волгомост» по ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В рамках производства по делу об административном правонарушении ОАО «Волгомост» Филиал «Мостоотряд № 131» представило письмо от 13.12.2011 г. № 1457-С с информации о Заказчике строительства объекта - ФКУ «ДСД «Черноморье». Кроме того, представлены положительное заключение государственной экологической экспертизы и инженерно-геологические изыскания по указанному объекту, в которых отсутствует информация о наличии на территории строительной площадки прослоев и линз нефтепродуктов. В соответствии с Приказом ФКУ ДСД «Черноморье» от 01.04.10 № 45-Л, заместитель начальника отдела охраны окружающей среды и транспортной безопасности ФКУ ДСД «Черноморье» Реутова В.Г., является ответственной за осуществление контроля деятельности подрядных организаций, занятых в строительстве олимпийских объектов, ответственным исполнителем которых является Росавтодор, по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Постановлением по делу об административном правонарушении № 10-106-169ФР-2 от 20.12.2011 года должностное лицо - заместитель начальника отдела охраны окружающей среды и транспортной безопасности ФКУ ДСД «Черноморье» Реутова В.Г. была привлечена к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей. В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей. Объективной стороной правонарушения является несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. В силу Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. В соответствии со статьей 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Согласно части 1 статьи 67 Закона № 7-ФЗ производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Оспариваемым постановлением административный орган вменил Реутовой В.Г. нарушение требований статей 34, 36, 37 Закона № 7-ФЗ, указав в качестве объективной стороны правонарушения нарушение экологических требований при проектировании и строительстве объекта (допустило попадание в р. Сочи нефтепродуктов) при реализации проектной документации «Строительство автодорожного моста через р. Сочи, Центральный район г. Сочи». В данном постановлении также указано, что представлены положительное заключение государственной экологической экспертизы и инженерно-геологические изыскания по названному объекту строительства, в которых отсутствует информация о наличии на территории строительной площадки прослоев и линз нефтепродуктов. В силу пункта 1 статьи 34 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Согласно статье 36 Закона № 7-ФЗ при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов. Запрещается изменение стоимости проектных работ и утвержденных проектов за счет исключения из таких работ и проектов планируемых мероприятий по охране окружающей среды при проектировании строительства, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. В статье 37 Закона № 7-ФЗ установлено, что строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из материалов дела следует и суд установил, что Учреждение является заказчиком строительства объекта «Строительство автодорожного моста через р. Сочи, Центральный район г. Сочи (включая проектно-изыскательские работы)»; на выполнение работ по строительству указанного объекта Учреждением заключен государственный контракт от 07.04.2010 № 91 с ОАО «Волгомост» (подрядчиком). Обществом представлено положительное заключение государственной экологической экспертизы и инженерно-геологические изыскания по названному объекту строительства, утвержденное в установленном порядке. Данное заключение и проект содержат мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды и оценку воздействия на нее, размещения отходов производства и потребления. При таких обстоятельствах суд не усмотрел нарушений обществом требований статей 34, 36, 37 Закона № 7-ФЗ при строительстве указанного объекта. Оспариваемым постановление фактически должностное лицо Реутова В.Г. привлечена за административное правонарушение, выраженное в том, что при реализации проектной документации «Строительство автодорожного моста через р. Сочи, Центральный район г. Сочи» нарушены экологические требования при проектировании и строительстве объекта, а именно, по мнению административного органа, общество допустило попадание в р. Сочи нефтепродуктов. В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют надлежащие, объективные и безусловные, доказательства события в действиях должностного лица Реутовой В.Г. вменяемого административного правонарушения, выраженном в несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства. При производстве по делу об административном правонарушении административный орган не устанавливал источник загрязнения водного объекта. Доказательств обратного материалы дела не содержат и административным органом не представлено. При этом, суду в обоснование жалобы представлены протоколы испытаний от 11.12.2008, 17.12.2008, санитарно-эпидемиологическое заключение по выбору земельного участка под строительство от 10.07.2009 № 58, акт осмотра от 16.11.2011. Суд, исследовав указанные документы, пришел к выводу о том, что административным органом не представлено надлежащих, объективных и безусловных доказательств попадания в водный объект нефтепродуктов с территории строительной площадки объекта; из анализа представленных в материалы дела документов следует, что попадание нефтепродуктов произошло вверх по течению от объекта, поскольку их количество уменьшается по следованию вниз по течению реки, при этом объект строительства находится в средней точке отбора проб. При этом из представленных доказательств, следует, что вверх по течению от объекта строительства общества, рядом с эксплуатируемой железной дорогой (ж/д мост через реку Сочи) находится территория мазутохранилища. Кроме того, статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения. В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ). Вина привлекаемого к ответственности лица в силу требований статьи 2.2 КоАП РФ должна быть установлена и доказана административным органом. Из материалов дела усматривается, что при вынесении оспариваемого постановления административный орган ограничился констатацией выявленного нарушения. В нарушение статьи 29.10 КоАП РФ не исследовал вопросы виновности Реутовой В.Г. При таких обстоятельствах, суд полагает, что административным органом не доказан факт наличия в действиях должностного лица Реутовой В.Г. состава, события, вины административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ. В соответствии с ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд РЕШИЛ: Жалобу Реутовой В.Г. на постановление начальника регионального отдела государственного экологического надзора на курорте федерального значения г. Сочи и надзора за Олимпийскими объектами (г. Сочи) государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея Удинцева СИ. № 169ФР-2 от 20.12.2011 года о привлечении к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, удовлетворить, постановление начальника регионального отдела государственного экологического надзора на курорте федерального значения г. Сочи и надзора за Олимпийскими объектами (г. Сочи) государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея, Удинцева С.И. № 169ФР-2 от 20.12.2011 года о привлечении к административной ответственно по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, производство по делу прекратить. Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня его вынесения Судья: