К делу № 2-2050/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2010 года
Адлерский районный суд г. Сочи в составе:
председательствующего – судьи Филонова Ю.Л.,
при секретаре – Авдеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Келешяну А.С. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельного участка и освобождении объектов недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года обратился в Адлерский районный суд г. Сочи с иском к Келешяну А.С. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельного участка и освобождении объектов недвижимого имущества.
В обоснование исковых требований Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года указал, что в соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.08.2008 № 654-р ( в редакции распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.09.2008 № 741-р) в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа изъят земельный участок с кадастровым номером №, площадью 516 кв.м., расположенный по адресу: ..., принадлежащий на праве собственности Келешяну А.С. и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества, находящиеся в его собственности. Земельный участок по указанному адресу попадает в границы размещения олимпийского объекта «Центральный стадион вместимостью 40 тыс. зрителей (проектные и изыскательские работы, строительство)» в соответствии с Приказом Министерства Регионального развития Российской Федерации от 31.12.2009 № 649. В соответствии с Программой строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991 ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является ГК «Олимпстрой». Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Российская Федерация с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе следующие полномочия: - подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - обращение в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения.
В соответствии с пунктом 1.1. постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.06.2008 № 497 «Об утверждении Положения, структуры, штатного расписания департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года» Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края. В соответствии с требованиями пункта 18 статьи 15 Закона № 310-ФЗ департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года направил гражданину Келешяну А.С. уведомления от 22.08.2008 № 81-2213/08-01 от 30 октября 2008 года № 81-3825/08-01 о принятом решении об изъятии. На основании пункта 21 статьи 15 Закона № 310-ФЗ ОРГ1, г. Москва проведена оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № площадью 516 кв.м., принадлежащего Келешяну А.С., расположенного по адресу: ..., и иных правомерно возведенных объектов недвижимого имущества, а также размера убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием.
Согласно отчету об оценке № 141/10: - рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 516 кв.м., принадлежащего Келешяну А.С., расположенного по адресу: ..., составляет 7 544 452 руб.; рыночная стоимость жилого дома литер «А» и иных правомерно возведенных объектов недвижимого имущества составляет 16 164 283 рубля; размер убытков, подлежащих возмещению собственнику в связи с изъятием, составляет 532 900 рублей.
Поскольку в соответствии с пунктами 2.2, 3.1 проекта соглашения Департамент принял на себя обязательство предоставить гражданину Келяшяну А.С. в собственность земельный участок с кадастровым номером №, площадью 770 кв.м., расположенный по адресу: ... (жилой фонд «Село Некрасовское»), а «ГК Олимпстрой» приняла на себя обязательство предоставить гражданину Келяшяну А.С. индивидуальный жилой дом, общей площадью 270 кв.м., расположенный на земельном участке, предоставляемом Департаментом, ОРГ1 была проведена оценка рыночной стоимости права требования на предоставление в собственность земельного участка и расположенного на нем иного недвижимого имущества, указанного в пунктах 2.2 и 3.1 соглашения. Согласно отчету об оценке от 20.04.2010 № 161/10, рыночная стоимость права требования составляет 20 109 062 (двадцать миллионов сто девять тысяч шестьдесят два) рубля. С учетом изложенного, пунктом 4 статьи 2 проекта соглашения предусмотрена выплата разницы между указанными денежными суммами в размере 4 132 573 (четыре миллиона сто тридцать две тысячи пятьсот семьдесят три) рубля, осуществляемая «ГК Олимпстрой» гражданину Келяшяну А.С.
Проект соглашения для ознакомления и подписания направлен гражданину Келяшяну А.С. с сопроводительным письмом от 28.05.2010 №81-4901/10-05.1.
Поскольку Келешян А.С. отказывается от заключения соглашения, это препятствует предоставлению земельного участка «ГК Олимпстрой» для строительства олимпийского объекта федерального значения.
Просит суд изъять в собственность Российской Федерации для федеральных нужд земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером №, площадью 516 кв.м., расположенный по адресу: ..., принадлежащий на праве собственности Келешяну А.С. и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности Келешяна А.С., обязать Келешяна А.С. освободить земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества по адресу: ..., от лиц, находящихся по указанному адресу а так же от движимого имущества и перечислить денежную компенсацию в сумме 24 241 635 (двадцать четыре миллиона двести сорок одну тысячу шестьсот тридцать пять) рублей на банковский счет Келешяна А.С.
