Решение по заявлению Щербацкого О.В., Щербацкого О.О., Щербацкого И.О.



К делу № 2-3001/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2010г. г.Сочи

Адлерский районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего Горова Г.М.,

при секретаре Давыдовой Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Щербацкого О.В., Щербацкого О.О., Щербацкого И.О. к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года о предоставлении проекта соглашения, приостановлении процедуры изъятия до момента предоставления проекта соглашения и взыскании морального вреда, причиненного неправомерными действиями ответчика,

УСТАНОВИЛ:

Щербацкий О.В., Щербацкий О.О. и Щербацкий И.О. обратились в суд с требованием к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее – Департамент) с требованием о предоставлении проекта соглашения, приостановлении процедуры изъятия до момента предоставления проекта соглашения и взыскании морального вреда, причиненного неправомерными действиями ответчика.

В судебном заседании заявители требования поддержали, пояснили, что им, на праве пожизненного наследуемого владения принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 2363 кв.м. расположенный по адресу: ... и расположенный на нем жилой дом общей площадью 119,1 кв.м., которые подлежат изъятию в целях размещения олимпийских объектов. В связи этим, Департаментом был подготовлен проект соглашения в связи с изъятием недвижимого имущества, который в соответствии с пунктом 28 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007г. №310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подлежал вручению гражданину, у которого изымаются объекты недвижимого имущества. 20 сентября 2010 года Департаментом была вручена копия проекта соглашения в связи с изъятием недвижимого имущества, что по мнению заявителей, является нарушением их прав, препятствует им влиять на согласование условий соглашения, создает угрозу изъятия недвижимого имущества без учета прав и законных интересов правообладателей. По этим основаниям просят обязать Департамент незамедлительно предоставить проект соглашения в связи с изъятием недвижимого имущества, приостановив до выполнения данного требования процедуру изъятия, а также взыскать с Департамента 100000(сто тысяч) рублей в качестве компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями.

Представитель Департамента по доверенности Кравченко О.Ю. в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснил суду, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.08.2008г. №654-р изъят для федеральных нужд земельный участок с кадастровым номером № площадью 2363 кв.м. расположенный по адресу: ... путем прекращения права пожизненного наследуемого владения на него граждан ФИО1, Щербацкого О.О., Щербацкого И.О., Щербацкого О.В. и в собственность Российской Федерации путем выкупа расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 01.12.2007г. №310-ФЗ была произведена оценка рыночной стоимости изымаемых объектов недвижимого имущества, а также размера убытков, подлежащих возмещению правообладателю в связи с прекращением права пожизненного наследуемого владения на земельный участок и в связи с изъятием расположенных на нем объектов недвижимого имущества.

В соответствии с частью 28 статьи 15 Федерального закона №310-ФЗ Департаментом предоставлен Щербацкому О.В., Щербацкому О.О. и Щербацкому И.О. проект соглашения в связи с изъятием путем прекращения права пожизненного наследуемого владения на земельный участок и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества, что подтверждается подписями правообладателей в протоколах вручения проектов соглашения.

Таким образом, департамент считает, что правообладатели имеют возможность ознакомится с условиями соглашения, выразить свое отношение к тем или иным условиям и в случае достижения соглашения между сторонами о подписании соглашения - заключить его.

Суд, выслушав доводы и возражения сторон, изучив письменные материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности находит требования заявителей не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из содержания поданного заявления, оно подано в соответствии с главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и по существу является заявлением об оспаривании действий органов государственной власти, которыми по мнению заявителей, нарушены права и свободы либо созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Как видно из материалов дела, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.08.2008г. №654-р изъят для федеральных нужд земельный участок с кадастровым номером № площадью 2363 кв.м. расположенный по адресу: ... путем прекращения права пожизненного наследуемого владения на него граждан ФИО1, Щербацкого О.О., Щербацкого И.О., Щербацкого О.В. и в собственность Российской Федерации путем выкупа расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности.

