Решение по заявлению прокурора Адлерского района города Сочи



К делу № 2-2751/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«19» октября 2010 года Адлерский районный суд города Сочи

Краснодарского края в составе:

председательствующего Тиводар А.И.

при секретаре Хетагуровой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Адлерского района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию учреждение «Лицей №» и ОРГ1 о признании неправомерным бездействия юридического лица,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Адлерского района города Сочи обратился в Адлерский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением к муниципальному образованию учреждение «Лицей №» и ОРГ1 о признании неправомерным бездействия юридического лица.

В обоснование заявленных требований прокурор Адлерского района города Сочи суду указал, что прокуратурой Адлерского района г. Сочи в процессе проведения проверки установлено, что на 20 августа 2010 в МОУ «Лицей №» школьная столовая к работе не готова: вопреки требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в моечной столовой посуды не установлена раковина для мытья рук, в цехе первичной обработки овощей не установлена дополнительная моечная ванна; не приобретено отдельное холодильное оборудование для хранения молочной продукции, яиц, застекленная охлаждаемая витрина, производственные столы, шкаф для хранения хлеба, стеллажи для столовой посуды, тестомес; в зоне размещения умывальных раковин не установлены электрополотенца; неустановленны резервные источники горячего водоснабжения в моечной столовой посуды; складские помещение не обеспечены необходимым количеством подтоварников; не созданы условия для просеивания муки.

В связи с участием лицея в экспериментальном проекте по совершенствованию организации школьного питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях города-курорта Сочи в 2010 году выполнение указанных требований сетевым графиком реализации экспериментального проекта предусмотрено к 1 ноябрю 2010 года. Однако, по состоянию на 20 августа 2010 года администрацией лицея не определено каким образом будет осуществляться питание школьников в период модернизации пищеблока с 1 сентября 2010 до завершения модернизации столовой.

Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом образовательного учреждения (п. 7 ст. 51 Закона РФ «Об образовании»).

П.1 ст. 9 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» требует при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении соблюдать права ребенка.

С учетом указанных обстоятельств, а также того, что с 01.09.2010 в общеобразовательных учреждениях г. Сочи начинается учебный год, на основании ст. ст. 25 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурором Адлерского района г. Сочи в адрес и.о.директора лицея № было внесено предостережение о недопустимости нарушений законодательства.

Таким образом, в действиях и бездействии МОУ «Лицей №» имеют место нарушения требований ч. 1 ст. 51 Закона РФ «Об образовании», 1 ст. 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1 ст. 9 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; в действиях и бездействии ОРГ1- ч. 1 ст. 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В совокупности выявленные нарушения законодательства в деятельности МОУ «Лицей №» и ОРГ1 по организации питания школьников свидетельствуют о том, что в образовательном учреждении не созданы условия, гарантирующие безопасность жизни и здоровья учащихся.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей, являются: осуществление прав детей, предусмотренное Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случае нарушения.

Неправомерные действия и бездействие МОУ «Лицей №», ОРГ1 по организации питания учащихся нарушают права и законные интересы неопределенного круга несовершеннолетних и малолетних, связанные с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в РФ, в том числе, предусмотренное ст. 41 Конституции РФ право на охрану здоровья.

Заместитель прокурора Адлерского района города Сочи Черноусова М.С. в судебном заседании просила признать незаконными бездействия и бездействия Муниципального образовательного учреждения «Лицей №» г. Сочи и ОРГ1 по организации питания учащихся Муниципального образовательного учреждения «Лицей №» г. Сочи. Обязать ответчиков устранить выявленные нарушения закона, прав и законных интересов несовершеннолетних учащихся школы.

Представитель муниципального общеобразовательного учреждения лицея № ... Чунихина Е.Ю. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований, при этом пояснила, что в настоящее время питание учащихся лицея № осуществляется по альтернативному меню, горячее питание не предоставляется в связи с ремонтом пищеблока.

Представитель ОРГ1 Щербакова А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований прокурора Адлерского района г.Сочи, по следующим основаниям:

С 1 января 2009 года на основании Закона «Об образовании в РФ», Типо­вого положения об общеобразовательном учреждении, договора об организа­ции питания обучающихся от 11 января 2010 года, приказов Управления по об­разованию и науке администрации города Сочи от 3 марта 2010 года № 154, от 2 сентября 2010 года № 691 МОУ лицей № и ОРГ1 организовано питание учащихся в МОУ лицей №: за­ключены договоры безвозмездного пользования помещениями пищеблока, раз­работаны и согласованы примерные меню, утверждены графики работы столо­вой.

