Решение по иску Прачевой к Управлению пенсионного фонда РФ о признании права на досрочную пенсию в



К делу № 2- 2815/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 октября 2010 года Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего Надрага В.Л.

при секретаре Шуликиной Ю.В.

представителя ответчика Управления пенсионного фонда отделения по ... Заикиной Л.А. (доверенность от **.**.****г. №) и Умрихина А.В. (доверенность от **.**.****г. №),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прачевой С.В. к Управлению пенсионного фонда РФ по ... о признании права на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью,

УСТАНОВИЛ:

Прачева С.В. обратилась в Адлерский районный суд г. Сочи с заявлением к Управлению пенсионного фонда РФ по ... о признании права на досрочную пенсию.

В своем заявлении Прачева С.В. указала, что с 12.10.1979 года и по настоящее время истица осуществляет педагогическую деятельность, дающую право на досрочное установление пенсии по старости. Общий стаж работы педагогом, на апрель 2010 года, составил 30 лет и 6 месяцев.

21 апреля 2010 года Прачева С.В. обратилась в УПФР в городе Сочи в клиентскую службу по ..., с заявлением № о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, на основании п.п. 19 с. 1 ст.27 Федерального Закона №173-Ф3 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с тем, что ее стаж по осуществлению педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей составляет более 25 лет, требуемых данной нормой.

30 августа 2010 года истице был вручен отказ в назначении пенсии.

Согласно протокола № 27/111 от 16 июля 2010 года заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в городе ..., основанием для отказа послужило то, что из выслуги лет были исключены: 1) период работы в должности преподавателя швейного дела в Учебно- производственном комбинате с 12.10.1979 года по 11.09.1980 года, в связи с отсутствием в трудовой книжке записи об увольнении с занимаемой должности 10.09.1980 года.

2)период работы в должности ЛИЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ с 11.09.1980г. по 1.09.1981г., т.к. наименование должности не предусмотрено Списком №463 от 06.09.1991 года, №1067 от 22.09.1999г., №781 от 29.10.2002г. 3)период работы в должности ЛИЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ с 1 октября 1981 года по 1 сентября 1989 года, т.к. наименование должности не предусмотрено Списком №463 от 06.09.1991 года, №1067 от 22.09.1999г., и Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2009г.

Специальный стаж для права, по расчету ответчика, составляет 20 лет 7 месяцев 8 дней.

Прачева С.В. считает протокол заседания комиссии и решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, от 16 июля 2010 г., незаконным, нарушающим ее права и законные интересы.

Одним из оснований для отказа в назначении пенсии послужило отсутствие в списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых дает право на выслугу лет, утвержденном Постановлением Правительства РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, № 1067, должности ЛИЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ, включенного в вышеуказанные списки.

Общероссийским классификатором профессий рабочих должностей служащих и тарифных разрядов, утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. № 367, наряду с должностью ЛИЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ сохранено и прежнее название должности ЛИЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ используемое в других организациях и учреждениях.

В спорные периоды входят преподаватель швейного дела в УПК (учебном производственном комбинате) с 1979г. 12.10. по 1980 г. 11.09. в связи с отсутствием в трудовой книжке записи об увольнении и переводе в ЛИЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ — этот период работы вообще исключен и в стаж не вошел. У Прачевой С.В. сохранилась личная медицинская книжка того периода, подтверждающая педагогическую деятельность за этот период.

Просит Решение заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в городе Сочи, № 27/111 от 16.07.2010г., об отказе в назначении истицы трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью досрочно, признать незаконным.

Признать за Прачевой С.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с 21.04.2010 г. со дня подачи заявления.

Обязать ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в городе Сочи включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период работы в должности ЛИЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ с 1.10.1981 г. по 1.09.1989 г., преподавателя швейного дела УПК с 12.10.1979 г. по 11.09.1981г.

В судебном заседании истица Прачева С.В. просила суд удовлетворить заявленные требования.

Представители ответчика Управления пенсионного фонда отделения по ... Заикина Л.А. и Умрихин А.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, представив отзыв согласно которого, С 01 января 2002г. трудовые пенсии назначаются в соответствии с Закона.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 3 статьи 1 Закона установлено, что в случаях, предусмотренных Законом, Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан.

