Решение по иску Буниной Н.А. к администрации Адлерского района г.Сочи



К делу № 2-2661/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2010 года г.Сочи Адлерский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Язвенко Р.В.

при секретаре Пузеевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буниной Н.А. к администрации Адлерского района г.Сочи об обжаловании действий органов местного самоуправления.

УСТАНОВИЛ:

Бунина Н.А. обратилась в суд с иском к администрации Адлерского района г.Сочи об обжаловании действий органов местного самоуправления.

В обосновании своих исковых требований Бунина Н.А. указала, что 01.01.2001 г. она обратилась в администрацию Адлерского района г.Сочи с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 3416 кв.м. в районе 5 км., вблизи пасеки пчелохозяйства Адлерского районе г.Сочи для ведения личного подсобного хозяйства.

06.08.2010 г. она получила ответ администрации Адлерского района города-курорта Сочи в котором сообщалось, что рассмотрение вопроса оформления прав на указанный земельный участок с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного пользования в рамках полномочий, делегированных администрациям внутригородских районов г.Сочи постановлением Главы г.Сочи от 27.05.2009 года № 179, возможно после уточнения вида разрешенного использования земельного участка.

Первоначально указанный земельный участок был выделен на основании постановления Главы администрации Краснополянского поссовета Адлерского района г.Сочи от 08.06.1992 г. № 115, а закон «О личном подсобном хозяйстве» № 112-ФЗ принят 07.07.2003 г.

Между тем, согласно кадастровому паспорту упомянутого земельного участка от 08.06.2009 г. № и постановлению Главы администрации Краснополянского поссовета Адлерского р-на г. Сочи от 08.06.1992 г. № 115, разрешенное использование земельного участка - для сельскохозяйственного пользования.

Поскольку в 1992 г. еще не существовало закона «О личном подсобном хозяйстве» № 112-ФЗ, то очевидно, что понятие «для сельскохозяйственного пользования» полностью соответствует ст. 4 упомянутого Закона «О личном подсобном хозяйстве», в соответствии с которой, для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок).

В соответствии с п. 2 данной правовой нормы, приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

Испрашиваемый земельный участок находится в государственной собственности; правом распоряжения испрашиваемым земельным участком обладает администрация Адлерского района г.Сочи.

Истец считает, что отказ администрации Адлерского района г. Сочи в предоставлении в собственность за плату земельного участка, площадью 3416 кв.м. в районе 5 км., вблизи пасеки пчелохозяйства в Адлерского районе г.Сочи для ведения личного подсобного хозяйства является незаконным, нарушающим права и свободы, гражданина Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07 июля 2003 г. № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно ч. 3 ст. 81 Земельного кодекса РФ, гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного Кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ч. 1 ст. 28 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В силу ст. 29 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Статьей 34 Земельного Кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Согласно действующему земельному законодательству истец обратилась в администрацию Адлерского района г.Сочи с заявлением, в котором была определена цель использования земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства, его размеры - 3416 кв.м., местоположение - в районе 5 км., вблизи пасеки пчелохозяйства в Адлерского районе г.Сочи, испрашиваемое право на землю - собственность.

Администрация Адлерского района г.Сочи обязана принять решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату и направить копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.

Доводы администрации Адлерского района г.Сочи о невозможности предоставления ей спорного земельного участка по мотиву «уточнения вида разрешенного использования земельного участка» несостоятельны, поскольку на момент выделения земельного участка (в1992 г.) еще не существовало закона «О личном подсобном хозяйстве» № 112-ФЗ, однако понятие «для сельскохозяйственного пользования» полностью соответствует ст. 4 упомянутого Закона, в соответствии с которой, для ведения личного подсобного хозяйства может использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок). Таким образом, видом разрешенного использования земельного участка является ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ).

Кроме этого, в нарушение положений ст. 83 Земельного кодекса РСФСР, действовавших на момент выделения земельного участка и положений ст. 87 Земельного кодекса РФ, в установленном порядке спорный земельный участок не был предоставлен предприятиям, учреждениям, организациям для осуществления возложенных на них специальных задач, с государственной регистрацией права.