На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 799 Краснодарский край (в лице МО город-курорт Сочи) признан победителем конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для реализации экспериментальных проектов по совершенствова­нию организации питания обучающихся в государственных общеобразователь­ных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеоб­разовательных учреждениях, осуществляемого в рамках приоритетного нацио­нального проекта «Образование».

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24 сентября 2010 года № 815 утвержден экспериментальный проект по совершенствованию организации питания обучающихся в муниципальных об­щеобразовательных учреждениях город-курорт Сочи в 2010 году, предусматри­вающий формирование эффективной системы организации питания школьни­ков, основанной на принципах централизации через оператора - ОРГ1, в том числе осуществление им в МОУ города Сочи ремонта столовых, пищебло­ков, оснащение их современным технологическим оборудованием до 1 ноября 2010 года.

Распоряжением Департамента имущественных отношений администра­ции города Сочи от 4 августа 2010 года № 1981-р за ответчиком на праве оперативно­го управления закреплены нежилые помещения пищеблоков и обеденных залов МОУ города Сочи.

На основании указанных нормативных актов заключен договор на осуществление ремонтных работ нежилых помещений в МОУ города Сочи, в том числе пищеблока и обеденного зала МОУ лицей №, составлены и согласо­ваны сметы, акты, ведомости работ. В настоящее время в стадии согласования с органами местного самоуправления администрации города Сочи находится проект договора поставки технологического оборудования в МОУ города Сочи, предусматривающий до 1 ноября 2010 года установку более 138 наименований оборудования в МОУ лицей № в соответствии с требованиями Сан ПиНа 2.4.5.2409-08.

Проект установки оборудования согласован с ТО Роспотребнадзора. Также в стадии согласования - установка резервных источников горячего водо­снабжения в моечной столовой посуды.

Таким образом, ими как организатором питания, правооб­ладателем права оперативного управления на помещения пищеблока, предпри­нимаются все исчерпывающие меры для осуществления организации питания, деятельности столовой в МОУ в соответствии с действующим законодательст­вом.

Что касается о необходимости наличия в пищеблоке электрополотенец, то в со­ответствии с п.п. 3.4, 11.2, 13.2 Сан ПиНа 2.4.5.2409-08 требуется: рядом с умывальниками при обеденном зале предусмотреть установку электрополотен­ца (не менее 2-х) и (или) одноразовые полотенца; в помещении для приема пи­щи обучающимися предусмотреть наличие раковины для мытья рук, электрополотенце или одноразовые полотенца; для мытья рук во все производствен­ные цеха установить умывальные раковины, оборудованные устройством для размещения мыла и индивидуальных или одноразовых полотенец. Таким обра­зом, учитывая то, что требования СаНПиН о наличии электрополотенец не но­сят императивного характера, предоставляют возможность выбора организато­ру питания в установке электрополотенец или одноразовых полотенец, - ими не запланировано приобретение названного оборудования, что считаем, не на­рушает требования СаНПиНа.

Разделом 6 Сан ПиН 2.4.5.2409-08 установлены требования о наличии в организации питания школьников примерного меню согласованного с территориальным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять госу­дарственный санитарно-эпидемиологический надзор. Ими в соответствии с указанными нормами разработаны, утверждены и согласованы с ТО Управле­ния Роспотребнадзора по КК в г.Сочи примерные меню завтраков и обедов в МОУ лицей № (прилагаются). При этом п.4.3. СаНПиН допускает в случае выхода из строя технологического оборудования, на период его ремонта, - вне­сение изменений в меню при условии соблюдения санитарных правил. Требо­вания о согласовании с контролирующим органом измененного альтернативно­го меню в указанных нормах - не содержится, в связи с чем нами в целях обес­печения питания детей, в учебное время на время проведения ремонтных работ утверждено альтернативное меню обучающихся на основе ассортимента пище­вых продуктов для организации дополнительного питания обучающихся, со­гласованного в установленном порядке с ТО Управления Роспотребнадзора по КК в г.Сочи. При составлении альтернативного меню ими были учтены сани­тарные правила и нормы, технологические возможности и мнение технологиче­ского совета, использованы продукты, разрешенные СаНПиН.

