Решение об изъятии в собственность РФ для фед. нужд путем выкупа земельного участка и освобожден



К делу № 2-1873/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2010 года

Адлерский районный суд г. Сочи в составе:

председательствующего – судьи Свириденко В.И.,

при секретаре – Жоговой Я.В.,

с участием прокурора: Иванченко А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Григорьевой Н.И. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельного участка и освобождении объектов недвижимого имущества, путем выселения,

УСТАНОВИЛ:

Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года обратился в Адлерский районный суд г. Сочи с иском к Григорьевой Н.И. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельного участка и освобождении объектов недвижимого имущества, путем выселения, указывая, что п. 1 распоряжения лавы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.08.2008 г. № 658-р в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа изъят земельный участок, категория земель «земли населенных пунктов», с кадастровым номером 23:49:0402041:12, площадью 700 кв.м., расположенный по адресу: ..., принадлежащий на праве собственности гражданке Григорьевой Н.И., и расположенные на нем объекты недвижимого имущества.

Земельный участок по указанному адресу попадает в границы размещения олимпийского объекта «Центральный стадион вместимостью 40 тыс. зрителей (проектные и изыскательские работы, строительство)» в соответствии с Приказом Министерства Регионального развития Российской Федерации от 31.12.2009 г. № 649.

Согласно ч. 6 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 310-ФЗ Российская Федерация с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель изъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе следующие полномочия : подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; обращение в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения.

В соответствии с пунктом 1.1. постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.06.2008 № 497 «Об утверждении Положения, структуры, штатного расписания департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года» (далее Положение о Департаменте) Департамент Краснодарского края и реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края.

В соответствии с требованиями пункта 18 статьи 15 Закона № 310-ФЗ департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее - Департамент) направил гражданке Григорьевой Н.И. уведомление от 22.08.2008 г. № 81-2181/08-01 о принятом решении об изъятии.

На основании пункта 21 статьи 15 Закона № 310-ФЗ ОРГ1, г. Москва проведена оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью 700 кв.м., расположенного по адресу : ..., и расположенных на нем объектов недвижимого имущества, а также размера убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием.

Согласно отчету об оценке от апреля 2010 г. №146/10 : рыночная стоимость земельного участка составляет 10 234 722 рублей. Рыночная стоимость жилого дома, литер А, и иных правомерно возведенных объектов недвижимого имущества составляет 251 63 360 рублей. Размер убытков, подлежащих возмещению собственнику в связи с изъятием, составляет 1 562 660 рублей.

Поскольку в соответствии с пунктом 3.1 соглашения «ГК Олимпстрой» приняла на себя обязательство предоставить Григорьевой Н.И. индивидуальный жилой дом, общей площадью 369 кв.м., ОРГ1 проведена оценка рыночной стоимости права требования на предоставление в собственность земельного участка и расположенного на нем иного недвижимого имущества. Согласно отчету об оценке от 20.04.2010 № 163/10, рыночная стоимость права требования составляет 23 351 490 рублей. С учетом изложенного, в связи с изъятием недвижимого имущества Департаментом подготовлен проект соглашения с Григорьевой Н.И.

Пунктом 4 статьи 2 соглашения Григорьевой Н.И. предусмотрена выплата разницы между указанными денежными суммами в размере 13 609 252 рубля.

Проект соглашения для ознакомления и подписания направлен Григорьевой Н.И. 2.06.2010 г. с сопроводительным письмом № 81-5040/10-05.1. Факт получения и ознакомления Григорьевой Н.И. с проектом соглашения подтверждается поступившим 10.06.2010 г. в Департамент возражением на письмо Департамента от 02.06.2010 № 81-5040/10-05.1. В своих возражениях Григорьева Н.И. указала, что считает для себя невозможным подписание указанного соглашения.

