К делу № 2-2832/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2010 года г. Сочи Адлерский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Надрага В.Л.
с участием помощника Транспортного прокурора г. Сочи Бирюченко В.В.,
при секретаре Шуликиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Сочинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОРГ1 о признании незаконным бездействие, по принятию должностных мер по соблюдению требований природоохранного законодательства и обязанию их принятия,
УСТАНОВИЛ:
Сочинский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ОРГ1 о признании незаконным бездействие, по принятию должностных мер по соблюдению требований природоохранного законодательства и обязанию их принятия.
В заявлении истец указал, что 01.03.2010 Сочинской транспортной прокуратурой совместно со специалистом ... отдела по надзору на море Департамента Росприроднадзора по ЮФО проведена проверка, которой установлено, что ОРГ1 заключены договора аренды № от **.**.**** и № от **.**.**** с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по .... Согласно указанных договоров предприятие размещается на земельных участках, общей площадью 46 000 м.
В штате предприятия состоит свыше 130 работников, занимающихся хозяйственной и производственной деятельностью на предприятии. На территории имеется автотранспорт, плавсредства, склад ГСМ, РБУ и иные сооружения. Предприятие ведет полноценную хозяйственную и производственную деятельность, но не соблюдает экологических требований при эксплуатации предприятия, отдельных сооружений и объектов, а именно:
В устье р. Кудепста на площадке причала судов расположены очистные сооружения мойки и сточных вод, содержатся в неудовлетворительном состоянии. На момент проверки не были очищены от ила и нефтесодержащих веществ, отсутствует верхняя крышка, исключающая попадание атмосферных осадков, откачивающий насос в нерабочем состоянии. Таким образом, предприятием не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды, чем нарушены ч. 1 ст. 34 ФЗ Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 2 ст. 39 Водного Кодекса Российской Федерации.
Так в соответствии с ч. 1 ст. 34 ФЗ Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
ч. 2 ст. 39 Водного Кодекса Российской Федерации на собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов возложены обязанности:
1) не допускать нарушение прав других собственников водных объектов,
водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;
2) содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;
3) информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;
4) своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
На момент проведения проверки установлено, что ОРГ1 осуществляет свою хозяйственную деятельность с нарушением водного законодательства РФ, а именно использует акваторию Черного моря и р. Кудепста для сброса ливневых вод. Решения о предоставлении водных объектов (Черное море и р. Кудепста) в пользование для сброса ливневых вод отсутствуют.
В соответствии ст. 11 Водного Кодекса Российской Федерации установлено предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования в случаях, предусмотренных ч. 1 указанной статьи, а именно:
1. На основании договоров водопользования, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов
для целей производства электрической энергии.
Получение решений о предоставлении водных объектов в пользование, предусматриваются ч.2 указанной статьи для:
1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) сброса сточных вод и (или) дренажных вод;
3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;
4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами;
5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;
6) разведки и добычи полезных ископаемых;
7)проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;
8)подъема затонувших судов и т.д.
На основании ч.4 ст. 11 Водного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
На территории отсутствуют контейнеры для сбора бытовых отходов и контейнеры для сбора опасных отходов 1 - 4 класса опасности (ртутьсодержащие отходы, изношенные автомобильные покрышки, замазученные бочки и ветошь и т.д.). Отсутствует договор с организацией на вывоз твердых бытовых отходов.
Территория предприятия находится в неудовлетворительном состоянии, засорена бытовым мусором, стройматериалами, отходами производства, металлоломом, очистные сооружения и ливневые канализационные системы, отстойники и лотки РБУ и ГСМ не очищены от ила и нефтепродуктов.
Лимиты на размещение отходов не представлены, паспорта опасных отходов не разработаны, журнал движения отходов не ведется. На полигоне у моря, где проводятся судоремонтные работы, обнаружены хаотично разбросанные материалы и оборудование, инертные материалы, а также устроено складирование неочищенных от нефтепродуктов отходов металлолома и оборудования (б/у судовые моторы, шланги, паелы, срезанные нефтетрубопроводы, топливные и маслянные судовые баки и прочие материалы). Хранение этих отходов осуществляется под открытым небом, на не оборудованной площадке, не предприняты меры по предотвращению попадания нефтепродуктов в водоем во время выпадения атмосферных осадков.. (Нарушены ст. 11, ст. 12, ст. 18, 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 № 89-ФЗ, ст. 16 и ст. 22-24, 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. СанПиН 2.1.7.1322-03 от 15.06.2003, утвержденные постановлением от 30.04.2003 № 80 «О требованиях к размещению отходов производства и потребления». СанПиН 2.1.5.980-00 от
01.01.2001 «О санитарной охране водных объектов»).
