Решение по заявлению Каракиян А.К.



Дело № 2-3292/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«13 » декабря 2010 года Адлерский районный суд г. Сочи

в составе: председательствующего Язвенко Р.В.,

при секретаре Пузеевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Каракиян А.К. к Адлерскому отделу г.Сочи Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об оспаривании действий должностных лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Каракиян А.К обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностных лиц Адлерского отдела г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю.

В обоснование своих требований заявитель указал, что он обратился в Адлерский отдел г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г.Сочи, Адлерский район, сВерино на основании Постановления главы администрации Кудепстинской сельской администрации от 06.03.1995 года №84.

17.05.2010 года заявителю было отказано в регистрации, по причине того, что представленное постановление от 06.03.1995 года №84 не соответствует нормам законодательства, действовавшим в месте издания такого акта и на момент его издания, в части указания вида права и полномочий лица издавшего акт.

Считает данный отказ незаконным, противоречащим действующему законодательству.

Просит обязать Адлерский отдел г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю зарегистрировать за Каракиян А.К. право собственности на земельный участок, с кадастровым номером №, площадью 5000 кв.м., в с.Верино, Адлерского района города Сочи.

В судебном заседании представитель Каракиян А.К. Вартапетян В.Г. на заявленных требованиях настаивал, просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Адлерского отдела г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю действующая по доверенности Борисова А.Е. исковые требования не признала, просила в иске отказать.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Как видно из материалов дела заявитель Каракиян А.К. обратиласья в Адлерский отдел г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, кадастровый номер №, расположенного по адресу: г.Сочи, Адлерский район, с.Верино на основании Постановления Главы администрации Кудепстинского сельского округа Адлерского района г.Сочи Краснодарского края от 06.03.1995 года №84.

Государственная регистрация права собственности на земельный участок по заявлению Каракиян А.К. была приостановлена, по истечению срока приостановления в связи с не устранением причин препятствующих государственной регистрации было принято решение об отказе в государственной регистрации права гр.Каракиян А.К. на земельный участок, кадастровый номер №, расположенного по адресу: г.Сочи, Адлерский район, с.Верино, мотивированное тем, что представленные документы не соответствуют нормам законодательства, действовавшем в месте издания и на момент издания.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 № 122-ФЗ (далее – Закон о регистрации) при проведении правовой экспертизы представленных документов на орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость, возлагается обязанность проверить законность правовых оснований, в соответствии с которыми производится регистрация прав на недвижимое имущество.

В российской правовой системе этот принцип реализуется путем проведения правовой экспертизы представленных на регистрацию документов и проверки законности регистрируемой сделки (п. 1 ст. 13 Закона о регистрации).

При проведении правовой экспертизы документов, на основании ст. 13 Закона о регистрации Управлением правомерно установлено нарушение требований ст.ст. 16, 17, 25.2 Закона о регистрации.

В соответствии со ст.ст. 16, 17 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании правоустанавливающего документа.

Правоустанавливающим документом является документ, устанавливающий наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество.

Согласно нормам Закона о регистрации правоустанавливающим должен считаться документ (совокупность документов), который на основании законодательства и нормативных актов, действовавших в период его составления, бесспорно, подтверждает право указанного в нем лица на указанный объект недвижимости и при этом не требует для установления зафиксированного в нем права каких-либо других документов.

В соответствии с п. 1 ст. 25.2 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Пунктом 2 ст. 25.2 Закона о регистрации предусмотрены следующие документы:

- акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

- акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

- выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок

Любое из вышеуказанных решений о предоставлении земельного участка гражданину (за исключением предоставления во временное пользование), принятое с соблюдением действовавшего на момент его принятия законодательства, может являться основанием для государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок в соответствии с вышеуказанной статьей.

Постановлением главы администрации Кудепстинского сельского округа Адлерского района г.Сочи от 06.03.1995 года №84 земельный участок был предоставлен заявителю на праве бессрочного (постоянного) пользования, что не соответствует нормам законодательства, действовавшем в месте издания такого акта на момент его издания.

Так, согласно ст.64 Земельного кодекса РСФСР – земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передаются гражданам в собственность, в соответствии с п.4 Указа Президента Российской Федерации от 23.04.1993 года №480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками», земельные участки предоставлялись гражданам на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или аренды.

Так же пунктом 2 Постановления Главы администрации Краснодарского края от 24.02.1992 года №114 установлено, что предоставление и закрепление земельных участков в границах первой и второй зон санитарной охраны курортов производить гражданам - в пожизненное наследуемое владение и аренду.

Таким образом судом установлено, что в период издания данного постановления в действующем законодательстве отсутствовала норма, устанавливающая право на предоставление земельных участков гражданам на праве постоянного бессрочного пользования, таким образом, Постановление Главы Кудепстинской сельской администрации Адлерского района г.Сочи от 06.03.1995 года №84 не соответствует нормам законодательства, действовавшем в месте издания такого акта на момент его издания, в части указания вида права.

Кроме того, правовые основы деятельности сельских администраций в сфере регулирования земельных отношений базировались на положениях ст.23 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 года №1103-1, наделяющий сельский, поселковые Советы народных депутатов право предоставления земельных участков во владение, пользование, а так же передаче их собственность и аренду.

В связи с принятием всенародным голосованием Конституции Российской Федерации, в целях обеспечения прав граждан на землю и в соответствии п.2 и п.3 Указа Президента Российской Федерации от 07.10.1993 года №1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993г. №2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации» были признаны недействующими ряд статей Земельного кодекса РСФСР, в том числе и статьи 7, 23, 32 которыми были определены полномочия сельских советов по предоставлению земельных участков.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.10.1993 года №1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» так же установлено, что до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации правовое регулирование по отнесенным к компетенции Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации по вопросам земельной реформы, осуществляется Президентом Российской Федерации. Правовое регулирование по названным вопросам осуществляется нормативными актами, издаваемые в форме указов Президента Российской Федерации.

На момент вынесения Главой Кудепстинской сельской администрации вышеуказанного постановления отсутствовал Указ Президента РФ наделяющий Глав сельский администраций полномочиями по предоставлению гражданам земельных участков.

Также судом были установлены иные причины препятствующие проведению государственной регистрации права - в соответствии с п.3 Указа Президента РФ от 27.10.1993 года №1767 (действовавшего в момент издания постановления) документы, подтверждающие право пользования земельными участками, выданные после вступления в силу данного Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном комитете по земельным ресурсам и землеустройству являются недействительными, Постановление №84 от 06.03.1995 года не было зарегистрировано в комитете по земельным ресурсам и землеустройству, что влечет его недействительность, кроме того в соответствии со ст.51 ФЗ №1551-1 от 06.07.1991 года сельские администрации предоставляет в установленном порядке земельные участки в пределах черты поселка, сельсовета, однако судом установлено что в соответствии с Решением Исполнительного комитета Сочинского городского Совета народных депутатов от 20.07.1988 года №350 «О детализации описания границ г.Сочи» не территории Кудепстинского сельского Совета не существовало населенного пункта с наименованием «Верино».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 338 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Каракиян А.К. о признании недействительным отказа Адлерского отдела г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю в государственной регистрации права собственности на земельный участок, кадастровый номер №, расположенный по адресу: г.Сочи, Адлерский район, с.Верино – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Адлерский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий: /подпись/ Язвенко Р.В.