К делу № 2-3291/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2010 года г.Сочи
Адлерский районный Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Язвенко В.В.,
адвоката Бородиной Н.В. предоставившей удостоверение № и ордер №
при секретаре Пузеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рунталь В.И. к Адлерскому отделу г.Сочи Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об оспаривании действий должностных лиц.
УСТАНОВИЛ:
Рунталь В.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностных лиц Адлерского отдела г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю.
В обоснование своих требований заявитель указал, что 16.09.2010 года он обратился в Адлерский отдел г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный в районе АЗС улица Ленина Адлерского района г.Сочи.
Одновременно с заявлением были представлены: Постановление главы администрации Кудепстинского сельского округа от 29.01.1996 года № 50, Постановление главы администрации Адлерского района г.Сочи от 06.05.1998 года № 318.
27.09.2010 года государственная регистрация права была приостановлена.
01.11.2010 года заявителю было отказано в регистрации, по причине того, что представленное постановление от 29.01.1996 года № 50 не соответствует нормам законодательства, действовавшим в месте издания такого акта и на момент его издания, в части указания вида права и полномочий лица издавшего акт.
Считает данный отказ незаконным и противоречащим действующему законодательству.
В связи с чем, - просит суд признать действия Адлерского отдела г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю незаконными.
Обязать Адлерский отдел г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю зарегистрировать за Рунталь В.И. право собственности на земельный участок №, с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м., в районе АЗС улица Ленина Адлерского района города Сочи.
В судебном заседании Рунталь В.И. а так же его адвокат Бородина Н.В. на заявленных требованиях настаивали, указывая о нарушении прав со стороны ответчика, в связи с чем просили суд удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Адлерского отдела г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю действующая по доверенности Борисова А.Е. заявленные Рунталь В.И. требования не признала, поддержав доводы указанные в сообщении об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.11.2010 года.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к убеждению о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Как видно из материалов дела заявитель Рунталь В.И. обратился в Адлерский отдел г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, кадастровый номер №, расположенного по адресу: ..., в районе АЗС на основании Постановления Главы администрации Кудепстинского сельского округа Адлерского района г.Сочи Краснодарского края от 29.01.1996 года № 50 «О предоставлении гр. Рунталь В.И. в бессрочное (постоянное) пользование земельного участка № в районе АЗС ул.Ленина из земель Кудепстинской сельской администрации».
Государственная регистрация права собственности на земельный участок по заявлению Рунталь В.И. была приостановлена, и по истечению срока приостановления в связи с не устранением причин препятствующих государственной регистрации было принято решение об отказе в государственной регистрации права гражданина Рунталь В.И. на земельный участок, кадастровый номер №, расположенный по адресу: ..., в районе АЗС, мотивированное тем, что представленные документы не соответствуют нормам законодательства, действовавшем в месте издания и на момент издания.
Решение Адлерского отдела г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю является законным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 № 122-ФЗ при проведении правовой экспертизы представленных документов на орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость, возлагается обязанность проверить законность правовых оснований, в соответствии с которыми производится регистрация прав на недвижимое имущество.
В Российской правовой системе этот принцип реализуется путем проведения правовой экспертизы представленных на регистрацию документов и проверки законности регистрируемой сделки (п. 1 ст. 13 Закона о регистрации).
При проведении правовой экспертизы документов, на основании ст. 13 Закона о регистрации Управлением правомерно установлено нарушение требований ст.ст. 16, 17, 25.2 Закона о регистрации.
В соответствии со ст.ст. 16, 17 Закона о регистрации, - государственная регистрация прав проводится на основании правоустанавливающего документа.
Правоустанавливающим документом является документ, устанавливающий наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество.
Согласно нормам Закона о регистрации, - правоустанавливающим должен считаться документ (совокупность документов), который на основании законодательства и нормативных актов, действовавших в период его составления, бесспорно, подтверждает право указанного в нем лица на указанный объект недвижимости и при этом не требует для установления зафиксированного в нем права каких-либо других документов.
В соответствии с п. 1 ст. 25.2 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктом 2 ст. 25.2 Закона о регистрации предусмотрены следующие документы: - акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный
органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его
компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте
издания такого акта на момент его издания; - акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; - выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); - иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Любое из вышеуказанных решений о предоставлении земельного участка гражданину (за исключением предоставления во временное пользование), принятое с соблюдением действовавшего на момент его принятия законодательства, может являться основанием для государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок в соответствии с вышеуказанной статьей.