Поскольку Григорьева Н.И. отказывается от заключения соглашения, это препятствует предоставлению земельного участка «ГК Олимпстрой» для строительства олимпийского объекта федерального значения, истец просит суд изъять в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа за счет средств Государственной Корпорации «Олимпстрой» земельный участок, категория земель «земли населенных пунктов», с кадастровым номером 23:49:0402041:12, площадью 700 кв.м., расположенный по адресу: ..., принадлежащий на праве собственности Григорьевой Н.И. и расположенные на нем объекты недвижимого имущества, перечислив денежную компенсацию в сумме 36 960 742 (тридцать шесть миллиона девятьсот шестьдесят тысяч семьсот сорок два ) рублей на счет Григорьевой Н.И.. Выселить Григорьеву Н.И. из домовладения по адресу : ... в маневренный жилой фонд администрации г. Сочи пансионат «...» корпус № расположенный по адресу : ....

В судебном заседании представители Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года по доверенностям – Меличко Н.В., Шабанов А.В. настаивали на удовлетворении заявленных исковых требований.

Представитель ответчика Григорьевой Н.И. - по доверенности – Майзель М.В. -Колесникова в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Департамента, считая их необоснованными и противоречащими действующему законодательству РФ. Кроме того, суду пояснила, что у истца отсутствуют правовые основания для изъятия принадлежащего ответчику на праве собственности земельного участка и жилого дома.

В качестве основания изъятия принадлежащего ответчику на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №, площадью 700 кв.м.. расположенный по адресу: ... главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 658-р oт 18.08.2008.

Данное распоряжение принято на основании приказа Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 28.05.2008г. № 171 «Об утверждении документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов». Вместе с тем, данный приказ был принят несуществующим водометном, поскольку в соответствии с Указом Президента РФ № 724 от 12 мая 2008г вступившим в законную силу с даты официального опубликования в Российской Газете 13.05.2008 г. данное ведомство было упразднено и его функции были переданы Министерству регионального развития РФ. Кроме того, с изданием Приказа Министерства регионального развития РФ от 11.01.2009г. №1 «Об утверждении документации по планировке территории Имеретинской низменности Адлерского района г. Сочи для размещения олимпийских объектов» вышеуказанный приказ от 28.05,2008г. № 171 признан недействующим.

Вместе с тем, никаких изменений в распоряжение Главы администрации Краснодарского края № 658-р от 18.08.2008 по вопросу изъятия принадлежащих ответчику объектов недвижимости принято не было, равно как и не вынесено никаких распоряжений, на основании Приказа Министерства регионального развития РФ oт 11.01.2009г. №1.

Таким образом, изъятие принадлежащих ответчику на праве собственности объектов недвижимости осуществляется на основании недействующего акта -приказа Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 28.05.2008г. № 171, а следовательно, без правовых оснований.

Изъятие принадлежащего ответчику на праве собственности земельного участка и жилого дома осуществляется с грубейшими нарушениями Федерального закона от 01.12.2007 года № 310-ФЗ о возможности изъятия объектов недвижимости для государственных нужд

Так, изъятие принадлежащих ответчику на праве собственности объектов недвижимости осуществляется с существенным нарушением Федерального Закона РФ № 310-ФЗ от 1 декабря 2007 г. «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как-горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с требованиями Федерального закона от 01.12.2007 года № 310-ФЗ изъять земельные участки, в том числе у их собственников, можно только для государственных нужд, в случае если невозможно перенести данный объект, и только под конкретный объект, место размещения которого четко определено.

Также Земельный Кодекс РФ предусматривает, что изъятие, в том числе выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в исключительных случаях с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов размещения этих объектов.

В распоряжении Главы администрации Краснодарского края № 658-р от 18.08.2008 г. указано, что земельный участок ответчика изымается «в целях строительства Олимпийского парка, в том числе временного олимпийского тренировочного центра ледовых видов спорта, временного олимпийского тренировочного центра по хоккею с шайбой». Строительство данного объекта было предусмотрено п. 14 Программой строительства олимпийских объектов недействующей на сегодняшний день редакции. В настоящее время п. 14 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.07.2009 № 613) предусмотрено строительство объектов Олимпийского парка, за исключением объектов, предусмотренных п. 8-13 и 20 настоящей программы...