В целях применения Закона, при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Для реализации права на досрочную трудовую пенсию по старости с учетом постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. №2-П применяются:

Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463, которым утвержден Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей до 01.11.1999 года дает право за выслугу лет; Постановление Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067, которым утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет. В связи с педагогической деятельность в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей с 01.11.1999г.по 13.11.2002г.;

Постановление Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, вступившее в силу с 14.11.2002г., которым утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ». Постановление Правительства РФ применяются в следующей последовательности:

за период работы до 1 ноября 1999г. Применяются Постановление №463; за периоды работы с 1 ноября 1999г. Применяется Постановление №1067 (в редакции Постановления Правительства РФ от 01.02.2001г. №79). Правила исчисления выслуги лет, утвержденные этим Постановлением, могут применяться и за период до 1 ноября 1999г.;

за периоды работы с 14 ноября 2002 года применяется Постановление
№781.

Кроме того, Постановление №781 может применяться за весь период работы.

21.04.2010г. Заявитель обратился к Заинтересованному лицу с заявлением, о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Закона.

16.07.2010г. решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, Заявителю было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.19 п.1 статьи 27 Закона, в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет.

Общий трудовой стаж на момент обращения Заявителя составляет 31 год 03 месяца 14 дней.

Специальный стаж для права на досрочную трудовую пенсию по старости составляет 20 лет 07 месяцев 08 дней.

Исключены из специального стажа Заявителя периоды работы: с 12.10.1979г. по 10.09.1980г. в должности ЛИЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ, так как имеется исправление в трудовой книжке в дате о приеме на работу, и согласно заявления Заявителя документы утеряны в отделе народного образования;

с 11.09.1980г. по 01.09.1981г. в должности старшей ЛИЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ, так как наименование должности не предусмотрено Списком № 463 от 06.09.1991г., №1067 от 22.09.1999г., №781 от 29.10.2002г.; с 01.10.1981г. по 01.09.1989г. в должности ЛИЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ, так как наименование учреждения и наименование должности не предусмотрены Списком от 06.09.1991г. №463, от 22.09.1999г. №1067 и Списком №781 от 29.10.2003г. Утвержденным постановлением Правительства РФ.

Пунктом 1 ст. 19 Закона установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанный вид пенсии.

В соответствии с Протоколом заседания Комиссии, по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) ... от 16.07.2010г. №27/111 установлено, что на дату 21.04.2010г. Заявитель права на досрочную трудовую пенсию по старости, в соответствии с п.п.19 п. 1 статьи 27 Закона, не имела.

Свидетель ФИО3 подтвердила, что работала вместе с заявителем и пояснила, что она работала вместе с Прачевой С.В. работала вместе в УПК с 1979г. по 1981г., а потом она перешла в библиотеку.

Свидетель ФИО1 пояснила, что пришла работать в ЛИЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ. На тот момент уже работала Светлана Васильевна, вела кружок.

Суд, выслушав стороны, свидетелей, подтвердивших факт работы заявителя, изучив материалы дела, считает, что требования Прачевой С.В. к Управлению пенсионного фонда РФ по ... о признании права на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, решением комиссии от 24.04.2009 г. (протокол №15/157) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - управления пенсионного фонда в ... истице было отказано в назначении досрочной пенсии по п.п. 19 п.1 ст.27 Закона РФ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.

Протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в городе Сочи № 27/111 от 16 июля 2010 года, истице отказано в назначении пенсии, в связи с тем, что из выслуги лет были исключены: 1) период работы в должности ЛИЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ с 12.10.1979 года по 11.09.1980 года, в связи с отсутствием в трудовой книжке записи об увольнении с занимаемой должности 10.09.1980 года.

2)период работы в должности ЛИЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ с 11.09.1980г. по 1.09.1981г., т.к. наименование должности не предусмотрено Списком №463 от 06.09.1991 года, №1067 от 22.09.1999г., №781 от 29.10.2002г. 3)период работы в должности «руководителя кружка» технического моделирования Станции юных техников города Сочи - учреждении народного образования ГИК города Сочи с 1 октября 1981 года по 1 сентября 1989 года, т.к. наименование должности не предусмотрено Списком №463 от 06.09.1991 года, №1067 от 22.09.1999г., и Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2009г.

В целях обеспечения правильного применения положения Федеральною закона от 17 декабря 2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» дал следующие разъяснения: п. 9. «В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт I статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право па досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных - обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы. выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целен и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)».