Во исполнение Закона «Об образовании», требований Сан ПиН 2.4.5.2409-08, приказа Управления по образованию и науке об определении на время ремонтных работ МОУ СОШ № в качестве школьно-базовой столовой для МОУ лицей №, ими, в целях сохранения и укрепления здоровья школь­ников, обеспечения безопасности приготовленных блюд приказом от 2 сентяб­ря 2010 года №: организовано альтернативное питание учащихся лицея №, разработана логистика перемещения продуктов питания (выпечка, бу­терброды, горячие сосиски) в лицей № из МОУ СОШ №, выделен дополнительный транспорт, укомплектованный оборотной та­рой в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями; определено помещение для приготовления продуктов питания с выделе­нием зон получения, хранения продуктов питания, мест раздачи в одноразовой посуде, оборудовано инженерными коммуникациями (водопровод, канализа­ция, электроэнергия), технологическим и вспомогательным оборудованием (электроплита, холодильник, столы, моечные ванны, инвентарь); с работниками пищеблока проведен инструктаж по выполнению сани­тарных норм и правил во время проведения ремонтных работ; - утвержден сетевой график выполнения ремонтных работ.

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 к бездействию относится неисполнение обязанности, возложенной нормативными правовыми и иными актами.

Учитывая вышеизложенное, просит суд отказать прокурору Адлерского района г.Сочи в удовлетворении требований к МОУ лицей №, ОРГ1 о признании незаконным бездействия по организации питания учащихся МОУ лицей №, обязании устранить выявленные нарушения закона, прав и законных интересов несовершеннолетних учащихся школы.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявление прокурора Адлерского района города Сочи о признании незаконными действия и бездействия муниципального образования учреждение «Лицей №» и ОРГ1 – подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В результате проведенной прокуратурой Адлерского района г.Сочи проверки исполнения законодательства об образовании, об охране жизни и здоровья учащихся при подготовке образовательных установлено, что школьная столовая к работе не готова: вопреки требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в моечной столовой посуды не установлена раковина для мытья рук, в цехе первичной обработки овощей не установлена дополнительная моечная ванна; не приобретено отдельное холодильное оборудование для хранения молочной продукции, яиц, застекленная охлаждаемая витрина, производственные столы, шкаф для хранения хлеба, стеллажи для столовой посуды, тестомес; в зоне размещения умывальных раковин не установлены электрополотенца; неустановленны резервные источники горячего водоснабжения в моечной столовой посуды; складские помещение не обеспечены необходимым количеством подтоварников; не созданы условия для просеивания муки.

Согласно договору от 11 января 2010 года об организации питания обучающихся и работников образовательного учреждения, заключенного между муниципальным общеобразовательным учреждением лицей № и ОРГ1 следует, что ОРГ1 обязано: предоставлять учащимся и преподавателям питания в соответствии с утвержденным меню и по ценам, предусмотренным для предприятий питания при образовательных учреждениях. Организовать питание в соответствии с режимом (графиком), согласованным с муниципальным общеобразовательным учреждением лицей №. обеспечить наличие ежедневного меню всей продукции, реализуемой в школьной столовой, в месте ее реализации. Своевременно снабжать столовую и буфет необходимыми продовольственными товарами, сырьем и полуфабрикатами в соответствии с разработанным меню, обеспечить строгое соблюдение установленных правил приемки поступающего сырья, требований к кулинарной обработке пищевых продуктов, а также условий хранения и реализации. Обеспечивать содержание помещения для питания, оборудования с соблюдением установленных правил и требований санитарной, технической и пожарной инспекции, правильную эксплуатацию холодильного, торговотехнологического и другого оборудования и содержание его в постоянной исправности, принимать меры к постоянной механизации трудоемких процессов приготовления пищи, внедряя новую технологию в работу, проверки клеймение весоизмерительного оборудования, транспортное обслуживание по доставке сырья и продукции. Обеспечивать периодический общественный контроль за качеством приготовляемого питания, направление продовольственных товаров, готовых блюд, кулинарных изделий на лабораторное исследование соответствия ГОСТами ТУ. Обеспечивать надлежащее санитарное состояние обеденного зала в соответствии с СанПиН.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Частью 1 ст. 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства и п. 6.8. СанПиНа 2.4.5.2409-08 предусмотрено, что для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать 2-разовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 - 4 часов.

Как установлено в судебном заседании ОРГ1 не выполнило возложенные на него по договору обязанности в части предоставления 2- х разового горячего питания (завтрак и обед) для обучающихся и коллектива лицея №.

При таких обстоятельствах заявление прокурора Адлерского района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным действия и бездействия муниципального образования учреждения «Лицей №» и ОРГ1 суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия и бездействия муниципального образования учреждения «Лицей №» и ОРГ1.

Обязать муниципальное образование учреждения «Лицей №» и ОРГ1 устранить выявленные нарушения закона, прав и законных интересов несовершеннолетних учащихся лицея №.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение 10 дней.

Решение отпечатано в совещательной комнате.

Изготовлено в окончательной форме 22.10.10 г.

Председательствующий подпись А.И.Тиводар