В судебном заседании представители Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года по доверенностям – Меличко Н.В., Шабанов А.В. настаивали на удовлетворении заявленных исковых требований к Келешяну А.С. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельного участка и освобождении объектов недвижимого имущества.
Ответчик Келешян А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, однако от получения повестки, копий искового заявления и приложений отказался, что подтверждается актом от 13 июля 2010 года.
В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
При таких обстоятельствах и учитывая тот факт, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем уведомлении ответчика о времени и месте рассмотрения гражданского дела, однако от получения судебной повестки он отказался, сведений о причинах неявки не представил, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Келешяна А.С.
Представитель администрации города Сочи по доверенности – Супрунец Н.В. в судебном заседании полагала о рассмотрении дела в соответствии с действующим законодательством на усмотрение суда.
Представитель «ГК Олимпстрой» по доверенности – Литвинова Г.П. в судебном заседании полагала, что исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Келешяну А.С. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельного участка и освобождении объектов недвижимого имущества обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, заслушав мнение прокурора, суд считает, что исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Келешяну А.С. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельного участка и освобождении объектов недвижимого имущества следует удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии с п. 6 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Российская Федерация с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе следующие полномочия: - подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - обращение в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения.
В соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.08.2008 № 654-р ( в редакции распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.09.2008 № 741-р) в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа изъят земельный участок с кадастровым номером №, площадью 516 кв.м, расположенный по адресу: ..., принадлежащий на праве собственности Келешяну А.С. и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества, находящиеся в его собственности.
Из материалов дела следует, что указанный земельный участок с кадастровым номером №, площадью 516 кв.м, расположенный по адресу: ..., принадлежащий на праве собственности Келешяну А.С. попадает в границы размещения олимпийского объекта «Центральный стадион вместимостью 40 тыс. зрителей (проектные и изыскательские работы, строительство)» в соответствии с Приказом Министерства Регионального развития Российской Федерации от 31.12.2009 № 649.
В соответствии с Программой строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991 ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является ГК «Олимпстрой».
Согласно п. 1.1. постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.06.2008 № 497 «Об утверждении Положения, структуры, штатного расписания департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года» Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края.
Из материалов дела следует, что в соответствии с требованиями пункта 18 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года направил гражданину Келешяну А.С. уведомления от 22.08.2008 № 81-2213/08-01 от 30 октября 2008 года № 81-3825/08-01 о принятом решении об изъятии.
Согласно п. 21 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для определения рыночной стоимости земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, а также убытков, подлежащих возмещению правообладателям указанных объектов недвижимого имущества в связи с их изъятием, после принятия решения об изъятии указанных объектов недвижимого имущества администрация Краснодарского края совместно с Корпорацией заключает договор с оценщиком на проведение оценки указанных объектов недвижимого имущества и убытков, причиненных таким изъятием.
Из материалов дела следует, что на основании пункта 21 статьи 15 Закона № 310-ФЗ ОРГ1, г. Москва проведена оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402041:116 площадью 516 кв.м., принадлежащего Келешяну А.С., расположенного по адресу: ..., и иных правомерно возведенных объектов недвижимого имущества, а также размера убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием.
Согласно отчету об оценке № 141/10: - рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 516 кв.м., принадлежащего Келешяну А.С., расположенного по адресу: ..., составляет 7 544 452 руб.; рыночная стоимость жилого дома литер «А» и иных правомерно возведенных объектов недвижимого имущества составляет 16 164 283 рубля; размер убытков, подлежащих возмещению собственнику в связи с изъятием, составляет 532 900 рублей.
При таких обстоятельствах общая сумма денежной компенсации Келешян А.С. составляет: 7 544 452 + 16 164 283 + 532 900 = 24 241 635 (двадцать четыре миллиона двести сорок одна тысяча шестьсот тридцать пять) рублей.
В соответствии с п. 24 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» администрация Краснодарского края после получения отчета об указанной в части 21 настоящей статьи оценке осуществляет подготовку проекта соглашения, заключаемого в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, и обеспечивает возможность ознакомления с ним лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества.
