о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения природоохранного закон



К делу №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 сентября 2010 года г. Сочи Адлерский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Надрага В.Л.

с участием помощника прокурора Батиной А.А.

при секретаре Шуликиной Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к ОРГ1 о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения природоохранного законодательства.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ... обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОРГ1 о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения природоохранного законодательства.

В заявлении в обосновании заявленных требований указано, что прокуратурой ... совместно со специалистами Управления Росприроднадзора по ...

Горно-туристический центр, расположенный в ..., принадлежащий на праве собственности ОРГ2 передан в доверительное управление ОРГ1 па основании договора № от **.**.****.

Канализационные очистные сооружения входят в состав горно-туристического центра и предназначены для биологической очистки и доочистки стоков с производительностью № мЗ/сутки.

Водоснабжение горно-туристского центра осуществляется ты скважины расположенной па территории центра. Сброс сточных вод с канализационных очистных сооружений осуществляется в ручей ..., на основании Лицензии на водопользование (серия № от **.**.****г. сроком действия до **.**.****г.) и Договора пользования водным объектом (№ от **.**.****г. Вышеуказанные документы на право пользования водным объектом выданы ОРГ2, документов, подтверждающих правомерность передачи прав и обязанностей по договору водопользования ОРГ1 отсутствуют.

При изучении документов, подтверждающих выполнение условий пользования водным объектом, являющихся составной частью Лицензии на водопользование № от **.**.****г. установлено, что ОРГ1 в нарушение и. 4 Условий ежегодный отчет по форме 2ТП - Водхоз, а также данные о ежеквартальном мониторинге о качестве сбрасываемых сточных и ливневых вод перед сбросом в ... Бассейновое Водное Управление не представляет.

Также Обществом в нарушение Условий не разработаны нормативы ПДС, не получено разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект.

Согласно ч. 1 ст. 19 Водного кодекса РФ водопользователь с согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, вправе передавать свои права и обязанности по договору водопользования другому лицу, за исключением прав и обязанностей по договору водопользования в части забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения: вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические липа, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается:

1) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной
очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов
допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых
концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не
соответствующих требованиям технических регламентов;

2) производить, забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект;

3) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечем за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Таким образом, ОРГ1 не выполняются требования ст. 19, ч. 2 ст. 39. ст. 55. ст. 60 Водного кодекса РФ.

Указанные нарушения подтверждаются справкой о результатах проверки от **.**.****г. и материалами проверки.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о се состоянии и на возмещение ущерба, причиненною его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Несоблюдение ОРГ1 требований природоохранного законодательства влечет нарушение закрепленных в Конституции РФ и федеральном законодательстве прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ является основанием для обращения прокурора в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Батина А.А., поддержала, заявление прокурора ..., просила суд заявление удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ОРГ1 Вернигора О.Ф. (доверенность от **.**.****г.) в судебном заседании согласился с исковыми требованиями прокурора.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) Ануфриев И.В. (доверенность **.**.****г. №) не возражал против удовлетворения исковых требований.

Суд, выслушав помощника прокурора ..., стороны, изучив материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:

прокуратурой ... совместно со специалистами Управления Росприроднадзора по ...

Горно-туристический центр, расположенный в ..., принадлежащий на праве собственности ОРГ2, передан в доверительное управление ОРГ1 па основании договора № от **.**.****.

Канализационные очистные сооружения входят в состав горно-туристического центра и предназначены для биологической очистки и доочистки стоков с производительностью № мЗ/сутки.

Водоснабжение горно-туристского центра осуществляется ты скважины расположенной па территории центра. Сброс сточных вод с канализационных очистных сооружений осуществляется в ручей ..., на основании Лицензии на водопользование (серия № от **.**.****г. сроком действия до **.**.****г.) и Договора пользования водным объектом (№ от **.**.****г. Вышеуказанные документы на право пользования водным объектом выданы ОРГ2, документов, подтверждающих правомерность передачи прав и обязанностей по договору водопользования ОРГ1 отсутствуют.

При изучении документов, подтверждающих выполнение условий пользования водным объектом, являющихся составной частью Лицензии на водопользование № от **.**.****г. установлено, что ОРГ1 в нарушение и. 4 Условий ежегодный отчет по форме 2ТП - Водхоз, а также данные о ежеквартальном мониторинге о качестве сбрасываемых сточных и ливневых вод перед сбросом в Кубанское Бассейновое Водное Управление не представляет.

Также Обществом в нарушение Условий не разработаны нормативы ПДС, не получено разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект.

Согласно ч. 1 ст. 19 Водного кодекса РФ водопользователь с согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, вправе передавать свои права и обязанности по договору водопользования другому лицу, за исключением прав и обязанностей по договору водопользования в части забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения: вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические липа, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается:

1) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной
очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов
допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых
концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не
соответствующих требованиям технических регламентов;

4) производить, забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект;

5) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечем за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Таким образом, ОРГ1 не выполняются требования ст. 19, ч. 2 ст. 39. ст. 55. ст. 60 Водного кодекса РФ.

Указанные нарушения подтверждаются справкой о результатах проверки от **.**.****г. и материалами проверки.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о се состоянии и на возмещение ущерба, причиненною его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Несоблюдение ОРГ1 требований природоохранного законодательства влечет нарушение закрепленных в Конституции РФ и федеральном законодательстве прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 257-258 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Заявленные требования прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к филиалу ОРГ3 в ... о признании неправомерным бездействия юридического лица - удовлетворить.

Признан» бездействие ОРГ1. выразившееся в неисполнении требований природоохранного законодательства незаконным.

Обязан, ОРГ1 устранить выявленные нарушения путем:

- получения лицензии на водопользование и заключения договора на водопользование:

- выполнения всех условий пользования водным объектом, являющихся составной частью Лицензии № от **.**.****;

- разработки нормативов допустимых сбросов в водный объекл ручей ... и получения разрешения на сброс загрязняющих веществ.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней.

Решение напечатано в совещательной комнате.

Председательствующий: