Решение об изъятии в собственность РФ земельного участка для федеральных нужд путем выкупа



К делу № 2-2724/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2010 года г.Сочи

Адлерский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего: Язвенко Р.В.

при секретаре: Пузеевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Демерчян Б.С. об изъятии в собственность РФ земельного участка для федеральных нужд путем выкупа.

УСТАНОВИЛ:

Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года обратился в суд с иском к Демерчян Б.С. об изъятии в собственность РФ земельного участка для федеральных нужд путем выкупа.

В обоснование исковых требований указано, что в соответствии с пунктом 2 распоряжения главы - администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.04.2010 года № 298-р в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа изъят земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером №, площадью 1084 кв.м., расположенный по адресу: ..., принадлежащий на праве собственности Демерчян Б.С. и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества находящиеся в частной собственности.

Земельный участок по указанному адресу попадает в границы размещения олимпийского объекта «Федеральная автомобильная дорога М-27 Джубга - Сочи до границы с Абхазией на участке Адлер - Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство)» в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.07.2009 года № 316.

В соответствии с Программой строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 года № 991 ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является Росавтодор, при этом строительство осуществляет ОРГ1.

Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 года № 310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХП Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Российская Федерация с 01 января 2008 года до 01 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе следующие полномочия: - подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - обращение в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения.

В соответствии с пунктом 1.1 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.06.2008 года № 497 «Об утверждении Положения, структуры, штатного расписания департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года», Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края.

Согласно пункту 3.21 положения о Департаменте Департамент в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Краснодарского края, осуществляет, в частности, функции по обращению в суд, арбитражный суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения.

В соответствии с требованиями пункта 18 статьи 15 Закона № 310-ФЗ департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года направил гражданке Демерчян Б.С. уведомление от 29.04.2010 № 81-3817/10-05.1 о принятом решении об изъятии.

На основании пункта 21 статьи 15 Закона № 310-ФЗ ОРГ2 проведена оценка рыночной стоимости земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером №, площадью 1084 кв.м, расположенный по адресу: ..., принадлежащего на праве собственности Демерчян Б.С., и расположенного на нем жилого дома, литер Б, общей площадью 105,2 кв.м., принадлежащего Демерчян Б.С. на праве собственности, а также размера убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием.

Согласно отчету об оценке от 19.06.2010 № А-10-285: - рыночная стоимость земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером №, площадью 1084 кв.м, расположенного по адресу: ..., принадлежащего на праве собственности Демерчян Б.С., составляет 10 318 596 (десять миллионов триста восемнадцать тысяч пятьсот девяносто шесть) рублей; - рыночная стоимость недвижимого имущества (жилой дом, литер Б, общей площадью 105,2 кв.м.), расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, составляет 3275 317 (три миллиона двести семьдесят пять тысяч триста семнадцать) рублей; - рыночная стоимость иных правомерно возведенных объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №, составляет 1 095 680 (один миллион девяносто пять тысяч шестьсот восемьдесят) рублей; - размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка и расположенного на нем иного недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности Демерчян Б.С., составляет 1 772 166 (один миллион семьсот семьдесят две тысячи сто шестьдесят шесть) рублей.

Факт принадлежности Демерчян Б.С. земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером №, по адресу: ... и жилого дома, расположенного на нем подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.10.2009 года № 22/127/2009-096 (запись регистрации № №) и от 01.02.2010 года № 22/025/2010-486 (запись регистрации № №).

С учетом изложенного, в связи с изъятием недвижимого имущества Департаментом подготовлен проект соглашения с гражданкой Демерчян Б.С. Пунктом 2 статьи 2 соглашения гражданке Демерчян Б.С. предусмотрена выплата в размере 16 462 359 (шестнадцать миллионов четыреста шестьдесят две тысячи триста пятьдесят девять) рублей.

Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения вручен Демерчян Б.С. 05.08.2010 года.

Факт получения гражданкой Демерчян Б.С. проекта соглашения подтверждается отметкой о получении и отметкой, о несогласии с подписанием указанного проекта соглашения, сделанной 05.08.2010 года в протоколе вручения проектов соглашений правообладателю, у которого в целях строительства олимпийских объектов подлежит изъятию земельный участок и (или) расположенные на нем иные объекты недвижимости.

