о сносе самовольной постройки



К делу №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 сентября 2010 года Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

Председательствующего Надрага В.Л.,

при секретаре Шуликиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации ... к Аведян Г.Л. о сносе самовольной постройки,

УСТАНОВИЛ:

Администрация ... обратилась в Адлерский районный суд с исковым заявлением Аведян Г.Л. о сносе самовольной постройки.

В обоснование своих исковых требований Администрация ... указала, что в ходе осуществления муниципального земельного контроля муниципальным учреждением «Земельная инспекция ...» по адресу: ... установлено, что земельный участок (для индивидуального жилищного строительства) с кадастровым номером № общей площадью № кв. м. принадлежит на праве общей долевой собственности (№ доли) Аведян Г.Л. (свидетельство о государственной регистрации права серии № от **.**.****года), (№ доли) ФИО2 (свидетельство о государственной регистрации права серии № от **.**.****года), (№ доли) ФИО1 (свидетельство о государственной регистрации права серии № от **.**.****года).

На земельном участке расположен 1-но этажный жилой дом общей площадью № кв.м., принадлежащий на праве общей долевой собственности (№ доли) Аведян Г.Л. (свидетельство о государственной регистрации права серии № от **.**.****года), (№ доли) ФИО1 (свидетельство о государственной регистрации права серии № от **.**.****года), (№ доли) ФИО2 (свидетельство о государственной регистрации права серии № от **.**.****года).

Также на земельном участке расположен 2-х этажный жилой дом общей площадью № кв.м., принадлежащий на праве собственности ФИО2 (свидетельство о государственной регистрации права серии № от **.**.**** года).

На момент обследования установлено, что Аведян Г.Л. на территории, прилегающей к ее закономерному земельному участку без разрешения на строительство построила 2-х этажное капитальное строение из керамзитоблоков размерами № м, а также построила навес размерами № м.

Факт возведения объекта самовольного строительства и занятия земельного участка подтверждается актом обследования земельного участка в натуре № от **.**.**** года, составленным МУ «Земельная инспекция ...» и фотоматериалом.

Представитель администрации ... Савчук Ю.В. (доверенность от **.**.****г. №) настаивала на удовлетворении искового заявления в полном объеме.

Ответчица Аведян Г.Л. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, представив возражения из которых следует, что Аведян Г.Л. на прилегающей к закономерному участку самовольно построила 2х этажное капитальное строение № м. из керамзитовых блоков, а так же навес размеров № м. не указано из какого материала. Указанные строения возводились на месте старых хозяйственных строений, которые использовались как сараи дровяники для угля и дров в период, когда было печное отопление в домах.

В дальнейшем, в связи с изменением системы отопления, сараи/дровяники жильцы стали использовать для хозяйственных нужд.

Отдельные помещения пришли в негодность из-за их ветхости и использования при строительстве слабых стройматериалов.

Владельцы дровяников ФИО6 под литером № и ФИО3 под литером № уступили Аведян Г.Л. в пользование эти сараи.

В связи с тем, что сараи были очень ветхими и их ремонтом никто не занимался, по ее просьбе они были переданы Аведян Г.Л. в пользование. Никакими переоформлениями они не занимались, т.к. эти объекты не были их собственностью и выделялись им в пользование.

Имея намерение пользоваться указанными строениями, Аведян Г.Л. решила привести их в надлежащий порядок. Что было сделано, это на старом месте, без увеличения площади ответчица построила из керамзитовых блоков двухэтажное строение и навес. Эти помещения использовались только для хозяйственно бытовых целей.

Навес используется для сушки белья после стирки и как летняя кухня.

Оформление строительства Аведян Г.Л. не делала, т.к. эти объекты, а точнее их предназначение не менялось.

По этому поводу в письме директора МУП РЭО -№ от **.**.**** г. ФИО4 указано: «Данные жилые дома рассчитаны на печное отопление, поэтому согласно проекта под печное отопление жильцы имеют право на дровяники и сараи».

Это положение подтверждено и в письме Заместителя Главы ... ФИО5 от **.**.**** года, где указано: «Согласно ч.12 ст. 81 Градостроительного кодекса, разрешение на строительство хозяйственных построек не требуется, в случае строительства на земельном участке строений и сооружений для вспомогательного использования, а так же для вспомогательных нужд».

Как блочный объект, а так же и навес, реконструированы на выделенных участках под строительство дровяников и притом на участке, примыкающем к участку Аведян Г.Л. закономерно выделенном под строением.

Исходя из изложенного, что возведенные строения были обусловлены специфическими особенностями и не требующими при сооружении разрешения на строительство, процедуры подготовки проектно-сметной документации и получения разрешения на строительство в обычно установленном порядке. Своими действиями Аведян Г.Л. не нарушала права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровья другим гражданам. Что предусмотрено в таких случаях требованиями ст. 222 ПС РФ.

