К делу № 2-2907/2010 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2010 года Адлерский район города Сочи
Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего Надрага В.Л.
при секретаре Шуликиной Ю.В.,
с участием помощника прокурора Адлерского района города Сочи Магомедова Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Адлерского района города Сочи в интересах Торосьян А.М. о признании недействительным ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Адлерского района города Сочи обратился в суд с заявлением в интересах Торосьян А.М. о признании недействительным ненормативного правового акта.
В обоснование своих требований указав, что Торосьян A.M. - участник Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии №, инвалид 2 группы, поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по Адлерскому району г. Сочи до 01 марта 2005 года.
В ходе проверки учетного дела Торосьяна A.M. было установлено, что согласно выписки из лицевого счета Торосьян A.M. совместно с ФИО1 зарегистрирован в доме ... общей площадью 77, 7 кв.м., в том числе жилой 42 кв. м. Таким образом, занимаемая Торосьяном A.M.общая площадь составляет 38,85 кв.м.
В соответствии с п. 2 Решения Городского Собрания Сочи от 14.02.2006 №21 «Об установлении учетной нормы и нормы представления обшей площади жилого помещения по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде города Сочи, утверждении порядка рассмотрения обращений граждан по вопросам постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в ... и положения об общественных комиссиях по жилищным вопросам при администрациях районов г. Сочи», норма предоставления общей площади жилого помещения в г. Сочи на одного члена семьи, состоящего из трех и более человек - 18 кв.м.
Протоколом заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Адлерского района г. Сочи от 10.12.2009 № 9, утвержденного распоряжением главы администрации Адлерского района г. Сочи от 11.12.2009 № 490-р, ФИО2 исключен из всех списков граждан, состоящих па учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с утратой им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Указанное основание снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотрено частью 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и пунктом 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Торосьян A.M. является участником Великой Отечественной войны и в соответствии с Законом Краснодарского края от 28.07.2006 №1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» относится к гражданам отдельной категории.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», граждане, принятые па учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, снимаются с учета решением главы местной администрации (главы муниципального образования) в случаях, установленных частью 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Вместе с тем, в соответствии с п. 3 Закона Краснодарского края от 28.07.2008 №1077-КЗ, граждане отдельных категорий снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях решением главы местной администрации (главы муниципального образования) в случаях, установленных статьей 55 и пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, дающих им право на обеспечение жильем за счет бюджетных средств.
Таким образом, снятие граждан отдельных категорий граждан в случаях, установленных частью 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и пунктом 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ является незаконным.
В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с п. 1, 3-6 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случаях подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета, их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лип органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» определено считать необходимым завершить до 01 мая 2010 года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 марта 2005 года ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года №5 «О ветеранах».
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований закона, Торосьян A.M. снят с регистрационного учета по основанию, предусмотренному ч. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, которое не может быть применено при решении вопроса о снятии с учета ФИО2, относящегося к гражданам отдельной категории, в соответствии с федеральным законодательством.
Статьями 7 и 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативно-правовым актам РФ.
Изданное распоряжение главы администрации Адлерского района г. Сочи от 11.12.2009 №490-р «Об утверждении протокола № 9 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Адлерского района г. Сочи от 10.12.2009» нарушает социальные нрава и законные интересы участника Великой Отечественной войны Торосьяна A.M., зарегистрированного по адресу: ....
Кроме того, в ходе проверки учетного дела Торосьяна A.M. было установлено, что администрацией г. Сочи рассматривалось обращение Торосьяна A.M. по жилищному вопросу, поступившее из администрации Президента РФ из которого следует, что Торосьян A.M. проживает в доме без удобств, а также, что 08.04.2009 он включен в список претендентов на получение за счет федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, о чем ему якобы были даны разъяснения сотрудниками Адлерского отдела ОРГ1.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону и нарушающий права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц может быть признан судом недействительным.
Представитель истца прокуратуры Адлерского района города Сочи в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по основаниях в нем изложенным.
Представитель Торосьян А.М. – Борисова И.А. (доверенность от 14.04.2009г. № 2588) просила иск прокурора удовлетворить.
Заинтересованное лицо - представитель Администрации Адлерского района города Сочи Савчук Ю.В. (доверенность от **.**.****г. №) просила в иске отказать, пояснив, Торосьян A.M. распоряжением главы администрации Адлерского района г. Сочи № 490-Р от 11.12.2009 года исключен из общего списка граждан нуждающихся в жилых помещениях и из списка «Участники В.О.В.», в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Торосьян A.M. состоял на учете граждан, нуждающихся в улучшение жилищных условий по месту жительства в Адлерском районе с 25.02.1987г. в общем списке и в списке «Участники ВОВ» (решение исполнительного комитета Адлерского районного Совета народных депутатов г. Сочи Краснодарского края №100).
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» граждане снимаются с учета в случаях, предусмотренных п.п. 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Норма, регламентировавшая необходимость снятия с учета граждан, у которых отпали основания предоставления жилого помещения в связи улучшением жилищных условий, содержалась в статье 32 Жилищного кодекса РСФСР, и означала, что обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи превысила уровень, установленный исполнительным комитетом краевого Совета народных депутатов.
