К делу № 2-2086/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июля 2010 года Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края
в составе: председательствующего Свириденко В.И.
при секретаре Жоговой Я.В.
с участием прокурора Иванченко А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ОРГ1 о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения природоохранного законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Адлерского района г. Сочи обратился в суд с заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к ОРГ1 о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения природоохранного законодательства, указывая, что прокуратурой Адлерского района г. Сочи совместно со специалистом Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля администрации Краснодарского края 11.06.2010 г. проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства ОРГ1 при эксплуатации кафе «...» и отеля «...», расположенных по адресу : ..., входе которой выявлены нарушения обществом природоохранного законодательства.
Согласно ч.1 ст. 34 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Однако, в нарушение указанной нормы в результате хозяйственной деятельности ОРГ1 производятся выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников : печь на природном газе. При этом предприятием на момент проведения проверки не представлено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также не проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования ; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство РФ.
В ходе проверки, установлено, что ОРГ1 не выполняются требования ст.ст. 11,14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в части проведения инвентаризации образующихся в ходе хозяйственной деятельности отходов, разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ; в части составления паспортов на отходы I-IV класса опасности.
Часть 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляет, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Часть 2 указанной статьи определяет виды негативного воздействия на окружающую среду, к которым относятся : выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв ; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий ; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В силу требований ст. 11 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Согласно ст. 23 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «об отходах производства и потребления», плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 28 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством РФ.
В силу требований п. 1,2 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду», установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Однако, в нарушении указанных норм у ОРГ1 при осуществлении хозяйственной деятельности образуются отходы производства и потребления : мусор от бытовых помещений, смет с территории, пищевые отходы и др., а также осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, при этом индивидуальным предпринимателем не произведены расчеты и не внесены платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3,4 кварталы 2009 г. и 1 квартал 2010 г.
Указанные нарушения подтверждаются справкой проверки от 11.06.2010 г. и материалами проверки.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч.1 ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду ; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Несоблюдение ОРГ1 требований природоохранного законодательства влечет нарушение закрепленных в Конституции РФ и федеральном законодательстве прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Представитель прокуратуры Адлерского района г. Сочи Иванченко А.Г. в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях. Просит суд признать бездействие ОРГ1, выразившееся в неисполнении требований природоохранного законодательства незаконным. Обязать ОРГ1 устранить выявленные нарушения путем : проведения инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; проведения инвентаризации образующихся в ходе хозяйственной деятельности отходов ; составления паспортов на отходы I-IV класса опасности; проведения расчета за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 г. и 1 квартал 2010 г.; оплаты за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 г. и 1 квартал 2010 г.
Представитель ОРГ1 - Мелетян А.К. в суд явился, с иском прокурора согласен.
Выслушав стороны, суд считает заявление прокурора Адлерского района г. Сочи подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из справки проверки от 11.06.2010 г. и материалами проверки, установлено, что заместителем прокурора Адлерского района г. Сочи Иванченко А.Г. совместно со специалистом Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля администрации Краснодарского края ФИО1 11.06.2010 г. проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства ОРГ1 при эксплуатации кафе «...» и отеля «...», расположенных по адресу : ..., в ходе которой выявлены нарушения обществом природоохранного законодательства.
Согласно ч.1 ст. 34 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», атмосферный воздух-жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений ; загрязнение атмосферного воздуха – поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха : вредное физическое воздействие на атмосферный воздух – вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду.
В соответствии си. 1 ст. 14 Федерального закона oт 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.
Пунктом 3 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», допускаются вредные физические воздействия на атмосферный воздух на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством РФ.
В соответствии со ст.22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В силу требований ст. 30 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в частности обязаны : обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух ; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Однако, в нарушение указанной нормы в результате хозяйственной деятельности ОРГ1 производятся выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников : печь на природном газе. При этом предприятием на момент проведения проверки не представлено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также не проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования ; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство РФ.
В ходе проверки, установлено, что ОРГ1 не выполняются требования ст.ст. 11,14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в части проведения инвентаризации образующихся в ходе хозяйственной деятельности отходов, разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ; в части составления паспортов на отходы I-IV класса опасности.
Часть 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляет, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Часть 2 указанной статьи определяет виды негативного воздействия на окружающую среду, к которым относятся : выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв ; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий ; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В силу требований ст. 11 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Согласно ст. 23 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «об отходах производства и потребления», плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 28 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством РФ.
В силу требований п. 1,2 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду», установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Однако, в нарушении указанных норм у ОРГ1 при осуществлении хозяйственной деятельности образуются отходы производства и потребления : мусор от бытовых помещений, смет с территории, пищевые отходы и др., а также осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, при этом индивидуальным предпринимателем не произведены расчеты и не внесены платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3,4 кварталы 2009 г. и 1 квартал 2010 г. Таким образом, в действиях юридического лица ОРГ1 содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1,ч1 ст.8.21,ст.8.41 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд считает исковые требования прокурора в интересах муниципального образования г. Сочи к ОРГ3, ИП ФИО2 о признании незаконным действия ОРГ2 и обязании ИП ФИО3 освободить муниципальное имущество обоснованными и подлежащими удовлетворению, так как заявитель представил суду убедительные доказательства, обосновывающие в достаточной степени свою позицию, изложенную им в заявлении, при этом доводы заявителя нашли свои подтверждения в судебном заседании.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Адлерского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ОРГ1 о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения природоохранного законодательства - удовлетворить.
Признать бездействие ОРГ1, выразившееся в неисполнении требований природоохранного законодательства незаконным.
Обязать ОРГ1 устранить выявленные нарушения путем : проведения инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; проведения инвентаризации образующихся в ходе хозяйственной деятельности отходов ; составления паспортов на отходы I-IV класса опасности; проведения расчета за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 г. и 1 квартал 2010 г.; оплаты за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 г. и 1 квартал 2010 г.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд города Сочи в течение 10 дней.
Председательствующий