Эти положения не утратили силы и значения в настоящее время, только непонятно кому и зачем нужно было направлять комиссии для проверки законности строений и составления акта о самозастройки.

Во втором пункте искового заявления истцом предъявлено требование обязать Аведян Г.Л. освободить земельный участок с кадастровым номером №,общей площадью № кв.м. по ....

Данное требование является необоснованным и не законным, т.к. Аведян Г.Л. таким участком, по указанному адресу, не владеет.

Согласно Постановления главы администрации ... № от **.**.**** года площадью № кв.м. был выделен на участок ... в общую долевую собственность и распределен на участок № кв.м. Аведян Г.Л., участок, № кв.м. ФИО1 и участок № ФИО2 № кв.м. Указанный план участка нанесен на план. Таким образом, просит в иске администрации ... о сносе самовольной постройки и освобождения земельного участка, предъявленном к Аведян Г.Л. отказать, в части освобождения земельного участка пл.№ кв.м. и признать право пользования хозяйственным блоком из керамзитовых блоков размером № м. и навеса размером № м. по ....

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования администрации ... обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд, установление, с учетом требований законодательства Российской Федерации, правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Аналогичные полномочия закреплены подпунктом 26 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования город-курорт Сочи.

Статьей 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований в суде могут выступать органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. В случае возведения самовольной постройки имеет место нарушение прав муниципального образования по регулированию и планированию застройки территории муниципального образования, что дает истцу право предъявить настоящий иск.

Как установлено в судебном заседании в ходе осуществления муниципального земельного контроля муниципальным учреждением «Земельная инспекция ...» по адресу: ... установлено, что земельный участок (для индивидуального жилищного строительства) с кадастровым номером № общей площадью № кв. м. принадлежит на праве общей долевой собственности (№ доли) Аведян Г.Л. (свидетельство о государственной регистрации права серии № от **.**.****года), (№ доли) ФИО2 (свидетельство о государственной регистрации права серии № от **.**.****года), (№ доли) ФИО1 (свидетельство о государственной регистрации права серии № от **.**.****года).

На земельном участке расположен 1-но этажный жилой дом общей площадью № кв.м., принадлежащий на праве общей долевой собственности (№ доли) Аведян Г.Л. (свидетельство о государственной регистрации права серии № от **.**.****года), (№ доли) ФИО1 (свидетельство о государственной регистрации права серии № от **.**.****года), (№ доли) ФИО2 (свидетельство о государственной регистрации права серии № от **.**.****года).

Также на земельном участке расположен 2-х этажный жилой дом общей площадью № кв.м., принадлежащий на праве собственности ФИО2 (свидетельство о государственной регистрации права серии № от **.**.**** года).

На момент обследования установлено, что Аведян Г.Л. на территории, прилегающей к ее закономерному земельному участку без разрешения на строительство построила 2-х этажное капитальное строение из керамзитоблоков размерами № м, а также построила навес размерами № м.

Факт возведения объекта самовольного строительства и занятия земельного участка подтверждается актом обследования земельного участка в натуре № от **.**.**** года, составленным МУ «Земельная инспекция ...» и фотоматериалом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

В силу статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.

Строительство, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 года № 698 утверждена единая форма разрешения на строительство, заполняемая в порядке, предусмотренном Приказом Министерства регионального развития РФ от 19 октября 2006, года № 120.

Полномочиями по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) в силу пункта 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обладают в том числе органы местного самоуправления.

Согласно пункту 6 Постановления Главы ... от **.**.**** года № «О делегировании отдельных полномочий администрации ...» право подписи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов, за исключением отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства), на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства (приусадебные) предоставлено заместителю Главы ..., курирующему вопросы строительства.

За разрешением на строительство (реконструкцию) капитального объекта недвижимости ответчик не обращался.

Пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет. Статьей 25 Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.

Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является законным владельцем.

По буквальному смыслу указанной нормы, содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 ГК РФ. Данная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 3 июля 2007 года № 595-0-П.

Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Статья 76 Земельного кодекса РФ устанавливает, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Учитывая выше изложенное, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования Администрации ... к Аведян Г.Л. о сносе самовольной постройки.

Обязать Аведян Г.Л. осуществить снос самовольно возведенного 2-х этажного капитального строения из керамзитоблоков размерами № м., а также навеса размерами № м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: ....

Обязать Аведян Г.Л. освободить земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м. по адресу: ....

Решение может быть обжаловано в крайсуд через райсуд в течение 10 дней.

Председательствующий: /подпись/.