Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса



Дело №

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Сочи ДД.ММ.ГГГГ

Судья Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края Вергунова Е.М.,

при секретаре судебного заседания Мартыновой Л.А.,

с участием:

представителей юридического лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении - ООО «ЛесТорг» - директора Тонаканян А.Г. на основании приказа о вступлении в должность и Войтенко В.С. на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,

государственного инспектора г.Сочи по пожарному надзору, старшего дознавателя ОГПН г. Сочи Харлампиевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи материал, поступивший из отдела государственного пожарного надзора Центрального района г. Сочи МЧС России, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении

ООО «ЛесТорг», <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «ЛесТорг» нарушило требования пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ.

Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:

ООО «ЛесТорг» нарушило Федеральный закон «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 г., Постановление Правительства РФ № 820 от 21.12.2004 г. «О государственном пожарном надзоре», «Правила пожарной безопасности в РФ», а именно:

- не проведено обучение лиц, ответственных за пожарную безопасность, в организации, имеющей лицензию на обучение в области пожарной безопасности; не определены распорядительным документом по организации: места для курения, порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня, порядок уборки горючих отходов и пыли;

- не регламентирован:порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ, порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы, действия работников при обнаружении пожара, не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также не назначены ответственные лица за их проведение;

-отсутствует автоматическая пожарная сигнализация в помещениях, расположенных на арендуемой территории;

- для производственного помещения не определена категория пожарной опасности. Не определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения. Не заведен специальный журнал произвольной формы для учета проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения;

- помещения не обеспечено первичными средствами пожаротушения;

- не проведен замер сопротивления изоляции электрооборудования;

- эксплуатация электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием не осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике;

- допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;

- не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации со специализированной организацией, имеющей лицензию, отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности для производственного помещения в соответствии с приложением № 1 ППБ 01-03;

-отсутствует разработанный и согласованный с органами государственного пожарного надзора план размещения штабелей с указанием предельного объема хранящихся материалов, противопожарных расстояний и проездов между штабелями, а также между штабелями и соседними объектами;

-допускается хранение лесоматериалов на расстоянии менее 12 метров до зданий и сооружений;

- на территории открытого склада лесоматериалов отсутствует адресная электрическая пожарная сигнализация с ручными пожарными извещателями, в соответствии с НПБ 88 и настоящими нормами.

В судебном заседании представители юридического лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении ООО «ЛесТорг» - Тонаканян А.Г. и Войтенко В.С. вину юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, так как возвращение материала в отдел государственного пожарного надзора Центрального района г. Сочи МЧС России не возможен на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении. Состав названного административного правонарушения отсутствует, так как, во - первых, по их мнению, отсутствовало основание для проведения внеплановой выездной проверки, которая в соответствии с требованиями закона проводится только в двух случаях: для проверки выполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, и во-вторых, в случае поступления обращения граждан, юридических или должностных лиц по поводу допущенного нарушения. В данном случае, по их мнению, таких оснований для проведения проверки не было, так как предписание ранее не выдавалось, а граждане или юридические лица в отдел государственного пожарного надзора Центрального района г. Сочи МЧС России по вопросу нарушения ООО «Лес-торг» правил пожарной безопасности не обращались. Проверка проведена на основании рапорта того же государственного инспектора г.Сочи по пожарному надзору, старшего дознавателя ОГПН г. Сочи Харлампиевой Т.А., который и проводил проверку. Кроме того, ООО «ЛесТорг» создано в октябре 2010 года, в связи с чем, в течение 3 лет не подлежит плановым проверкам, а внеплановые должны проводиться в соответствии с законом только с разрешения прокурора, которое в данном случае отсутствует. Более того, временный запрет деятельности распространяется на филиалы, агрегаты и сооружения, но не на помещения, как указано в протоколе о временном запрете деятельности ООО «ЛесТорг». Кроме того, проверка в нарушение требований закона проведена в отсутствие руководителя или представителя ООО «ЛесТорг». Копии распоряжения о проведении проверки, протоколов об административном правонарушении, о временном прекращении деятельности юридического лица не были ни вручены представителю ООО «ЛесТорг», ни направлены почтой. Никаких предусмотренных законом действий по прекращению деятельности юридического лица, например, опечатывание помещений, не проводилось. О прекращении деятельности юридического лица его представители узнали только в судебном заседании.

Государственный инспектор г.Сочи по пожарному надзору, старший дознаватель ОГПН г. Сочи Харлампиева Т.А. в судебном заседании пояснила, что является ответственной за территорию, на которой расположено ООО «ЛесТорг». Когда она находилась на указанной территории, то увидела, что в нарушение ППБ пиломатериал, принадлежащий указанному юридическому лицу, расположен на открытой территории на расстоянии менее 12 метров от здания, занимаемого несколькими юридическими лицами, в том числе и ООО «ЛесТорг». Она написала рапорт об этом своему руководству, на что получила распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки. Разрешения на проведение этой проверки у прокурора района не запрашивалось, так как вновь принятый «Олимпийский» закон отменяет действие ФЗ № 244. Проверка проведена в отсутствие директора ООО «ЛесТорг», так как в момент проверки Тонаканян А.Г. находился в г. Москве, а по его возвращению в его присутствии был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и протокол о временном запрете деятельности ООО «ЛесТорг», копии которых она предложила получить Тонаканян А.Г., но последний отказался как от подписи в них, так и от получения. В качестве свидетеля, подтверждающего факт отказа директора ООО «ЛесТорг» от подписи в протоколах она указала сотрудника ОГПН г. Сочи ФИО5, так как другого лица в тот момент не было. Протоколы составлены в ее служебном кабинете, расположенном по адресу: г. Сочи, ул. Московская, 20. Копии протоколов в ООО «ЛесТорг» не направлялись. Каких-либо действий по фактическому прекращению деятельности ООО «ЛесТорг» ею не предпринималось, причину пояснить не может.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о наличии в действиях ООО «ЛесТорг» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20. 4 КоАП РФ.

