К делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 сентября 2010 года г. Сочи Адлерский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Надрага В.Л.
с участием помощника прокурора Батиной А.А.
при секретаре Шуликиной Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к ОРГ1 о признании бездействий незаконными и обязании устранить допущенные нарушения природоохранного законодательства.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ... обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОРГ1 о признании бездействий незаконными и обязании устранить допущенные нарушения природоохранного законодательства.
В заявлении в обосновании заявленных требований указано, что прокуратурой ... совместно со специалистами Управления Росприроднадзора по ... и ..., с привлечением ОРГ2 проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства ОРГ1 при эксплуатации очистных сооружений, в ходе которой выявлены нарушения обществом природоохранного законодательства.
Водоснабжение турбазы осуществляется централизованно от сетей ОРГ3. Сброс собственных хозбытовых сточных вод производится па очистные сооружения биологической очистки проектной мощностью 306 мЗ/сут. и далее направляются в ручей ... с последующим поступлением в ....
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч. 2 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасною размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия но восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву: размещение опасных отходов и радиоактивных отходов па территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на нулях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека, захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения пенных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.
В ходе проверки установлено, что ОРГ1» не выполняются требования с г.ст. 34. 39. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», так как у Общества отсутствует договор на утилизацию отходов (осадков), образующихся при механической и биологической очистке сточных вод.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускаль нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; всели в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти: выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.
В ходе проверки установлено, что ОРГ1 не выполняются требования ст.ст. 34. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч. 2 с г 39 Водною кодекса РФ. лак как у Общества отсутствуют документы, подтверждающие выполнение условий пользования водным объектом, являющихся составной частью Лицензии па водопользование № от **.**.****.
По результатам количественного химического анализа сточных вод с обследуемых очистных сооружений горно - туристского центра, проведенною экоаналитической лабораторией ОРГ2 (протокол № от **.**.****) установлено, что качество очистки елочных вод ОРГ1 превышает допустимые концентрации нормативов НДС: по взвешенным веществам в 1.57 раз; БПКполн. в 4.87 раз; азоту аммонийному в 7, 59 раз; азоту нитритов в 3.6 раз; фосфору фосфатов в 3.6 раз.
Таким образом, ОАО «Турбаза «Горный воздух» нарушены требования ст.ст. 56, 60 Водного кодекса РФ.
Указанные нарушения подтверждаются справкой о результатах проверки от **.**.****г. протоколом количественного химического анализа сточной волы № от **.**.****г. и материалами проверки.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о се состоянии и на возмещение ущерба, причиненною его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Несоблюдение ОРГ1 требований природоохранного законодательства влечет нарушение закрепленных в Конституции РФ и федеральном законодательстве прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ является основанием для обращения прокурора в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Батина А.А., поддержала, заявление прокурора ..., просила суд заявление удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ОРГ1 Джола С.А. (доверенность от **.**.****г.) в судебном заседании согласился с исковыми требованиями прокурора.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) Ануфриев И.В. (доверенность **.**.****г. №) не возражал против удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав помощника прокурора ..., стороны, изучив материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:
прокуратурой ... совместно со специалистами Управления Росприроднадзора по ...
Водоснабжение турбазы осуществляется централизованно от сетей ОРГ3. Сброс собственных хозбытовых сточных вод производится па очистные сооружения биологической очистки проектной мощностью 306 мЗ/сут. и далее направляются в ручей ... с последующим поступлением в ....
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч. 2 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасною размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия но восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву: размещение опасных отходов и радиоактивных отходов па территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на нулях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека, захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения пенных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.
В ходе проверки установлено, что ОРГ1 не выполняются требования с г.ст. 34. 39. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», так как у Общества отсутствует договор на утилизацию отходов (осадков), образующихся при механической и биологической очистке сточных вод.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускаль нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; всели в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти: выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.
В ходе проверки установлено, что ОРГ1 не выполняются требования ст.ст. 34. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч. 2 с г 39 Водною кодекса РФ. лак как у Общества отсутствуют документы, подтверждающие выполнение условий пользования водным объектом, являющихся составной частью Лицензии па водопользование № от **.**.****.
По результатам количественного химического анализа сточных вод с обследуемых очистных сооружений горно - туристского центра, проведенною экоаналитической лабораторией ОРГ2 (протокол № от **.**.****) установлено, что качество очистки елочных вод ОРГ1 превышает допустимые концентрации нормативов НДС: по взвешенным веществам в 1.57 раз; БПКполн. в 4.87 раз; азоту аммонийному в 7, 59 раз; азоту нитритов в 3.6 раз; фосфору фосфатов в 3.6 раз.
Таким образом, ОРГ1 нарушены требования ст.ст. 56, 60 Водного кодекса РФ.
Указанные нарушения подтверждаются справкой о результатах проверки от **.**.****г. протоколом количественного химического анализа сточной волы № от **.**.****г. и материалами проверки.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о се состоянии и на возмещение ущерба, причиненною его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 257-258 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Заявленные требования прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к ОРГ1 о признании бездействий незаконными и обязании устранить допущенные нарушения природоохранного законодательства - удовлетворить.
Признать бездействие ОРГ1, выразившееся в неисполнении требований природоохранного законодательства незаконным.
Обязать ОРГ1 устранить выявленные нарушения путем: заключения договора со специализированной организацией на утилизацию отходов (осадков), образующихся при механической и биологической очистке сточных вод; выполнения условий пользования водным объектом, являющихся составной частью Лицензии па водопользование № от **.**.****г.; привести качество очистки сточных вод ОСК в пределы допустимой концентрации нормативов НДС.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней.
Решение напечатано в совещательной комнате.
Председательствующий: /подпись/.