Постановлением главы администрации Кудепстинского сельского округа Адлерского района г.Сочи от 29.01.1996 года № 50 земельный участок был предоставлен заявителю на праве бессрочного (постоянного) пользования, что не соответствует нормам законодательства, действовавшем в месте издания такого акта на момент его издания.
Так, согласно п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 23.04.1993 года № 480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками», земельные участки предоставлялись гражданам на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или аренды.
Так же пунктом 2 Постановления Главы администрации Краснодарского края от 24.02.1992 года № 114 установлено, что предоставление и закрепление земельных участков в границах первой и второй зон санитарной охраны курортов производить гражданам - в пожизненное наследуемое владение и аренду.
Таким образом судом установлено, что в период издания данного постановления в действующем законодательстве отсутствовала норма, устанавливающая право на предоставление земельных участков гражданам на праве постоянного бессрочного пользования. Исходя из чего следует, что Постановление Главы Кудепстинской сельской администрации Адлерского района г.Сочи от 29.12.1994 года № 567 не соответствует нормам законодательства, действовавшем в месте издания такого акта на момент его издания, в части указания вида права.
Кроме того, правовые основы деятельности сельских администраций в сфере регулирования земельных отношений базировались на положениях ст. 23 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 года № 1103-1, наделяющих сельские, поселковые Советы народных депутатов правом предоставления земельных участков во владение, пользование, а так же передаче их собственность и аренду.
В связи с принятием всенародным голосованием Конституции Российской Федерации, в целях обеспечения прав граждан на землю и в соответствии п. 2 и п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 07.10.1993 года № 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации» были признаны недействующими ряд статей Земельного кодекса РСФСР, в том числе и статьи 7, 23, 32 которыми были определены полномочия сельских советов по предоставлению земельных участков.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.10.1993 года № 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» так же установлено, что до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации правовое регулирование по отнесенным к компетенции Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации по вопросам земельной реформы, осуществляется Президентом Российской Федерации. Правовое регулирование по названным вопросам осуществляется нормативными актами, издаваемые в форме указов Президента Российской Федерации.
На момент вынесения Главой Кудепстинской сельской администрации вышеуказанного постановления отсутствовал Указ Президента РФ наделяющий Глав сельских администраций полномочиями по предоставлению гражданам земельных участков.
Также судом были установлены иные причины препятствующие проведению государственной регистрации права, не указанные в сообщение об отказе в государственной регистрации права, а в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 27.10.1993 года № 1767 (действовавшего в момент издания постановления) документы, подтверждающие право пользования земельными участками, выданные после вступления в силу данного Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном комитете по земельным ресурсам и землеустройству являются недействительными, Постановление № 50 от 29.01.1996 года не было зарегистрировано в комитете по земельным ресурсам и землеустройству, кроме того, имеются несоответствия в указании адреса и площади земельного участка в Постановлении № 50 от 29.01.1996 года, Постановлении от 06.05.1998 года № 318 и кадастровом паспорте земельного участка.
Исходя из вышеизложенного суд приходит к убеждению, что действия Адлерского отдела г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю в части отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество Рунталь В.И. являются обоснованными. Иных оснований, что могло бы повлиять на удовлетворение исковых требований в ходе рассмотрения дела судом не было установлено.
Однако изучая материалы дела суд усматривает в действиях Адлерского отдела г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю нарушения в части неполноты сведений отраженных в Уведомлении о приостановлении и Сообщении об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество в части места расположения и площади земельного участка в районе б/о «Белая Акация-2» в районе АЗС ул. Ленина площадью 600 кв.м.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 РФ, суд.
РЕШИЛ:
Удовлетворить заявленные требования Рунталь В.И. об оспаривании действий должностных лиц в части не полного указания причин препятствующих проведению государственной регистрации.
В части обязания Адлерского отдела г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю зарегистрировать за Рунталь В.И. право собственности на земельный участок №, с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м., в районе АЗС улица Ленина Адлерского района города Сочи - отказать.
Решение в 10 дней может быть обжаловано и опротестовано в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
Председательствующий: /подпись/ Язвенко Р.В.