Поскольку в соответствии с пунктами 2.2, 3.1 проекта соглашения Департамент принял на себя обязательство предоставить гражданину Келяшяну А.С. в собственность земельный участок с кадастровым номером №, площадью 770 кв.м., расположенный по адресу: ... (жилой фонд «Село Некрасовское»), а «ГК Олимпстрой» приняла на себя обязательство предоставить гражданину Келяшяну А.С. индивидуальный жилой дом, общей площадью 270 кв.м., расположенный на земельном участке, предоставляемом Департаментом, ОРГ1 была проведена оценка рыночной стоимости права требования на предоставление в собственность земельного участка и расположенного на нем иного недвижимого имущества, указанного в пунктах 2.2 и 3.1 соглашения.
Согласно отчету об оценке от 20.04.2010 № 161/10, рыночная стоимость права требования составляет 20 109 062 (двадцать миллионов сто девять тысяч шестьдесят два) рубля. С учетом изложенного, пунктом 4 статьи 2 проекта соглашения предусмотрена выплата разницы между указанными денежными суммами в размере 4 132 573 (четыре миллиона сто тридцать две тысячи пятьсот семьдесят три) рубля, осуществляемая «ГК Олимпстрой» гражданину Келяшяну А.С.
В соответствии с п. 25 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» соглашение, заключаемое в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, должно содержать: 1) выкупную цену земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в случае, если земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества находятся в частной собственности; 2) размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием; 3) рыночную стоимость земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества (если такое предоставление земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества предусмотрено соглашением) или рыночную стоимость права требования на предоставление в собственность гражданам земельных участков и расположенных на них индивидуальных жилых домов, жилых помещений в жилых домах блокированной застройки или в многоквартирных домах взамен изымаемых, строительство которых на день принятия решения об изъятии не завершено (в случае, когда взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества предлагается предоставление в собственность гражданам земельных участков и расположенных на них индивидуальных жилых домов, жилых помещений в жилых домах блокированной застройки или в многоквартирных домах, строительство которых на день принятия решения об изъятии не завершено, 4) иные существенные условия.
Из материалов дела следует, что проект соглашения, с учетом требований п. 25 ст. 15 ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для ознакомления и подписания был направлен гражданину Келяшяну А.С. с сопроводительным письмом от 28.05.2010 №81-4901/10-05.1.
В соответствии с п. 31 ст. 15 ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если соглашение, указанное в части 25 настоящей статьи, не заключено в течение одного месяца со дня, когда лицу, у которого в соответствии с настоящей статьей изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, администрация Краснодарского края или орган местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи обращается в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, о прекращении соответствующих прав лиц, являющихся собственниками земельных участков, предназначенных для размещения олимпийских объектов федерального значения, и лиц, которым находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для размещения олимпийских объектов федерального значения земельные участки предоставлены на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования, а также прав на расположенные на них объекты недвижимого имущества и об освобождении указанных объектов недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах и учитывая тот факт, что ответчик Келешян А.С. отказывается от заключения соглашения, препятствуя при этом предоставлению земельного участка «ГК Олимпстрой» необходимого для строительства олимпийского объекта федерального значения, суд считает исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельного участка и освобождении объектов недвижимого имущества обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как указано в п. 33.2 ст. 15 ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае вынесения судом решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения и о предоставлении денежной компенсации, предусмотренной частью 25 настоящей статьи, Корпорация в течение семи дней со дня вынесения решения суда перечисляет такую денежную компенсацию на банковский счет, указанный гражданином или юридическим лицом.
В соответствии с п. 33 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Келешяну А.С. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельного участка и освобождении объектов недвижимого имущества, - удовлетворить.
Изъять в собственность Российской Федерации для федеральных нужд земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером №, площадью 516 кв.м., расположенный по адресу: ..., принадлежащий на праве собственности Келешяну А.С. и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности Келешяна А.С..
Обязать Келешяна А.С. освободить земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества по адресу: ..., от лиц, находящихся по указанному адресу, а так же от движимого имущества.
Обязать Государственную Корпорацию «Олимпстрой» в течение семи дней со дня вынесения решения перечислить денежную компенсацию в сумме 24 241 635 (двадцать четыре миллиона двести сорок одну тысячу шестьсот тридцать пять) рублей на банковский счет Келешяна А.С..
В соответствии с п. 33 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящее решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Адлерский районный суд г. Сочи в течение 10 дней, начиная с 19 июля 2010 года.
Председательствующий –