Более того, в проекте соглашения и сопроводительном письме указывается на то, что земельный участок ответчика и расположенные на нем объекты недвижимою имущества изымаются под строительство объекта «Центральный стадион вместимостью 40 тыс, зрителей». Строительство данного объекта предусмотрено п. 12 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.07.2009 № 613). Между тем, в указанной программе отсутствуют четкие указания на место расположения 40-тыс стадиона, т.е. не указано, что строится Олимпийский объект будет именно в Имеретинской низменности.

Между тем, в распоряжение об изъятии у ответчика объектов недвижимости никаких изменений относительно того, для каких целей изымаются принадлежащие Григорьевой Н.И. на праве собственности объекты недвижимости не вносилось.

Более того, администрацией Краснодарского края изымаются также земельные участки, принадлежащие на праве собственности и соседям ответчика, при этом в распоряжениях на наши земли и дома изъятие идет у всех под разные олимпийские объекты: под 40тыс. стадион, под временный хоккейный стадион, под строительство Олимпийского парка, под олимпийскую деревню, под объекты Олимпийского парка, за исключением объектов, предусмотренных п. 8-13 и 20 Программы строительства олимпийских объектов и т.д., что также противоречит требованиям Федерального закона от 01.12.2007 года № 310-ФЗ и указывает на отсутствие утвержденного правительством РФ Проекта планировки территории.

Учитывая величину Олимпийских объектов, маленькую площадь участков, подлежащих изъятию и близость данных участков друг к другу есть основания считать, что разместить указанные в соглашениях о выкупе объекты на данных земельных участках физически не возможно, что говорит о противоречивости документации по размещению олимпийских объектов.

В силу изложенного, остается не ясным вопрос, для размещения какого объекта федерального значения изымаются объекты недвижимости. Кроме того, истцом не доказано, что место размещения олимпийского объекта невозможно перенести.

В изъятии земельного участка и сносе дома ответчика нет никакой необходимости. В соответствии со ст. 15 ч. 12.1. ФЗ-310 орган местного самоуправления утверждает правила землепользования и застройки территорий, прилегающих к олимпийским объектам, исходя из принципа обеспечения единства архитектурно-планировочной организации города Сочи как места проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр. С учетом требований указанных правил орган местного самоуправления вправе предложить лицам, являющимся собственниками, землепользователями, землевладельцами или арендаторами земельных участков, находящихся в границах территорий, прилегающих к олимпийским объектам, и (или) лицам, являющимся правообладателями расположенных на указанных земельных участках иных объектов недвижимого имущества, заключить соглашения о проведении указанными лицами работ по благоустройству этих земельных участков и (или) завершению строительства, реконструкции, капитальному или текущему ремонту расположенных на них объектов недвижимого имущества. В случае заключения указанных соглашений земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества не изымаются.

На основании данной статьи Закона ответчик согласен провести соответствующее благоустройство выполнить все требовании для приведения недвижимого имущества и прилегающей к нему территории к планируемому архитектурному единству.

При изъятии нарушены условия действующего законодательства об оценке изымаемого недвижимого имущества и встречном предоставлении взамен изымаемого.

В соответствии с требованиями ст. 15 ч. 21 ФЗ-310 для определения рыночном стоимости земельных участков и иных объектов недвижимого имущества и целях размещения олимпийских объектов федерального значения, а также убытков, подлежащих возмещению правообладателям указанных объектов недвижимого имущества в связи с их изъятием, после принятия решения об изъятии указанных объектов недвижимого имущества администрация Краснодарского края совместно с Корпорацией заключает договор с оценщиком на проведение оценки указанных объектом недвижимого имущества и убытков, причиненных таким изъятием.

