К делу № 2-1850/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июля 2010 года
Адлерский районный суд г. Сочи в составе:
председательствующего – судьи Филонова Ю.Л.,
при секретаре – Авдеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Фурса Ф.Н. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года обратился в Адлерский районный суд г. Сочи с иском к Фурса Ф.Н. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества.
В обоснование исковых требований Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года указал, что в соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.09.2008 № 658-р, в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа изъят земельный участок с кадастровым номером №, площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: ..., принадлежащий на праве собственности Фурса Ф.Н. и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности. Указанный земельный участок по указанному адресу попадает в границы размещения олимпийского объекта «Объекты Олимпийского парка, за исключением объектов, предусмотренных пунктами 8 - 13 и 20 настоящей Программы (проектные и изыскательские работы, строительство)» в соответствии с Приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 28.05.2008 № 171 «Об утверждении документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов». В соответствии с Программой строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991 ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является ГК «Олимпстрой». В соответствии с пунктом 1.1. постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.06.2008 № 497 «Об утверждении Положения, структуры, штатного расписания департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года» Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края. В соответствии с требованиями пункта 18 статьи 15 Закона № 310-ФЗ департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года направил гражданину Фурса Ф.Н. уведомление от 05.08.2008 № 81-1720/08-01 о принятом решении об изъятии.
На основании пункта 21 статьи 15 Закона № 310-ФЗ ОРГ1 г. Нижний Новгород проведена оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № площадью 800 кв.м., принадлежащего Фурсе Ф.Н., расположенного по адресу: ..., иных правомерно возведенных объектов недвижимого имущества, а также размера убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием.
Согласно отчету об оценке от 09.02.2010 № ОЦ02/2010/ГКР05-20/3-9-1666: рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 800 кв.м., принадлежащего гражданину Фурса Ф.Н., расположенного по адресу: ..., составляет 11 508 000 руб.; - право требования на возмещение убытков, связанных с изъятием недвижимого имущества и причиненных Фурсе Ф.Н. составляет 1 000 руб.
По итогам проведения экспертизы отчета об оценке эксперт-оценщик представил заключение по экспертизе и рецензию на заключение о величине убытков, причиненных правообладателю объекта в связи с изъятием, согласно которым расчеты выполнены в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по составлению, актуализации и экспертизе отчетов об оценке объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения и (или) предоставляемых в рамках Федерального закона № 310-ФЗ, включающих расчет платы за установление сервитута и (или) расчет размера убытков, подлежащих возмещению правообладателям объектов недвижимости в связи с изъятием, или в связи с установлением сервитута, утвержденных решением Национального Совета по оценочной деятельности (протокол от 23.12.2009г №5).
В связи с изъятием недвижимого имущества Департаментом подготовлен проект соглашения с гражданином Фурса Ф.Н.. Пунктом 2 соглашения гражданину Фурса Ф.Н. предусмотрена выплата в размере 11 509 000 рублей.
Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения вручен Фурса Ф.Н. 20 апреля 2010 года. Факт получения гражданином Фурса Ф.Н. проекта соглашения подтверждается отметкой о получении, сделанной 20.04.2010 в протоколе вручения проектов соглашения правообладателю, у которого в целях строительства олимпийских объектов подлежит изъятию земельный участок и (или) расположенные на нем иные объекты недвижимости.
Однако до настоящего времени соглашение с гражданином Фурса Ф.Н. не подписано, предложения о внесении изменений в соглашение не представлены.
Нарушение гражданином Фурса Ф.Н. месячного срока на подписание соглашения в связи с изъятием недвижимого имущества препятствует предоставлению земельного участка ГК «Олимпстрой» для строительства олимпийского объекта федерального значения, а поэтому просит суд изъять в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельный участок с кадастровым номером №, площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: ..., принадлежащий на праве собственности Фурсе Ф.Н. и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности, посредством перечисления на банковский счет гражданина Фурса Ф.Н. 11 509 000 рублей.
В судебном заседании представитель Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года по доверенности – Карташев В.Н. настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований к Фурса Ф.Н. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества.
Ответчик Фурса Ф.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, что подтверждается распиской о получении судебной повестки, копией телеграммы об извещении о времени и месте слушания дела, а так же соответствующими уведомлениями об их получении.
В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
При таких обстоятельствах и учитывая тот факт, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем уведомлении ответчика о времени и месте рассмотрения гражданского дела, сведения о причинах неявки не представлены, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель администрации города Сочи по доверенности – Супрунец Н.В. в судебном заседании полагала о рассмотрении дела в соответствии с действующим законодательством на усмотрение суда.
Представитель «ГК Олимпстрой» по доверенности – Литвинова Г.П. в судебном заседании полагала, что исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Фурса Ф.Н. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, заслушав мнение прокурора, суд считает, что исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Фурса Ф.Н. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества следует удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно п. 6 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Российская Федерация с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе следующие полномочия: - подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - обращение в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения.
В соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.09.2008 № 658-р, в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа изъят земельный участок с кадастровым номером №, площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: ..., принадлежащий на праве собственности Фурса Ф.Н. и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности.
Из материалов дела следует, что указанный земельный участок попадает в границы размещения олимпийского объекта «Объекты Олимпийского парка, за исключением объектов, предусмотренных пунктами 8 - 13 и 20 настоящей Программы (проектные и изыскательские работы, строительство)» в соответствии с Приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 28.05.2008 № 171 «Об утверждении документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов».