Приказом Министерства Просвещения СССР от 20.02.1978г. №24 были утверждены квалификационные характеристики должностей руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ. Указанными квалификационными характеристиками были предусмотрены должности педагогических работников общеобразовательных школ, в том числе и «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми». Обязанностями организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми являлось: планирование внеклассной и внешкольной воспитательной работы, обеспечение и контроль ее выполнения; организация учебы актива школьников по отдельным видам внеклассной работы. Указанные должностные обязанности выполнялись ФИО2 в полном объеме. Отсутствие в наименование должности дополнительных слов «с детьми» не означает, что ФИО2 занимала какую-либо иную должность не связанную непосредственно с работой с детьми в средней школе.

Федеральный закон от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (ст. 27 и 28).

В частности, в соответствии с п. 1 ст. 28 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного его статьей 7 возраста: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста( подп. 10 ).

При установлении пенсии в соответствии с подп. 10-12 п. 1 ст. 28 ФЗ применяются нормативные правовые акты, которые являются общими для всех видов досрочных пенсий, а также специальные акты, непосредственно регулирующие вопросы подсчета педагогического стажа. Общими являются Правила исчисления периодов работы. К специальным нормативным правовым актам, которые применяются для подсчета стажа в частности периода работы являются:

Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет».

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463.

Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 (в редакции
Постановлений Правительства РФ от 20 марта 2000 года № 240 от 01 февраля 2001 года
№ 79) «Об утверждении списка должностей работа в которых засчитывается в выслугу,
дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в
школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для-
назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и
других учреждениях для детей».

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 ( в редакции Постановления Правительства РФ от 01 февраля 2001 гожа № 79).

В соответствии с положением ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании «педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет». Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, этот закон не связывает возможность их реализации с организационно- правовыми формами и названиями образовательных учреждений.

П. 10 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» говорит о том, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Но из данного Закона не вытекает, что Правительство РФ имеет полномочия самостоятельно регулировать пенсионные отношения этой категории работников и по своему усмотрению устанавливать их права, либо вводить ограничения прав по сравнению с Законом.

Постановление Правительства РФ от 29.10. 2002 года № «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно 1 назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости сузило сферу действия закона РФ «Об образовании и ФЗ РФ и о «О трудовых пенсиях в РФ», нарушает право граждан пенсию в связи с педагогической деятельностью и не может быть основанием для начисления пенсии.

Данный вывод содержится в Определении Конституционного суда РФ от 06.12.2001 года № 310-0 «По запросу Законодательного собрания Тверской области о проверке конституционности пунктов 2 и 3 Постановления Правительства РФ «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию 1 за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Решении Верховного суда от 07.96. 2002 года № ГКПИ 2001-875 по жалобе Сухановой Н.В.

В определении Конституционного суда РФ также указано, что какие - либо категории педагогических работников не могут ставиться в неравные условия или ограничиваться в своих пенсионных правах, иное означало бы нарушение Конституционных принципов и норм Федерального законодательства.

Пункт 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» закрепляет условия сохранения приобретенного гражданами на основании законодательства действующего до вступления этого закона в силу, права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц с особыми условиями труда.

Следовательно, на основании п. п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости должна быть назначена досрочно, ранее возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона так как Прачева С.В. не менее 25 лет осуществляла педагогическую деятельность в государственном муниципальном учреждении.

С учетом изложенного, Комиссия была обязана включить в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии п. п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173 -ФЗ от 17.12. 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», периоды работы Прачевой С.В. в должности ЛИЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ с 1.10.1981 г. по 1.09.1989 г., ЛИЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ дела УПК с 12.10.1979 г. по 11.09.1981г.

Суд считает, что решение этого вопроса иным образом может породить неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права Прачевой С.В. на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

При таком положении суд признает требования Прачевой С.В. обоснованными, а действия ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в городе Сочи нарушающими права и свободы заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 257-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление Прачевой С.В. к Управлению пенсионного фонда РФ по ... о признании права на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью.

Решение заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в городе Сочи, № 27/111 от 16.07.2010г., об отказе в назначении Прачевой С.В. трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью досрочно, признать незаконным.

Признать за Прачевой С.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с **.**.**** г. с момента обращения с заявлением о назначении пенсии в Пенсионный фонд РФ.

Обязать ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в городе ... включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью Прачевой С.В. период работы в должности ЛИЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ с 1.10.1981 г. по 1.09.1989 г., преподавателя швейного дела УПК с 12.10.1979 г. по 11.09.1981г.

Решение может быть обжаловано сторонами в краевой суд через районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий: /подпись/.