В соответствии с решением исполкома Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 05 ноября 1986 года № 480, граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляла не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения, то есть сельской местности в личных домах и в отдельных квартирах со всем коммунальными удобствами - не менее 7,7 кв.м. Следовательно, если обеспеченность площадью жилого помещения на одного гражданина, принятого на учет в период с 05 ноября 1986 года до 01 ноября 1990 года составляет более 7,7 кв.м. жилой площади и более, такие граждане подлежат снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях, как утратившие основания нахождения на учете.
В ходе проведения перерегистрации очередности было выявлено, что Торосьян A.M. зарегистрирован и проживает в жилом доме №, общей площадью 77,7 кв. м., в том числе жилой - 42 кв.м., по .... Всего по данному адресу зарегистрировано 2 человека. Суммарная обеспеченность жилой площадью помещения на одного человека составляет - 21,0 кв.м. Данный жилой дом принадлежит на праве собственности - Борисовой И.А. согласно свидетельству о государственной регистрации права серии № от 14.01.2008г.
Торосьян A.M. в 2007 году произвел дарение земельного участка и расположенного на нем жилого дома Борисовой И.А.
Выслушав стороны, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Торосьян A.M. - участник Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии №, инвалид 2 группы, поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по Адлерскому району г. Сочи до 01 марта 2005 года.
В ходе проверки учетного дела Торосьяна A.M. было установлено, что согласно выписки из лицевого счета Торосьян A.M. совместно с ФИО1 зарегистрирован в доме ... общей площадью 77, 7 кв.м., в том числе жилой 42 кв. м. Таким образом, занимаемая Торосьяном A.M.общая площадь составляет 38,85 кв.м.
В соответствии с п. 2 Решения Городского Собрания Сочи от 14.02.2006 №21 «Об установлении учетной нормы и нормы представления обшей площади жилого помещения по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде города Сочи, утверждении порядка рассмотрения обращений граждан по вопросам постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в г. Сочи и положения об общественных комиссиях по жилищным вопросам при администрациях районов г. Сочи», норма предоставления общей площади жилого помещения в г. Сочи на одного члена семьи, состоящего из трех и более человек - 18 кв.м.
Протоколом заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Адлерского района г. Сочи от 10.12.2009 № 9, утвержденного распоряжением главы администрации Адлерского района г. Сочи от 11.12.2009 № 490-р, ФИО2 исключен из всех списков граждан, состоящих па учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с утратой им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Указанное основание снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотрено частью 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и пунктом 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Торосьян A.M. является участником Великой Отечественной войны и в соответствии с Законом Краснодарского края от 28.07.2006 №1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» относится к гражданам отдельной категории.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», граждане, принятые па учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, снимаются с учета решением главы местной администрации (главы муниципального образования) в случаях, установленных частью 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Вместе с тем, в соответствии с п. 3 Закона Краснодарского края от 28.07.2008 №1077-КЗ, граждане отдельных категорий снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях решением главы местной администрации (главы муниципального образования) в случаях, установленных статьей 55 и пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, дающих им право на обеспечение жильем за счет бюджетных средств.
Таким образом, снятие граждан отдельных категорий граждан в случаях, установленных частью 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и пунктом 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ является незаконным.
В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с п. 1, 3-6 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случаях подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета, их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лип органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» определено считать необходимым завершить до 01 мая 2010 года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 марта 2005 года ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года №5 «О ветеранах».
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований закона, Торосьян A.M. снят с регистрационного учета по основанию, предусмотренному ч. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, которое не может быть применено при решении вопроса о снятии с учета ФИО2, относящегося к гражданам отдельной категории, в соответствии с федеральным законодательством.
Статьями 7 и 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативно-правовым актам РФ.
Изданное распоряжение главы администрации Адлерского района г. Сочи от 11.12.2009 №490-р «Об утверждении протокола № 9 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Адлерского района г. Сочи от 10.12.2009» нарушает социальные нрава и законные интересы участника Великой Отечественной войны Торосьяна A.M., зарегистрированного по адресу: ....
Кроме того, в ходе проверки учетного дела Торосьяна A.M. было установлено, что администрацией г. Сочи рассматривалось обращение Торосьяна A.M. по жилищному вопросу, поступившее из администрации Президента РФ из которого следует, что Торосьян A.M. проживает в доме без удобств, а также, что 08.04.2009 он включен в список претендентов на получение за счет федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, о чем ему якобы были даны разъяснения сотрудниками Адлерского отдела ОРГ1.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону и нарушающий права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц может быть признан судом недействительным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Прокурора Адлерского района города Сочи в интересах Торосьян А.М. о признании недействительным ненормативного правового акта – удовлетворить.
Признать недействительным пункт 1.10 протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Адлерского района г. Сочи от 10.12.2009 № 9, утвержденного распоряжением главы администрации Адлерского района г. Сочи от 11.12.2009 № 490-р «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Адлерского района г. Сочи от 10.12.2009 №9 ».
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд г. Сочи в течение 10 дней.
Председательствующий: /подпись/.