Решение по заявлению прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах МО г. Сочи



К делу № 2-1989/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 августа 2010 года Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края

в составе: председательствующего Свириденко В.И.

при секретаре Жоговой Я.В.

с участием прокурора Черноусовой М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах муниципального образования г. Сочи к ОРГ1 о признании незаконным бездействия ОРГ1

у с т а н о в и л :

Прокурор Адлерского района г. Сочи обратился в суд с заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах муниципального образования г. Сочи к ОРГ1 о признании незаконным бездействия ОРГ1 указывая, что по результатам проведённой прокуратурой Адлерского района г. Сочи проверки исполнения федеральных законов, регламентирующих вопросы управления и распоряжения федеральной собственностью, в том числе в области использования и сохранности имущества, закрепленного в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий, установлено, что ОРГ1 не соблюдаются требования ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Муниципальное имущество, находящееся на балансе ОРГ1, закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения на основании распоряжения комитета по управлению имуществом администрации г. Сочи № 56-р от 29.03.2007 «О закреплении имущества за ОРГ1, а также на основании договора № 687 от 29.03.2007 о закреплении на праве хозяйственного ведения муниципального имущества за ОРГ1.

Согласно распоряжению председателя комитета по управлению имуществом администрации г. Сочи и договору № 687 от 29.03.2007 за ОРГ1 на праве хозяйственного ведения закреплено 12 объектов муниципального имущества, включая здание лаборатории (п. 5), мясной павильон (п.6), приемный пункт ТЗБ (п.10).

В соответствии с п. 4 распоряжения комитета по управлению имуществом администрации г. Сочи № 56-р от 29.03.2007, руководитель предприятия должен произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности и права хозяйственного ведения на закреплённое недвижимое имущество в отделе по г. Сочи управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю.

Проверка фактического наличия, порядка использования, состояния и сохранности имущественного комплекса ОРГ1 показала, что руководством предприятия не обеспечена государственная регистрация права хозяйственного ведения на здания и сооружения, входящие в состав имущественного комплекса предприятия.

Из 12 объектов недвижимости имущественного комплекса предприятия право хозяйственного ведения в отношении 3 объектов муниципального имущества (здание лаборатории, мясной павильон, приёмный пункт ТЗБ) не зарегистрировано.

Часть 1 ст. 299 ГК РФ предусматривает, что право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право хозяйственного ведения и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции.

С 31.01.1998 года – момента вступления в законную силу ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», право хозяйственного ведения на недвижимость может возникнуть только после государственной регистрации этих прав в учреждении юстиции.

Ст.ст. 2, 4 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определяют, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения0, перехода или прекращения права прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Право собственности, хозяйственного ведения и другие вещные права на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации.

Предприятие с момента фактической передачи ему в хозяйственное ведение муниципального имущества, с 2007 года, осуществляет использование указанных объектов без надлежаще оформленных документов, то есть без свидетельств государственной регистрации права хозяйственного ведения данными объектами недвижимости.

Таким образом, бездействие ОРГ1 нарушает требования федерального законодательства, связанного с осуществлением права хозяйственного ведения предприятия, создаёт препятствия в эффективном управлении недвижимым имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и влечёт за собой нарушение интересов муниципального образования город Сочи.

Представитель прокуратуры Адлерского района г. Сочи Черноусова М.С. в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях. Просит суд признать незаконным бездействие ОРГ1 выразившееся в непринятии мер к осуществлению государственной регистрации права хозяйственного ведения на здания и сооружения, входящие в состав имущественного комплекса предприятия.

Представитель ОРГ1 в суд явился, с иском согласен, пояснил, устранил недостатки обнаруженные при проведении проверки. На момент проверки прокуратурой Адлерского района г. Сочи у предприятия «Адлерский рынок» не было получено свидетельства о государственной регистрации на торговый комплекс, на данный момент свидетельство получено, указанные недостатки устранены.

Выслушав стороны, суд считает заявление прокурора Адлерского района г. Сочи подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из проведённой прокуратурой Адлерского района г. Сочи проверки исполнения федеральных законов, регламентирующих вопросы управления и распоряжения федеральной собственностью, в том числе в области использования и сохранности имущества, закрепленного в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий, установлено, что ОРГ1 не соблюдаются требования ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Муниципальное имущество, находящееся на балансе ОРГ1, закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения на основании распоряжения комитета по управлению имуществом администрации г. Сочи № 56-р от 29.03.2007 «О закреплении имущества за ОРГ1, а также на основании договора № 687 от 29.03.2007 о закреплении на праве хозяйственного ведения муниципального имущества за ОРГ1.

В соответствии с распоряжением председателя комитета по управлению имуществом администрации г. Сочи и договору № 687 от 29.03.2007 за ОРГ1 на праве хозяйственного ведения закреплено 12 объектов муниципального имущества, включая здание лаборатории (п. 5), мясной павильон (п.6), приемный пункт ТЗБ (п.10).

В соответствии с п. 4 распоряжения комитета по управлению имуществом администрации г. Сочи № 56-р от 29.03.2007, руководитель предприятия должен произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности и права хозяйственного ведения на закреплённое недвижимое имущество в отделе по г. Сочи управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю.

Проверка фактического наличия, порядка использования, состояния и сохранности имущественного комплекса ОРГ1 показала, что руководством предприятия не обеспечена государственная регистрация права хозяйственного ведения на здания и сооружения, входящие в состав имущественного комплекса предприятия.

Из 12 объектов недвижимости имущественного комплекса предприятия право хозяйственного ведения в отношении 3 объектов муниципального имущества (здание лаборатории, мясной павильон, приёмный пункт ТЗБ) не зарегистрировано.

Часть 1 ст. 299 ГК РФ предусматривает, что право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право хозяйственного ведения и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции.

С 31.01.1998 года – момента вступления в законную силу ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», право хозяйственного ведения на недвижимость может возникнуть только после государственной регистрации этих прав в учреждении юстиции.

Ст.ст. 2, 4 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определяют, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения0, перехода или прекращения права прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Право собственности, хозяйственного ведения и другие вещные права на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации.

Предприятие с момента фактической передачи ему в хозяйственное ведение муниципального имущества, с 2007 года, осуществляет использование указанных объектов без надлежаще оформленных документов, то есть без свидетельств государственной регистрации права хозяйственного ведения данными объектами недвижимости.

Исходя из вышеизложенного, суд установил бездействие ОРГ1 выразившегося в непринятии мер к осуществлению государственной регистрации права хозяйственного ведения на здания и сооружения, входящие в состав имущественного комплекса предприятия.

Однако как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 22.07.2010 г. ОРГ1 получено указанное свидетельство на торговый комплекс расположенный по адресу : ..., таким образом выявленные нарушения в ОРГ1 устранены.

На основании ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Учитывая изложенное, суд считает исковые требования прокурора в интересах муниципального образования г. Сочи к ОРГ1 о признании незаконным бездействие ОРГ1, выразившегося в непринятии мер к осуществлению государственной регистрации права хозяйственного ведения на здания и сооружения, входящие в состав имущественного комплекса предприятия обоснованными и подлежащими удовлетворению, так как заявитель представил суду убедительные доказательства, обосновывающие в достаточной степени свою позицию, изложенную им в заявлении, при этом доводы заявителя нашли свои подтверждения в судебном заседании.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах муниципального образования г. Сочи к ОРГ1 о признании незаконным бездействие ОРГ1 - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ОРГ1, выразившегося в непринятии мер к осуществлению государственной регистрации права хозяйственного ведения на здания и сооружения, входящие в состав имущественного комплекса предприятия.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд города Сочи в течение 10 дней.

Председательствующий подпись