До настоящего времени соглашение Демерчян Б.С. не подписано, предложения о внесении изменений в Департамент не представлены.

В письме от 07.09.2010 года гражданка Демерчян Б.С. ввиду несогласия с оценочной стоимостью изымаемого имущества отказалась от подписания проекта соглашения.

Нарушение Демерчян Б.С. месячного срока на подписание соглашения в связи с изъятием недвижимого имущества препятствует предоставлению земельного участка Росавтодору, а в последствии ОРГ1 в целях строительства олимпийского объекта федерального значения.

Согласно части 4.1 статьи 15 Закона № 310-ФЗ орган местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи формирует маневренный фонд для предоставления жилых помещений маневренного фонда гражданам, которые являлись собственниками изъятых в целях размещения олимпийских объектов индивидуальных жилых домов или жилых помещений в многоквартирных домах.

Распоряжением главы администрации города Сочи от 13.03.2009 года № 230-р включены жилые помещения 2-4 этажей спального корпуса № 3 пансионата «...», расположенного по ..., в специализированный жилищный фонд и отнесен к маневренному фонду.

По смыслу части 31 статьи 15 Закона № 310-ФЗ администрация Краснодарского края вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества и об освобождении указанных объектов недвижимого имущества в случае если соглашение не заключено.

В связи с чем просит суд, - изъять в собственность Российской Федерации для федеральных нужд земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1084 кв.м, расположенный по адресу: ... и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества находящиеся в частной собственности путем перечисления на банковский счет Демерчян Б.С. 16 462 359 рублей, либо перечисления суммы в размере 16 462 359 рублей на депозит суда.

Обязать гражданку Демерчян Б.С. освободить земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества по адресу: ... от лиц находящихся по указанному адресу, а так же от движимого имущества.

В судебном заседании представитель департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года Карташов В.Н. просил суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Ответчик Демерчян Б.С. в судебном заседании исковые требования признала, просила суд дело рассмотреть в соответствии с действующим законодательством.

Представитель третьего лица администрации г.Сочи по доверенности Савчук Ю.В. исковые требования департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года поддержала, считая их законными и обоснованными.

Представитель третьего лица ОРГ1 по доверенности Лыков В.А. так же поддержал исковые требования департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Как усматривается из пункта 2 распоряжения главы - администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.04.2010 года № 298-р в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа изъят земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером №, площадью 1084 кв.м., расположенный по адресу: ..., принадлежащий на праве собственности Демерчян Б.С. и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества находящиеся в частной собственности.

Земельный участок по указанному адресу попадает в границы размещения олимпийского объекта «Федеральная автомобильная дорога М-27 Джубга - Сочи до границы с Абхазией на участке Адлер - Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство)» в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.07.2009 года № 316.

В соответствии с Программой строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 года № 991 ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является Росавтодор, при этом строительство осуществляет ОРГ1.

Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 года № 310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХП Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Российская Федерация с 01 января 2008 года до 01 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе следующие полномочия: - подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - обращение в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения.

В соответствии с пунктом 1.1 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.06.2008 года № 497 «Об утверждении Положения, структуры, штатного расписания департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года», Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края.

Согласно пункту 3.21 положения о Департаменте Департамент в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Краснодарского края, осуществляет, в частности, функции по обращению в суд, арбитражный суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения.

В соответствии с требованиями пункта 18 статьи 15 Закона № 310-ФЗ департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года направил гражданке Демерчян Б.С. уведомление от 29.04.2010 № 81-3817/10-05.1 о принятом решении об изъятии.

На основании пункта 21 статьи 15 Закона № 310-ФЗ ОРГ2 проведена оценка рыночной стоимости земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером №, площадью 1084 кв.м, расположенный по адресу: ..., принадлежащего на праве собственности Демерчян Б.С., и расположенного на нем жилого дома, литер Б, общей площадью 105,2 кв.м., принадлежащего Демерчян Б.С. на праве собственности, а также размера убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием.

