Решение по иску Администрации г. Сочи к Паньшенскому Ф.Е. о сносе самовольной постройки



К делу № 2- 2241/2010

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 декабря 2010 года Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего Надрага В.Л.,

при секретаре Шуликиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г. Сочи к Паньшенскому Ф.Е. о сносе самовольной постройки,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Сочи обратилась в Адлерский районный суд с исковым заявлением к Паньшенскому Ф.Е. о сносе самовольной постройки.

В обоснование своих исковых требований Администрация г. Сочи указала, что в ходе осуществления муниципального земельного контроля муниципальным учреждением «Земельная инспекция города Сочи» по адресу: ... установлено, что земельный участок площадью 1504 кв.м., расположенный при жилом доме ... постановлением Главы города Сочи от 17.11.2005 г. № 3324 «О передаче земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом ... в общую долевую собственность бесплатно собственниками помещений в многоквартирном жилом доме» предоставлен в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме для эксплуатации многоквартирного жилого дома, помещения квартир которого находятся в собственности домовладельцев.

На данном земельном участке Панышенский Ф.Е., являясь собственником квартиры ... (договор о приватизации жилья от 28.04.1993 г. №) самовольно возвел двухэтажное строение (литер «Г11») общей площадью 93,1 кв.м. из керамзитоблоков. На момент проверки строительные работы завершены.

Факт возведения объектов капитального строительства подтверждается актом обследования земельного участка в натуре от 16 июня 2010г. № 435 составленным МУ «Земельная инспекция города Сочи» и фотоматериалом, прилагаемым к исковому заявлению.

Представитель администрации г. Сочи Супрунец Н.В. (доверенность от **.**.****г. №) настаивала на удовлетворении искового заявления в полном объеме.

Ответчик Паньшенский Ф.Е. в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о дате, месте, времени слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Суд, считает возможным рассмотреть дело при данной явке, согласно ст. 233 ГПК РФ, в порядке заочного производства.

Представитель истца согласен на рассмотрение дел в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке Зимних олимпийских игр 2014 в судебное заседание не явился, о дне слушания уведомлен, причин неявки не сообщил. Суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд считает исковые требования Администрации города Сочи обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании в ходе осуществления муниципального земельного контроля муниципальным учреждением «Земельная инспекция города Сочи» по адресу: ... установлено, что земельный участок площадью 1504 кв.м., расположенный при жилом доме ... постановлением Главы города Сочи от 17.11.2005 г. № 3324 «О передаче земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом ... в общую долевую собственность бесплатно собственниками помещений в многоквартирном жилом доме» предоставлен в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме для эксплуатации многоквартирного жилого дома, помещения квартир которого находятся в собственности домовладельцев.

На данном земельном участке Паныпенский Ф.Е., являясь собственником квартиры ... (договор о приватизации жилья от 28.04.1993 г. №) самовольно возвел двухэтажное строение (литер «Г11») общей площадью 93,1 кв.м. из керамзитоблоков. На момент проверки строительные работы завершены.

Факт возведения объектов капитального строительства подтверждается актом обследования земельного участка в натуре от 16 июня 2010 г. № 435 составленным МУ «Земельная инспекция города Сочи» и фотоматериалом, прилагаемым к исковому заявлению.

В соответствии со ст. 51 и 55 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство. Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 года № 698 утверждена единая форма разрешения на строительство, заполняемая в порядке, предусмотренном Приказом Министерства регионального развития РФ от 19 октября 2006 года № 120.

Полномочиями по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) в силу пункта 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обладают в том числе органы местного самоуправления. В соответствии с пунктом 1.4. постановления Главы города Сочи от 24 февраля 2009 года № 62 « О выдаче разрешений на строительство, в том числе на отдельные этапы строительства, реконструкцию и ввод объектов в эксплуатацию на территории города Сочи» лицом, уполномоченным на подписание разрешений на строительство, в том числе на отдельные этапы строительства, реконструкцию и ввод объектов в эксплуатацию на территории города Сочи, является заместитель Главы города Сочи, координирующий работу по вопросам строительства, архитектуры и автомобильных дорог.

Изложенное свидетельствует о грубом нарушении требований градостроительного законодательства.

Пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет. Статьей 25 Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.

Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является законным владельцем.

Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 ГК Российской Федерации три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в пункте 2 той же статьи последствия, то есть санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.

По буквальному смыслу указанной нормы, содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 ГК РФ. Данная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 3 июля 2007 года № 595-О-П.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Аналогичные полномочия закреплены подпунктом 26 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования город-курорт Сочи.

Статьей 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований в суде могут выступать органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. В случае возведения самовольной постройки имеет место нарушение прав муниципального образования по распоряжению муниципальными землями и правомочий по регулированию и планированию застройки территории муниципального образования, что дает истцу право предъявить настоящий иск.

Учитывая выше изложенное, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования Администрации г. Сочи к Паньшенскому Ф.Е. о сносе самовольной постройки.

Обязать Паньшенского Ф.Е. осуществить снос самовольно возведенного объекта: двухэтажное строение (литер «Г11»)общей площадью 93,1 кв.м. из керамзитоблоков общей площадью 93,1кв.м.

Решение может быть обжаловано в Адлерский районный суд в течение 7-ми дней с момента получения ответчиком копии решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение отпечатано в совещательной комнате.

Председательствующий: /подпись/.