Вина ООО «ЛесТорг» подтверждается доказательствами по делу об административном правонарушении, а именно:

- Протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным в отношении ООО «ЛесТорг», согласно которого выявлены нарушения Федерального Закона «О пожарной безопасности», Правила пожарной безопасности (л.д. 3-4);

- Актом № проверки соблюдения требований пожарной безопасности, в соответствии с которым установлено, что в ООО «ЛесТорг» не проведено обучение лиц, ответственных за пожарную безопасность, в организации, имеющую лицензию на обучение в области пожарной безопасности, не определены распорядительным документом по организации: места для курения, порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня, порядок уборки горючих отходов и пыли, не регламентирован порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ, порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы, действия работников при обнаружении пожара, не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также не назначены ответственные лица за их проведение; отсутствует автоматическая пожарная сигнализация в помещениях, расположенных на арендуемой территории, для производственного помещения не определена категория пожарной опасности, не определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения, не заведен специальный журнал произвольной формы для учета проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения, помещения не обеспечены первичными средствами пожаротушения, не проведен замер сопротивления изоляции электрооборудования; эксплуатация электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием не осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике, допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации со специализированной организацией, имеющей лицензию, отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности для производственного помещения в соответствии с приложением № 1 ППБ 01-03, отсутствует разработанный и согласованный с органами государственного пожарного надзора план размещения штабелей с указанием предельного объема хранящихся материалов, противопожарных расстояний и проездов между штабелями, а также между штабелями и соседними объектами, допускается хранение лесоматериалов на расстоянии менее 12 метров до зданий и сооружений, на территории открытого склада лесоматериалов отсутствует адресная электрическая пожарная сигнализация с ручными пожарными извещателями, в соответствии с НПБ 88 и настоящими нормами (л.д. 9-10).;

- Предписанием ОГПН г. Сочи МЧС РФ № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (л.д. 7-8).

Кроме того, выявленные нарушения требований пожарной безопасности представители юридического лица не оспаривают.

Доводы представителей юридического лица об отсутствии законных оснований для проведения внеплановой проверки юридического лица и проведения ее без согласования с органом прокуратуры суд признает не состоятельными, не основанными на нормах закона.

Так, в соответствии с п. «з» п.2 ч.2 ст.10 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является, среди прочих, приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с ч.5 ст.10 того закона, внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а указанные подпункты предусматривают проведение проверки в случае поступления в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Аналогичное требование предусмотрено и Порядком согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным Приказом Генпрокуратуры РФ от 27.03.2009 N 93 (ред. от 12.05.2010) "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что внеплановая выездная проверка ООО «ЛесТорг» проведена отделом государственного пожарного надзора Центрального района г. Сочи МЧС России в соответствии с требованиями закона.

Доводы представителей юридического лица о допущенных нарушениях при проведении проверки соблюдения ООО «ЛесТорг» требований о пожарной безопасности и составлении протоколов в части невручения копии протоколов представителю юридического лица и непринятия мер по фактическому запрещению деятельности юридического лица нашли свое подтверждение в судебном заседании, однако выявленные нарушения закона не влияют на выводы о наличии в действиях ООО «ЛесТорг» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Основания для прекращения производства по данному делу, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, судом не установлены.

В соответствии с ч. 3 ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении наказания ООО «ЛесТорг», суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, а именно то, что данные нарушения создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, так как нарушения правил пожарной безопасности ООО «ЛесТорг» выявлены на территории, арендуемой не только указанным юридическим лицом, но и рядом других юридических лиц.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ООО «ЛесТорг», не установлено.

Суд приходит к выводу, что назначение наказания в виде штрафа, как одного из видов наказаний санкции ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, не сможет обеспечить предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, воздействия на них опасных факторов пожара и находит необходимым назначить наказание, заключающееся во временном приостановлении деятельности юридического лица.

При этом суд считает необходимым разъяснить представителям ООО «ЛесТорг» положения ч.3 ст.3.12 КоАП РФ, в соответствии с которым судья, орган, должностное лицо, назначившие административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращают исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9-29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо ООО «ЛесТорг», <данные изъяты>, расположенное по адресу: г. Сочи, <адрес> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и назначить ООО «ЛесТорг» административное наказание в виде административного приостановления деятельности ООО «ЛесТорг», расположенного по адресу: г. Сочи, <адрес> на срок 90 (девяносто) суток.

Срок административного приостановления деятельности ООО «ЛесТорг», расположенного по адресу: г. Сочи, <адрес>, исчислять с 15 часов 00 минут 01 марта 2011 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ, данное постановление подлежит немедленному исполнению судебным приставом-исполнителем.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи.

Обжалование постановления не приостанавливает немедленное исполнение постановления.

Судья Е.М. Вергунова