В соответствии с ч.1 ст. 16 Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
ч.2 ст. 16 Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены:
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
С учетом ч. 1 ст. 22 Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей установлены нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, которые должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
Часть 3 ст. 22 Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» возлагает ответственность за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду на субъектов хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда в соответствии с законодательством.
Статьей 24 Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отнесено, что нормативы образования
отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 18 Федерального Закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, возложена обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии со ст. 19 Федерального Закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
На территории ОРГ1 предприятия имеется стационарный источник выброса вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух -растворно-бетонный узел, однако разрешение на предельно-допустимые выбросы вредных веществ в атмосферный воздух отсутствует.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Расчет и документ, подтверждающий внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду предприятием ОРГ1 не представлены, чем нарушена ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ.
В соответствии с ч.1 ст. 16 Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
ч.2 ст. 16 Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены:
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
( |
иные виды негативного воздействия на окружающую среду. С территории предприятия ОРГ1 осуществляется сброс ливневых вод в водные объекты - Черное море и р. Кудепста. У предприятия отсутствуют нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ со сточными водами в Черное море и р. Кудепста, также отсутствует разрешение на сброс загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в водный объект - Черное море и реку Кудепста от ОРГ1.
В соответствии ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 23 ФЗ РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:
в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц -природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
В соответствии ч. 1 ст. 35 ФЗ РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ Водный кодекс Российской Федерации - поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Осуществление деятельности по эксплуатации и содержанию территории, переданной договором аренды № от **.**.**** и № от **.**.**** с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ..., ОРГ1 грубо нарушаются требования действующего законодательства, направленного на реализацию прав граждан на благоприятную окружающую среду, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда окружающей среде.
Перечисленные нарушения затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также неопределенного круга лиц, постоянно либо временно проживающих в Хостинском районе г. Сочи на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересдх неопределённого круга лиц.
Невыполнение ОРГ1 требований природоохранного законодательства нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ предоставляет право прокурору обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.
В судебном заседании помощник Транспортного прокурора ... Бирюченко В.В., поддержал, заявление прокурора, просила суд заявление удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика не явился, о дне слушания дела уведомлен, причин неявки не сообщил. Суд считает возможным рассмотреть дело без участия ответчика.
Представитель заинтересованного лица Противопожарной службы МЧС России Ветошкин С.А. поддержал исковые требования транспортного прокурора.
Суд, выслушав помощника транспортного прокурора ..., изучив материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределённого круга лиц.
Как установлено в судебном заседании 01.03.2010 Сочинской транспортной прокуратурой совместно со специалистом ... отдела по надзору на море Департамента Росприроднадзора по ЮФО проведена проверка, которой установлено, что ОРГ1 заключены договора аренды № от **.**.**** и № от **.**.**** с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по .... Согласно указанных договоров предприятие размещается на земельных участках, общей площадью 46 000 м.
В штате предприятия состоит свыше 130 работников, занимающихся хозяйственной и производственной деятельностью на предприятии. На территории имеется автотранспорт, плавсредства, склад ГСМ, РБУ и иные сооружения. Предприятие ведет полноценную хозяйственную и производственную деятельность, но не соблюдает экологических требований при эксплуатации предприятия, отдельных сооружений и объектов, а именно:
В устье р. Кудепста на площадке причала судов расположены очистные сооружения мойки и сточных вод, содержатся в неудовлетворительном состоянии. На момент проверки не были очищены от ила и нефтесодержащих веществ, отсутствует верхняя крышка, исключающая попадание атмосферных осадков, откачивающий насос в нерабочем состоянии. Таким образом, предприятием не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды, чем нарушены ч. 1 ст. 34 ФЗ Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 2 ст. 39 Водного Кодекса Российской Федерации.
Так в соответствии с ч. 1 ст. 34 ФЗ Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
ч. 2 ст. 39 Водного Кодекса Российской Федерации на собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов возложены обязанности:
1) не допускать нарушение прав других собственников водных объектов,
водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;
2) содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;
3) информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;
4) своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
На момент проведения проверки установлено, что ОРГ1 осуществляет свою хозяйственную деятельность с нарушением водного законодательства РФ, а именно использует акваторию Черного моря и ... для сброса ливневых вод. Решения о предоставлении водных объектов (Черное море и р. Кудепста) в пользование для сброса ливневых вод отсутствуют.