Поскольку ею была полностью соблюдена процедура по предоставлению в собственность за плату земельного участка для целей, не связанных со строительством, считает, что администрацией Адлерского района г.Сочи нарушено ее право получить земельный участок, расположенный в районе 5 км., вблизи пасеки пчелохозяйства в Адлерского районе г.Сочи, площадью 3416 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства в собственность за плату в соответствии с действующим земельным законодательством.

В связи с чем простит суд, - обязать администрацию Адлерского района г.Сочи предоставить Буниной Н.А. на основании заявления от 06 августа 2010 года в собственность за плату земельный участок площадью 3416 кв.м., расположенный в районе 5 км., вблизи пасеки пчелохозяйства в Адлерского районе г.Сочи Краснодарского края для ведения личного подсобного хозяйства.

В судебное заседание истец Бунина Н.А. не явилась, о дне и времени рассмотрения дела надлежаще извещена, в связи с чем суд находит возможным дело рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель ответчика администрации Адлерского района г.Сочи по доверенности Савчук Ю.В. против удовлетворения иска возражала указывая на то, что в соответствии с действующим законодательством данный земельный участок не может быть предоставлен в собственность, в связи с его нахождением во второй зоне санитарной охраны курорта с соблюдением режима водоохранного положения.

Суд, выслушав заявителя изучив материалы дела, считает заявление не обоснованным и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Как усматривается из договора о переуступке прав и обязанностей по договору аренды от 23.11.2009 года у Буниной Н.А. в пользовании на условиях аренды находится земельный участок расположенный в районе 5 км., вблизи пасеки пчелохозяйства в Адлерского районе г.Сочи, площадью 3416 кв.м.

08.06.2009 года земельному участку расположенному в районе 5 км., вблизи пасеки пчелохозяйства в Адлерского районе г.Сочи, площадью 3416 кв.м. присвоен кадастровый номер №, в связи с чем пользователю был выдан кадастровый паспорт № на последнем листе которого в графе «Характеристика» указано использование земельного участка с соблюдением режима водоохраной полосы и 2-й зоны санитарной охраны курорта.

Согласно статье 27 ЗК РФ, - оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом.

В соответствии со статьей 129 ГК РФ определено, что виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе.

На основании п. 5 ст. 27 ЗК РФ, - определен перечень ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ, - не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: - изъятия земельных участков из оборота; - установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; - резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.

Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии со статьей 95 Земельного кодекса РФ, статьей 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

На основании пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Указом Президента Российской Федерации от 6 июля 1994 года № 1470 «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей» Правительству Российской Федерации предложено утвердить перечни природных объектов побережий Черного и Азовского морей, относящихся к федеральным природным ресурсам, и утвердить в первоочередном порядке границы земельных участков особо охраняемых природных территорий, передача которых в частную собственность не допускается, а изменение установленного режима их использования производится с разрешения органа, утвердившего правовой статус этих территорий.

Во исполнение вышеприведенного Указа Президента Российской Федерации принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 года № 591-р, которым утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий (природных объектов) побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение. В Перечень включены курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов городов Анапы, Геленджика и Сочи.

Границы округов и зон санитарной охраны установлены постановлением Совета Министров СССР от 30 марта 1948 года № 985, приведены в приложении № 3 к названному постановлению и предусматривают первую, вторую и третью зоны округа санитарной охраны.

Понятие округа санитарной (горно-санитарной) охраны дано в Федеральном законе от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», согласно статье 1 которого округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны, как это установлено частью 3 статьи 16 Федерального закона № 26-ФЗ, выделяется до трех зон.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса, находящихся на них природоохранных учреждений, к числу особо охраняемых природных территорий относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты (подпункт «ж» пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

При данных обстоятельствах суд не находит заявление подлежащим удовлетворению, так как земельный участок расположенный в районе 5 км., вблизи пасеки пчелохозяйства в Адлерского районе г.Сочи, площадью 3416 кв.м. находится и используется с соблюдением режима водоохраной полосы и 2-й зоны санитарной охраны курорта, а следовательно относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на предоставление его в частную собственность.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд.

РЕШИЛ:

Буниной Н.А. в удовлетворении искового заявления к администрации Адлерского района г.Сочи об обжаловании действий органов местного самоуправления - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней.

Решение напечатано в совещательной комнате.

Председательствующий: /подпись/ Язвенко Р.В.