Сам отчет об оценке должен быть изготовлен в течение не более чем 30 дней со дня заключения договора.

Согласно части 24 статьи 15 Закона ФЗ-310, Администрация Краснодарского края после получения отчета об оценке осуществляет подготовку проекта соглашения, заключаемого в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, и обеспечивает возможность ознакомления с ним лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества.

В сопроводительном письме к отчету № 146/10 говорится, что согласно договора oт 01.04.2010 № 05-20/3-9-1864 на оказание услуг по актуализации данных, содержащихся в отчете № ОЛ-81-09-43-12/2 от 30.01.2009, выполненном ОРГ2, специалистами ОРГ1 произведена оценка рыночной стоимости объекта недвижимости - земельного участка площадью 700 ки.м. с кадастровым номером №. и жилого дома площадью 511,3 кв.м. принадлежащих Григорьевой Н.И. на праве собственности, по результатам которой рыночная стоимость объектов округленно составила 35 398 082 (тридцать пять миллионов триста девяносто восемь тысяч восемьдесят два) руб.

Проведенная оценка в отношении изымаемого у ответчика участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества, является не обоснованной и недостоверной и не действительной, поскольку проведена с существенным нарушением норм действующего законодательства об оценочной деятельности и не соответствует фактическим обстоятельствам.

В отчете о проведенной оценке говорится, о том, что исполнителем оцениваемого объекта недвижимости осмотр изнутри не проводился. Следовательно, стоимость предметов интерьера, являющихся неотделимой частью объекта недвижимости и иных неотделимых улучшений и благоустройства в данном отчете оценки не учтены. Однако, в пунктах 7.1 и 7.2 оценки по результатам осмотра указывается подробное содержание внутренней отделки помещений, в каком техническом состоянии находится пол, из какого материала изготовлены проемы, и т.д. Данное обстоятельство так же свидетельствует от том, что показатели отчета оценки не соответствуют фактическим.

В самом соглашении занижен размер выкупной цены недвижимого имущества, не соблюдены гарантии справедливого, пропорционального, соразмерного возмещения за изымаемые для государственных нужд земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества.

С учетом инфляции и развития г. Сочи как курортного города, цена на недвижимость, а следовательно и выкупная цена, не может уменьшаться. Отчет оценки не отвечает показателям действительной рыночной принадлежащих ответчику объектов недвижимости.

Земельное и гражданское законодательство предусматривает следующие гарантии: имущество, расположенное на земельном участке при его изъятии, подлежит выкупу государством - это гарантирует право собственника на предварительное равноценное возмещение. При этом равноценное возмещение, как представляется, должно позволить собственнику, у которого изымается земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, приобрести в собственность аналогичную вещь.

Согласно направленному ответчику проекту соглашения Департамент Краснодарскою края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года обязуется предоставить ответчику земельный участок, право собственности на который зарегистрировано за Администрацией Краснодарского края. При этом, в данном соглашении так же содержится обязательство ГК «Олимпстрой» предоставить ответчику законченный строительством жилой дом. Вместе с тем, отчет об оценке данного имущества сделан в отношении индивидуальною жилого дома, строительство которого не завершено. В соглашении так же указывается, что площадь жилого дома может быть уточнена по результатам технической инвентаризации, что не влияет на оценку данного строения.

Согласно действующему законодательству право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.

Так же считает, что право собственности ГК «Олимнетрон» на данное имущество не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, следовательно, данное имущество не является объектом недвижимости, об основаниях приобретения права ей так же ничего не известно.

Действующим законодательством запрещено отчуждение объектов недвижимости, право собственности отчуждающего липа на которые не зарегистрировано, а передача нрав на строящиеся объекты недвижимости возможна только при условии государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» или Гражданского кодекса РФ. Данное обстоятельство так же свидетельствует о том, что размер встречного предоставления не соответствует размеру изымаемого государством, поскольку изымается земельный участок с объектом недвижимости, находящимся в собственности, а предоставляется взамен лишь земельный участок со строением, которое в качестве объекта недвижимости расценено быть не может, то есть юридически без объекта недвижимости.

