материал № 5-713/10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Сочи ДД.ММ.ГГГГ
Судья Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края Ващенко Н.П. при секретаре Коржемановой И.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица - МУП города Сочи «Спецавтохозяйство по уборке города», расположенного по адресу: город Сочи, улица <адрес> по статье 8.2Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», поступившего на рассмотрение судье 10 декабря 2010 года из Территориального Отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе Сочи,
У С Т А Н О В И Л:
В Центральный районный суд г. Сочи поступило дело об административном правонарушении в отношении МУП города Сочи «Спецавтохозяйство по уборке города», предусмотренное статьей 8.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», выразившееся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
На основании поручения прокуратуры города Сочи специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в городе-курорте Сочи Аминевым Р.Р. 29 сентября 2010 года проведена проверка МУП города Сочи «Спецавтохозяйство по уборке города» при эксплуатации свалки твердых бытовых отходов в поселке Лоо Лазаревского района.
При проведении проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления: свалки твердых бытовых отходов в поселке Лоо Лазаревского района города Сочи, эксплуатируемой МУП города Сочи «Спецавтохозяйство по уборке города» размещена на территории, необеспеченной нормативной санитарно- защитной зоной (нарушение п. 4.2. СанПиН2.1.7.1322-03); свалка эксплуатируется более 25 лет (нарушение п. 4.8. СанПиН 2.1.7.1322-03); для очистки поверхностного стока и дренажных вод не предусмотрены локальные очистные сооружения (нарушение п. 4.19. СанПиН 2.1.7.1322-03); для перехвата поверхностного стока в зоне складирования ТБО не предусмотрена система нагорных канав и дождевая канализация, а для отвода фильтрата - дренажная система (нарушение п. 4.20. СанПиН 2.1.7.1322-03); по периметру зоны захоронения не предусмотрены кольцевой канал и кольцевой вал высотой не менее 2 м (нарушение п. 4.21. СанПиН 2.1.7.1322-03); для предотвращения попадания загрязнений в водоносный горизонт, грунты не предусмотрены гидроизоляция дна и стен ложа (нарушение п. 4.23. СанПиН 2.1.7.1322-03).
В судебном заседании представитель МУП города Сочи «Спецавтохозяйство по уборке города» вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснив, что постановлением Главы города Сочи № 581 от 19 мая 2010 года земельный участок площадью 132027 кв.м по адресу: город Сочи, Лазаревский район, в районе ул. <адрес> в Лазаревском районе города Сочи, предоставлен для размещения полигона твердых бытовых отходов в безвозмездное срочное пользование управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Сочи, а не МУП города Сочи «САХ по уборке города». Распоряжением Главы города Сочи № 13-р от 14 января 2010 года МУП города Сочи «САХ по уборке города» указано на необходимость вывоза и размещения твердых бытовых отходов на свалку в районе поселка Лоо Лазаревского района города Сочи. На основании утвержденной предприятием инструкции МУП города Сочи «САХ по уборке города», который согласно п. 1.3 Устава предприятия входит в систему жилищно-коммунального комплекса города Сочи и учрежден администрацией города Сочи, осуществляет на вышеуказанной свалке прием, складирование и изоляцию твердых бытовых отходов. Считает, что в действиях предприятия отсутствует состав административного правонарушения. Предприятие не имеет возможности провести расселение граждан, чьи дома в нарушение норм находятся менее чем за 1000 метров от полигона. Нарушение требований СанПиН 2.1.7.1322-03, которые вменяются предприятию, не распространяются на полигон твердых бытовых отходов в поселке Лоо, и иных нарушений экологических и санитарно-эпидемиологических требований, допущенных МУП города Сочи «САХ по уборке города» при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В судебном заседании представитель Территориального отдела территориального управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в городе Сочи подтвердил указанные нарушения действующих санитарных правил, предусмотренных законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, просил вынести решение в соответствии с действующим законодательством. Фактически ближайшая жилая застройка расположена на расстоянии около 260 м от границ территории свалки. Несоблюдение ориентировочных размеров санитарно-защитной зоны свалки создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения.
Оценив представленные доказательства, суд, разрешая вопрос о виновности МУП города Сочи «Спецавтохозяйство по уборке города» в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», приходи к следующему.
По существу правонарушения, судья считает, что согласно статье 8.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья включает формальный общий состав с альтернативными признаками объективной стороны и предмета правонарушения, выполняя, как и ст. 8.1, роль резервной нормы.
Цель статьи - обеспечение административно-правовыми средствами установленного порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду. Сфера ее действия охватывает деятельность промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, горнодобывающих и иных предприятий (объектов).
Нормы, регламентирующие обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, содержатся в Федеральных законах «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Объект правонарушения - общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предмет - отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества: бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.
Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора ( ч.1 ст.8 указанного закона).
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Исходя из толкования указанных выше правовых норм следует, что управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Сочи, с одной стороны, как юридическое лицо, выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования.
Как усматривается из материалов дела, в выявленном административным органом правонарушении, МУП города Сочи «Спецавтохозяйство по уборке города» не выступает в качестве юридического лица, в результате деятельности которого образовались отходы производства и потребления.
Таким образом, должностным лицом административного органа сделан ошибочный вывод о том, что МУП города Сочи «Спецавтохозяйство по уборке города» является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения, и у административного органа имелись правовые основания для привлечения МУП города Сочи «Спецавтохозяйство по уборке города» к административной ответственности.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях деликвента МУП города Сочи «Спецавтохозяйство по уборке города» состава административного правонарушения и необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст 29.10,29.1130.6-30.8 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении,
предусмотренном статьей 8.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», в отношении МУП города Сочи «Спецавтохозяйство по уборке города» за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья Н.П. Ващенко