Согласно отчету об оценке от 19.06.2010 № А-10-285: - рыночная стоимость земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером №, площадью 1084 кв.м, расположенного по адресу: ..., принадлежащего на праве собственности Демерчян Б.С., составляет 10 318 596 (десять миллионов триста восемнадцать тысяч пятьсот девяносто шесть) рублей; - рыночная стоимость недвижимого имущества (жилой дом, литер Б, общей площадью 105,2 кв.м.), расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, составляет 3275 317 (три миллиона двести семьдесят пять тысяч триста семнадцать) рублей; - рыночная стоимость иных правомерно возведенных объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №, составляет 1 095 680 (один миллион девяносто пять тысяч шестьсот восемьдесят) рублей; - размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка и расположенного на нем иного недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности Демерчян Б.С., составляет 1 772 166 (один миллион семьсот семьдесят две тысячи сто шестьдесят шесть) рублей.

Факт принадлежности Демерчян Б.С. земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером №, по адресу: ... и жилого дома, расположенного на нем подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.10.2009 года № 22/127/2009-096 (запись регистрации № №) и от 01.02.2010 года № 22/025/2010-486 (запись регистрации № №).

С учетом изложенного, в связи с изъятием недвижимого имущества Департаментом подготовлен проект соглашения с гражданкой Демерчян Б.С. Пунктом 2 статьи 2 соглашения гражданке Демерчян Б.С. предусмотрена выплата в размере 16 462 359 (шестнадцать миллионов четыреста шестьдесят две тысячи триста пятьдесят девять) рублей.

Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения вручен Демерчян Б.С. 05.08.2010 года.

Факт получения гражданкой Демерчян Б.С. проекта соглашения подтверждается отметкой о получении и отметкой, о несогласии с подписанием указанного проекта соглашения, сделанной 05.08.2010 года в протоколе вручения проектов соглашений правообладателю, у которого в целях строительства олимпийских объектов подлежит изъятию земельный участок и (или) расположенные на нем иные объекты недвижимости.

До настоящего времени соглашение Демерчян Б.С. не подписано, предложения о внесении изменений в Департамент не представлены.

В письме от 07.09.2010 года гражданка Демерчян Б.С. ввиду несогласия с оценочной стоимостью изымаемого имущества отказалась от подписания проекта соглашения.

Нарушение Демерчян Б.С. месячного срока на подписание соглашения в связи с изъятием недвижимого имущества препятствует предоставлению земельного участка Росавтодору, а в последствии ОРГ1 в целях строительства олимпийского объекта федерального значения.

В связи с чем, суд приходит к убеждению об удовлетворении исковых требований, так как в соответствии с пунктом 31 статьи 15 Закона № 310-ФЗ в случае, если соглашение не заключено в течение месяца со дня, когда лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, администрация Краснодарского края вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества.

Согласно ст. 327 ГК РФ должник вправе внести причитающиеся с него деньги в депозит нотариуса или в депозит суда, если обязательство не может быть исполнено должником вследствие, в частности, отсутствия кредитора или лица, уполномоченного им принять исполнение, в месте, где обязательство должно быть исполнено, уклонения кредитора от принятия исполнения или иной просрочки с его стороны.

При данных обстоятельствах, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд-

РЕШИЛ:

Исковые требования департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Демерчян Б.С. об изъятии в собственность РФ земельного участка для федеральных нужд путем выкупа - удовлетворить.

Изъять в собственность Российской Федерации для федеральных нужд земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1084 кв.м., расположенный по адресу: ... и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества находящиеся в частной собственности Демерчян Б.С..

Обязать ОРГ1 в семидневный срок перечислить Демерчян Б.С. денежную сумму в размере 16 462 359 (шестнадцать миллионов четыреста шестьдесят две тысячи триста пятьдесят девять) рублей на расчетный счет № №, Сбербанка России Внутреннего структурного подразделения № в ... принадлежащий Демерчян Б.С..

Обязать гражданку Демерчян Б.С. освободить земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества по адресу: ... от лиц находящихся по указанному адресу, а так же от движимого имущества.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение в 10 дней может быть обжаловано и опротестовано в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд.

Председательствующий: /подпись/ Язвенко Р.В.