Кроме того, ответчику направлен только проект соглашения в связи с изъятием земельного участка и расположенных на нем иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, в то время как ст. 32 Жилищного кодекса РФ предоставляет ответчику право выбора: получить, денежную компенсацию за изымаемые объекты недвижимости или переселиться в другое жилое помещение взамен изымаемого с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Однако, никаких соглашений о денежной компенсации ответчику направлено не было, что является нарушением вышеуказанных положений действующего законодательства и прав ответчика.

Так же, в направленном ответчику пакете документов существует неточности в возможности идентификации объектов недвижимости. В частности, ответчику предлагается земельный участок площадью 770 кв.м., расположенный по адресу .... Вместе с тем, в соглашениях, направленных соседям ответчика, указывается тот же самый адрес земельного участка. В отчете № 163/10 говорится, что оценка производилась земельного участка номер которого на территории переселения 29. В связи с этим, возникают неточности в возможности идентификации объектов недвижимости. К пакету документов направленному ответчику, также не было приложено правоустанавливающих, документов на земельный участок и на объект недвижимого имущества.

В приложении № 1 к соглашению в плане создаваемого объекта недвижимого имущества говорится о количественных и качественных характеристиках возводимого жилого дома, которые указаны в техническом паспорте на жилой дом, расположенный в культурно-историческом центре «Село Некрасовское», составленном Филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризации», однако ответчику не был предоставлен для ознакомления указанный технический паспорт, что может свидетельствовать об отсутствии такою паспорта.

Также в отчете об оценке № 146/10 сделана ссылка на свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом, литер А, общей площадью 350,3 кн.м. принадлежащий ответчику на праве собственности, которое в настоящее время изменено.

Согласно проекта соглашения и заключению № 146/10 величина убытков, причиненных в связи с изъятием недвижимости ответчика составила 1 562660 руб. С данной суммой убытков ответчик не согласен. В связи с тем, что но данному адресу осуществляется деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, оценщиками должна была быть рассчитана, прежде всего упущенная выгода в виде неполученных доходов от осуществления предпринимательской деятельности. Однако в отчете об оценке данное обстоятельство никак не оценивается. В результате выкупа нарушаются жилищные права ответчика.

Согласно п.3 ст.55 Конституции Российской Федерации и п.3 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, при этом п.3 ст.35 Конституции РФ предусмотрено принудительное отчуждение имущества только для государственных нужд, а не для публичных или общественных, а эти термины не тождественны, и это очень важно, так как в ст.4 ФЗ № 310 от 01.12.2007г. установлено «Правовое положение ГК Олимпстрой "Сочи 2014"» - автономна» некоммерческая организация.

Представитель администрации города Сочи по доверенности – Супрунец Н.В. в судебном заседании просит рассмотреть дело в соответствии с действующим законодательством.

Представитель «ГК Олимпстрой» по доверенности – Ямбогло А.П., Исламова Д.М. в судебном заседании полагала, что исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Григорьевой Н.И. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельного участка и освобождении объектов недвижимого имущества, путем выселения обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Прокурор, участвующий в процессе – Иванченко А.Г., в судебном заседании полагала, что исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Григорьевой Н.И. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельного участка и освобождении объектов недвижимого имущества, путем выселения подлежат удовлетворению в полном объеме.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, заслушав мнение прокурора, суд считает, что исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Григорьевой Н.И. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельного участка и освобождении объектов недвижимого имущества, путем выселения подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 6 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Российская Федерация с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе следующие полномочия: - подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - обращение в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения.