На основании части 21 статьи 15 Федерального закона №310-ФЗ была произведена оценка рыночной стоимости изымаемых объектов недвижимого имущества, а также размера убытков, подлежащих возмещению правообладателю в связи с прекращением права пожизненного наследуемого владения на земельный участок и в связи с изъятием расположенных на нем объектов недвижимого имущества.

Согласно части 24 статьи 15 Федерального закона №310-ФЗ администрация Краснодарского края после получения отчета об оценке осуществляет подготовку проекта соглашения, заключаемого в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, и обеспечивает возможность ознакомления с ним лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества.

В силу требований части 28 статьи 15 Федерального закона №310-ФЗ проект соглашения должен быть предоставлен органом, принявшим решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов, лицу, у которого изымается земельный участок и (или) расположенный на нем иной объект недвижимого имущества. Проект соглашения в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения также направляется в Корпорацию, а в случае, если финансирование строительства олимпийского объекта федерального значения предусмотрено за счет средств федерального бюджета, - также в организацию, осуществляющую строительство соответствующего олимпийского объекта федерального значения.

В соответствии с требованиями вышеуказанных норм Федерального закона №310-ФЗ Департаментом был предоставлен Щербацкому О.В., Щербацкому О.О. и Щербацкому И.О. проект соглашения в связи с изъятием путем прекращения права пожизненного наследуемого владения на земельный участок и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества, что подтверждается записями, сделанными правообладателями в протоколах вручения проектов соглашения правообладателю у которого в целях строительства олимпийских объектов подлежат изъятию земельные участки и (или) расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества от 20.09.2010.

Доводы заявителей о том, что им Департаментом вручен не проект соглашения в связи с изъятием недвижимого имущества, а копия проекта соглашения, вследствие чего органом государственной власти нарушены права либо созданы препятствия в осуществлении прав суд считает необоснованным по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, заявители, получившие проект соглашения в связи с изъятием недвижимого имущества имели реальную возможность ознакомится его условиями, представлять замечания на них, вносить предложения. В случае согласия правообладателей с условиями предоставленного департаментом проекта соглашения, они не лишены возможности выразить своё намерение о принятии его условий и подписании соглашения. В связи с указанными обстоятельствами суд не находит доказательств того, что Департаментом нарушены права заявителей либо созданы препятствий к осуществлению прав и свобод.

Федеральный закон №310-ФЗ не содержит требования о предоставлении гражданину проекта соглашения в связи с изъятием недвижимого имущества, подписанного Департаментом и ГК «Олимпстрой», поэтому ссылку заявителей на необходимость предоставления им подписанного указанными сторонами проекта соглашения в связи с изъятием недвижимого имущества, суд считает не основанной на Законе.

Следовательно, требование заявителей о понуждении Департамента предоставить проект соглашения в связи с изъятием недвижимого имущества не подлежит удовлетворению, так как Департаментом в соответствии с требованиями части 24, 28 статьи 15 Федерального закона №310-ФЗ заявителям были вручены проекты соглашений в связи с изъятием недвижимого имущества.

Соответственно требование заявителей о приостановлении процедуры изъятия до выполнения Департаментом требования о вручении проекта соглашения также подлежит отклонению.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В судебном заседании не нашел своего подтверждения факт неправомерных действий Департамента, который, как установлено, действовал в соответствии с требованиями Федерального закона №310-ФЗ. Более того, заявителями суду не предоставлены доказательств, свидетельствующих о причинения им физических или нравственных страданий, в связи с чем суд считает требования заявителя о взыскании с Департамента 100 000 (сто тысяч) рублей за моральный вред необоснованными.

В соответствии с частью 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Щербацкого О.В., Щербацкого О.О., Щербацкого И.О. к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года о предоставлении проекта соглашения, приостановлении процедуры изъятия до момента предоставления проекта соглашения и взыскании морального вреда, причиненного неправомерными действиями ответчика – отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд г. Сочи в течение 10 дней со дня составления его мотивировочной части.

Председательствующий судья подпись Г.М. Горов