К делу № 2-2966/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2010 года Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
Председательствующего Надрага В.Л.,
при секретаре Шуликиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г. Сочи к Мезенцеву В.М. о сносе самовольной постройки,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Адлерского района г. Сочи обратилась в Адлерский районный суд с исковым заявлением Мезенцеву В.М. о сносе самовольной постройки.
В обоснование своих исковых требований Администрация г. Сочи указала, что в ходе осуществления муниципального земельного контроля муниципальным учреждением «Земельная инспекция города Сочи» по адресу: ..., на земельном участке с кадастровым номером № площадью 3923 кв.м.установлено, что Мезенцев В..на земельном участке для обеспечения эксплуатации многоквартирного жилого дома принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного дома.(- распоряжение Главы города Сочи от 31.10.2008 г. № 995-р), установил железный гараж размерами 3*6 м.
Факт возведения объекта капитального строительства подтверждается актом о выявлении факта нарушения градостроительного законодательства от 18 мая 2010 года, составленным МУ «Земельная инспекция города Сочи» и фотоснимками.
Представитель администрации г. Сочи Савчук Ю.В. (доверенность от **.**.****г. №) настаивала на удовлетворении искового заявления в полном объеме.
Ответчик Мезенцев В.М. в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования администрации Адлерского района г. Сочи обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании в ходе осуществления муниципального земельного контроля муниципальным учреждением «Земельная инспекция города Сочи» по адресу: ..., на земельном участке с кадастровым номером № площадью 3923 кв.м.установлено, что Мезенцев В..на земельном участке для обеспечения эксплуатации многоквартирного жилого дома принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного дома.(- распоряжение Главы города Сочи от 31.10.2008 г. № 995-р), установил железный гараж размерами 3*6 м.
Факт возведения объекта капитального строительства подтверждается актом о выявлении факта нарушения градостроительного законодательства от 18 мая 2010 года, составленным МУ «Земельная инспекция города Сочи» и фотоснимками.
Изложенные доказательства в полной мере свидетельствуют об отсутствии у ответчика разрешения на установку металлического гаража по адресу: ....
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
В соответствии со ст. 51 и 55 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство. Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 года № 698 утверждена единая форма разрешения на строительство, заполняемая в порядке, предусмотренном Приказом Министерства регионального развития РФ от 19 октября 2006 года № 120.
Полномочиями по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) в силу пункта 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обладают, в том числе органы местного самоуправления.
Согласно пункту 2 Постановления Главы города Сочи от 27 мая 2009 года № 179 «О делегировании отдельных полномочий администрации города Сочи» полномочия в области архитектуры и градостроительства на территории города Сочи по Подготовке и выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ввод в эксплуатацию объектов - отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства), на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства (приусадебные) переданы администрациям соответствующих внутригородских районов города Сочи
Вместе с тем, разрешение на строительство застройщиком получено не было.
Согласно пункту 6 Постановления Главы города Сочи от 27 мая 2009 года. 4-179 «О делегировании отдельных полномочий администрации города Сочи» право подписи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов, исключением отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три. предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства), на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства (приусадебные) предоставлено заместителю Главы города Сочи, курирующем) вопросы строительства.
За разрешением на строительство (реконструкцию) капитальных объектов недвижимости ответчик не обращался.
Пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет. Статьей 25 Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.
Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является законным владельцем.
Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 ГК Российской Федерации три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в пункте 2 той же статьи последствия, то есть санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
По буквальному смыслу указанной нормы, содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 ГК РФ. Данная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 3 июля 2007 года № 595-0-П.
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель. находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Статья 76 Земельного кодекса РФ устанавливает, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям. землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Аналогичные полномочия закреплены подпунктом 26 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования город-курорт Сочи.
Учитывая выше изложенное, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Администрации г. Сочи к Мезенцеву В.М. о сносе самовольной постройки.
Обязать Мезенцева В.М. осуществить снос самовольно установленного железного гаража размерами 3*6 м. по адресу: ....
Обязать Мезенцева В.М. освободить самовольно занятый земельный участок по адресу: ... и привести его в первоначальное состояние.
Решение может быть обжаловано в крайсуд через райсуд в течение 10 дней.
Председательствующий: /подпись/.