Распоряжения Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.08.2008 г. № 658-р в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа изъят земельный участок, категория земель «земли населенных пунктов», с кадастровым номером №, площадью 700 кв.м., расположенный по адресу: ..., принадлежащий на праве собственности гражданке Григорьевой Н.И., и расположенные на нем объекты недвижимого имущества.

Из материалов дела следует, что земельный участок по указанному адресу попадает в границы размещения олимпийского объекта «Центральный стадион вместимостью 40 тыс. зрителей (проектные и изыскательские работы, строительство)» в соответствии с Приказом Министерства Регионального развития Российской Федерации от 31.12.2009 г. № 649.

В соответствии с пунктом 1.1. постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.06.2008 № 497 «Об утверждении Положения, структуры, штатного расписания департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года» (далее Положение о Департаменте) Департамент Краснодарского края и реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края.

В соответствии с требованиями пункта 18 статьи 15 Закона № 310-ФЗ департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее - Департамент) направил гражданке Григорьевой Н.И. уведомление от 22.08.2008 г. № 81-2181/08-01 о принятом решении об изъятии.

Из материалов дела следует, что на основании пункта 21 статьи 15 Закона № 310-ФЗ ОРГ1, г. Москва проведена оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402041:112, площадью 700 кв.м., расположенного по адресу : ..., и расположенных на нем объектов недвижимого имущества, а также размера убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием.

Согласно отчету об оценке от апреля 2010 г. №146/10 : рыночная стоимость земельного участка составляет 10 234 722 рублей. Рыночная стоимость жилого дома, литер А, и иных правомерно возведенных объектов недвижимого имущества составляет 251 63 360 рублей. Размер убытков, подлежащих возмещению собственнику в связи с изъятием, составляет 1 562 660 рублей.

Поскольку в соответствии с пунктом 3.1 соглашения «ГК Олимпстрой» приняла на себя обязательство предоставить Григорьевой Н.И. индивидуальный жилой дом, общей площадью 369 кв.м., ОРГ1 проведена оценка рыночной стоимости права требования на предоставление в собственность земельного участка и расположенного на нем иного недвижимого имущества. Согласно отчету об оценке от 20.04.2010 № 163/10, рыночная стоимость права требования составляет 23 351 490 рублей. С учетом изложенного, в связи с изъятием недвижимого имущества Департаментом подготовлен проект соглашения с Григорьевой Н.И.

Пунктом 4 статьи 2 соглашения Григорьевой Н.И. предусмотрена выплата разницы между указанными денежными суммами в размере 13 609 252 рубля.

Проект соглашения для ознакомления и подписания направлен Григорьевой Н.И. 2.06.2010 г. с сопроводительным письмом № 81-5040/10-05.1. Факт получения и ознакомления Григорьевой Н.И. с проектом соглашения подтверждается поступившим 10.06.2010 г. в Департамент возражением на письмо Департамента от 02.06.2010 № 81-5040/10-05.1. В своих возражениях Григорьева Н.И. указала, что считает для себя невозможным подписание указанного соглашения.

Поскольку Григорьева Н.И. отказывается от заключения соглашения, это препятствует предоставлению земельного участка «ГК Олимпстрой» для строительства олимпийского объекта федерального значения.

В соответствии с п. 24 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» администрация Краснодарского края после получения отчета об указанной в части 21 настоящей статьи оценке осуществляет подготовку проекта соглашения, заключаемого в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, и обеспечивает возможность ознакомления с ним лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества.

В соответствии с п. 25 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» соглашение, заключаемое в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, должно содержать: 1) выкупную цену земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в случае, если земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества находятся в частной собственности; 2) размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием; 3) рыночную стоимость земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества (если такое предоставление земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества предусмотрено соглашением) или рыночную стоимость права требования на предоставление в собственность гражданам земельных участков и расположенных на них индивидуальных жилых домов, жилых помещений в жилых домах блокированной застройки или в многоквартирных домах взамен изымаемых, строительство которых на день принятия решения об изъятии не завершено (в случае, когда взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества предлагается предоставление в собственность гражданам земельных участков и расположенных на них индивидуальных жилых домов, жилых помещений в жилых домах блокированной застройки или в многоквартирных домах, строительство которых на день принятия решения об изъятии не завершено, 4) иные существенные условия.