В соответствии ст. 11 Водного Кодекса Российской Федерации установлено предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования в случаях, предусмотренных ч. 1 указанной статьи, а именно:
1. На основании договоров водопользования, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов
для целей производства электрической энергии.
Получение решений о предоставлении водных объектов в пользование, предусматриваются ч.2 указанной статьи для:
4) обеспечения обороны страны и безопасности государства;
5) сброса сточных вод и (или) дренажных вод;
6) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;
4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами;
5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;
6) разведки и добычи полезных ископаемых;
7)проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;
8)подъема затонувших судов и т.д.
На основании ч.4 ст. 11 Водного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
На территории отсутствуют контейнеры для сбора бытовых отходов и контейнеры для сбора опасных отходов 1 - 4 класса опасности (ртутьсодержащие отходы, изношенные автомобильные покрышки, замазученные бочки и ветошь и т.д.). Отсутствует договор с организацией на вывоз твердых бытовых отходов.
Территория предприятия находится в неудовлетворительном состоянии, засорена бытовым мусором, стройматериалами, отходами производства, металлоломом, очистные сооружения и ливневые канализационные системы, отстойники и лотки РБУ и ГСМ не очищены от ила и нефтепродуктов.
Лимиты на размещение отходов не представлены, паспорта опасных отходов не разработаны, журнал движения отходов не ведется. На полигоне у моря, где проводятся судоремонтные работы, обнаружены хаотично разбросанные материалы и оборудование, инертные материалы, а также устроено складирование неочищенных от нефтепродуктов отходов металлолома и оборудования (б/у судовые моторы, шланги, паелы, срезанные нефтетрубопроводы, топливные и маслянные судовые баки и прочие материалы). Хранение этих отходов осуществляется под открытым небом, на не оборудованной площадке, не предприняты меры по предотвращению попадания нефтепродуктов в водоем во время выпадения атмосферных осадков.. (Нарушены ст. 11, ст. 12, ст. 18, 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 № 89-ФЗ, ст. 16 и ст. 22-24, 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. СанПиН 2.1.7.1322-03 от 15.06.2003, утвержденные постановлением от 30.04.2003 № 80 «О требованиях к размещению отходов производства и потребления». СанПиН 2.1.5.980-00 от
01.01.2001 «О санитарной охране водных объектов»).
В соответствии с ч.1 ст. 16 Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Руководствуясь ч.2 ст. 16 Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены:
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
С учетом ч. 1 ст. 22 Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей установлены нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, которые должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
Часть 3 ст. 22 Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» возлагает ответственность за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду на субъектов хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда в соответствии с законодательством.
Статьей 24 Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отнесено, что нормативы образования
отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 18 Федерального Закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, возложена обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии со ст. 19 Федерального Закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
4. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
5. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
6. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
На территории ОРГ1 предприятия имеется стационарный источник выброса вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух -растворно-бетонный узел, однако разрешение на предельно-допустимые выбросы вредных веществ в атмосферный воздух отсутствует.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Расчет и документ, подтверждающий внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду предприятием ОРГ1 не представлены, чем нарушена ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ.
В соответствии с ч.1 ст. 16 Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Руководствуясь ч.2 ст. 16 Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены:
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
( |
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
С территории предприятия ОРГ1 осуществляется сброс ливневых вод в водные объекты - Черное море и р. Кудепста. У предприятия отсутствуют нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ со сточными водами в Черное море и р. Кудепста, также отсутствует разрешение на сброс загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в водный объект - Черное море и реку Кудепста от ОРГ1.
В соответствии ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 23 ФЗ РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:
в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц -природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
В соответствии ч. 1 ст. 35 ФЗ РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ Водный кодекс Российской Федерации - поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Осуществление деятельности по эксплуатации и содержанию территории, переданной договором аренды № от **.**.**** и № от **.**.**** с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ..., ОРГ1 грубо нарушаются требования действующего законодательства, направленного на реализацию прав граждан на благоприятную окружающую среду, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда окружающей среде.
Перечисленные нарушения затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также неопределенного круга лиц, постоянно либо временно проживающих в Хостинском районе г. Сочи на благоприятную окружающую среду.
Невыполнение ОРГ1 требований природоохранного законодательства нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 257-258 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Заявленные требования Сочинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОРГ1 о признании незаконным бездействие, по принятию должностных мер по соблюдению требований природоохранного законодательства и обязанию их принятия - удовлетворить.
Признать бездействие ОРГ1 противоречащим федеральному законодательству Российской Федерации.
Обязать ОРГ1 устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней.
Решение напечатано в совещательной комнате.
Председательствующий /подпись/