В соответствии с Программой строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991 ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является ГК «Олимпстрой».
Согласно п. 1.1. постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.06.2008 № 497 «Об утверждении Положения, структуры, штатного расписания департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года» Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края.
Из материалов дела следует, что в соответствии с требованиями пункта 18 статьи 15 Закона № 310-ФЗ департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года направил гражданину Фурса Ф.Н. уведомление от 05.08.2008 № 81-1720/08-01 о принятом решении об изъятии.
Согласно п. 21 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для определения рыночной стоимости земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, а также убытков, подлежащих возмещению правообладателям указанных объектов недвижимого имущества в связи с их изъятием, после принятия решения об изъятии указанных объектов недвижимого имущества администрация Краснодарского края совместно с Корпорацией заключает договор с оценщиком на проведение оценки указанных объектов недвижимого имущества и убытков, причиненных таким изъятием.
Из материалов дела следует, что на основании пункта 21 статьи 15 Закона № 310-ФЗ ОРГ1 г. Нижний Новгород проведена оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № площадью 800 кв.м., принадлежащего Фурсе Ф.Н., расположенного по адресу: ..., иных правомерно возведенных объектов недвижимого имущества, а также размера убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием.
Согласно отчету об оценке от 09.02.2010 № ОЦ02/2010/ГКР05-20/3-9-1666: рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 800 кв.м., принадлежащего гражданину Фурса Ф.Н., расположенного по адресу: ..., составляет 11 508 000 руб.; - право требования на возмещение убытков, связанных с изъятием недвижимого имущества и причиненных Фурсе Ф.Н. составляет 1 000 руб.
В соответствии с п. 24 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» администрация Краснодарского края после получения отчета об указанной в части 21 настоящей статьи оценке осуществляет подготовку проекта соглашения, заключаемого в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, и обеспечивает возможность ознакомления с ним лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества.
В соответствии с п. 25 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» соглашение, заключаемое в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, должно содержать: 1) выкупную цену земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в случае, если земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества находятся в частной собственности; 2) размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием; 3) рыночную стоимость земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества (если такое предоставление земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества предусмотрено соглашением) или рыночную стоимость права требования на предоставление в собственность гражданам земельных участков и расположенных на них индивидуальных жилых домов, жилых помещений в жилых домах блокированной застройки или в многоквартирных домах взамен изымаемых, строительство которых на день принятия решения об изъятии не завершено (в случае, когда взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества предлагается предоставление в собственность гражданам земельных участков и расположенных на них индивидуальных жилых домов, жилых помещений в жилых домах блокированной застройки или в многоквартирных домах, строительство которых на день принятия решения об изъятии не завершено, 4) иные существенные условия.
В связи с изъятием недвижимого имущества Департаментом подготовлен проект соглашения с гражданином Фурса Ф.Н.. Пунктом 2 соглашения гражданину Фурса Ф.Н. предусмотрена выплата в размере 11 509 000 рублей.
Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения вручен Фурса Ф.Н. 20 апреля 2010 года. Факт получения гражданином Фурса Ф.Н. проекта соглашения подтверждается отметкой о получении, сделанной 20.04.2010 в протоколе вручения проектов соглашения правообладателю, у которого в целях строительства олимпийских объектов подлежит изъятию земельный участок и (или) расположенные на нем иные объекты недвижимости.
Однако до настоящего времени соглашение с гражданином Фурса Ф.Н. не подписано, предложения о внесении изменений в соглашение не представлены.
В соответствии с п. 31 ст. 15 ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если соглашение, указанное в части 25 настоящей статьи, не заключено в течение одного месяца со дня, когда лицу, у которого в соответствии с настоящей статьей изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, администрация Краснодарского края или орган местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи обращается в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, о прекращении соответствующих прав лиц, являющихся собственниками земельных участков, предназначенных для размещения олимпийских объектов федерального значения, и лиц, которым находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для размещения олимпийских объектов федерального значения земельные участки предоставлены на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования, а также прав на расположенные на них объекты недвижимого имущества и об освобождении указанных объектов недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах и учитывая тот факт, что ответчик Фурса Ф.Н. отказывается от заключения соглашения, препятствуя при этом предоставлению земельного участка «ГК Олимпстрой» необходимого для строительства олимпийского объекта федерального значения, суд считает исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как указано в п. 33.2 ст. 15 ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае вынесения судом решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения и о предоставлении денежной компенсации, предусмотренной частью 25 настоящей статьи, Корпорация в течение семи дней со дня вынесения решения суда перечисляет такую денежную компенсацию на банковский счет, указанный гражданином или юридическим лицом.
При таком положении суд считает, что исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Фурса Ф.Н. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п. 33 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Фурса Ф.Н. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества, - удовлетворить.
Изъять в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельный участок с кадастровым номером №, площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: ..., принадлежащий на праве собственности Фурса Ф.Н. и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества.
Обязать Государственную Корпорацию «Олимпстрой» в течение семи дней со дня вынесения решения перечислить денежную компенсацию в сумме 11 509 000 ( одиннадцать миллионов пятьсот девять тысяч) рублей на счет Фурса Ф.Н..
В соответствии с п. 33 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящее решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Адлерский районный суд г. Сочи в течение 10 дней, начиная с 12 июля 2010 года.
Председательствующий – подпись