В соответствии с п. 31 ст. 15 ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если соглашение, указанное в части 25 настоящей статьи, не заключено в течение одного месяца со дня, когда лицу, у которого в соответствии с настоящей статьей изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, администрация Краснодарского края или орган местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи обращается в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, о прекращении соответствующих прав лиц, являющихся собственниками земельных участков, предназначенных для размещения олимпийских объектов федерального значения, и лиц, которым находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для размещения олимпийских объектов федерального значения земельные участки предоставлены на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования, а также прав на расположенные на них объекты недвижимого имущества и об освобождении указанных объектов недвижимого имущества.

При таких обстоятельствах и учитывая тот факт, что ответчица Григорьева Н.И. отказывается от заключения соглашения, препятствуя при этом предоставлению земельного участка «ГК Олимпстрой» необходимого для строительства олимпийского объекта федерального значения, суд считает исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельного участка и освобождении объектов недвижимого имущества, путем выселения обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя ответчика Григорьевой Н.И. - по доверенности – Майзель М.В. – Колесникова о том, что у Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года отсутствуют правовые основания для изъятия земельного участка и оценка изымаемого имущества незаконна не могут быть приняты судом во внимание, так как противоречат ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Из справки УФМС по г. Сочи ФМС России по Краснодарскому краю № 80/122 от 25 июня 2010 года следует, что по адресу: ... проживает: Григорьева Н.И.

Согласно распоряжения главы города Сочи № 230-р от 13 марта 2009 года « О включении жилых помещений 2-4 этажей спального корпуса № пансионата «...», расположенного по ..., в специализированный жилищный фонд и отнесении к маневренному фонду» жилые помещения 2-4 этажей спального корпуса № литер «А» пансионата «...», общей площадью 1196,8 кв.м., расположенного по ... включены в специализированный жилищный фонд и отнесены к маневренному жилищному фонду.

На основании изложенного объекты недвижимого имущества, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402041:12 площадью 700 кв.м., принадлежащие Григорьевой Н.И., расположенные по адресу: ... № по ул. ... в жилые помещения корпуса № литер «А» пансионата «...», расположенного по ... маневренного жилищного фонда Администрации г. Сочи.

Как указано в п. 33.2 ст. 15 ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии ... как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае вынесения судом решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения и о предоставлении денежной компенсации, предусмотренной частью 25 настоящей статьи, Корпорация в течение семи дней со дня вынесения решения суда перечисляет такую денежную компенсацию на банковский счет, указанный гражданином.

Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Григорьевой Н.И. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельного участка и освобождении объектов недвижимого имущества, путем выселения подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с п. 33 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Григорьевой Н.И. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельного участка и освобождении объектов недвижимого имущества, путем выселения, - удовлетворить.

Изъять в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа за счет средств Государственной Корпорации «Олимпстрой» земельный участок, категория земель «земли населенных пунктов», с кадастровым номером 23:49:0402041:12, площадью 700 кв.м., расположенный по адресу: ... принадлежащий на праве собственности Григорьевой Н.И. и расположенные на нем объекты недвижимого имущества, перечислив денежную компенсацию в сумме 36 960 742 (тридцать шесть миллиона девятьсот шестьдесят тысяч семьсот сорок два ) рублей на счет Григорьевой Н.И..

Выселить Григорьеву Н.И. из домовладения по адресу : ... в маневренный жилой фонд администрации г. Сочи пансионат «...» корпус № расположенный по адресу : ....

В соответствии с п. 33 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящее решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Адлерский районный суд г. Сочи в течение 10 дней, начиная с 19.07.2010 года.

Председательствующий подпись