Решение по исковому заявлению Администрации г. Сочи к Калягину В.И. о сносе самовольной постройки



К делу № 2-1628/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2010 года Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

Председательствующего Надрага В.Л.,

при секретаре Шуликиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации г. Сочи к Калягину В.И. о сносе самовольной постройки,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Сочи обратилась в суд с исковым заявлением к Калягину В.И. о сносе самовольной постройки.

В обоснование своих исковых требований Администрация г. Сочи указала, что в ходе осуществления муниципального земельного контроля муниципальным учреждением «Земельная инспекция города Сочи» по адресу: ... установлено, что земельный участок площадью 747,0 кв.м. закреплен за Калягиным В.И. в пожизненно наследуемом владении при домовладении № (литер «А») (постановление главы администрации Адлерского района города Сочи № 2/4 от 04.01.1994г.).

Согласно техническому паспорту инвентарный №№ от 22.11.2007 года составленный филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по г. Сочи разрешение на возведение 1-но этажного строения литер «В» размерами 9,04*11,80 м., не предъявлено.

Факт возведения объекта капитального строительства подтверждается следующими документами, прилагаемыми к настоящему заявлению:

- актом о выявлении факта нарушения градостроительного законодательства № 299 от «28» апреля 2010 года, составленным МУ «Земельная инспекция города Сочи»;

- фотоматериалом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, осуществляется на основании разрешения на строительство.

В соответствии со ст. 51 и 55 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство. Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 года № 698 утверждена единая форма разрешения на строительство, заполняемая в порядке, предусмотренном Приказом Министерства регионального развития РФ от 19 октября 2006 года № 120.

Полномочиями по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) в силу пункта 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обладают в том числе органы местного самоуправления. Распоряжением Главы города Сочи от 22 февраля 2006 года № 48-Р «О наделении комитета архитектуры и градостроительства администрации города Сочи полномочиями в области градостроительной деятельности на территории города-курорта Сочи и признании утратившим силу распоряжения Главы города Сочи от 25 марта 2005 года N 100-р», пунктом 2 Постановления Главы города Сочи от 27 мая 2009 г. № 179 «О делегировании отдельных полномочий администрации города Сочи» выдача разрешений на строительство реконструкцию, капитальный ремонт и ввод в эксплуатацию объектов - отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства), осуществляется администрациями внутригородских (Адлерского, Хостинского, Центрального, Лазаревского) районов города Сочи.

Разрешение на строительство ответчиком не предоставлено.

У ответчика нет разрешения на строительство в отношении объекта капитального строительства по адресу: ....

В целях устранения выявленных нарушений градостроительного законодательства отделом градостроительства и земельно-имущественных отношений администрации Адлерского района города Сочи в отношении Калягина В.И. составлено и выдано предписание №16 от 26 февраля 2009 года, о устранении допущенных нарушений в срок до 26 марта 2009 года путем приведения проектно-разрешительной документации в соответствие с нормами действующего законодательства.

Пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет. Статьей 25 Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.

Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является законным владельцем.

Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 ГК Российской Федерации три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в пункте 2 той же статьи последствия, то есть санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.

По буквальному смыслу указанной нормы, содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из, трех условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 ГК РФ. Данная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 3 июля 2007 года №595-0-П.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Аналогичные полномочия закреплены подпунктом 26 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования город-курорт Сочи.

Представитель администрации ... Супрунец Н.В. (доверенность от **.**.****г. №) настаивала на удовлетворении искового заявления в полном объеме.

Ответчик Калягин В.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска. Пояснив, что проживая по данному адресу, имел документы на землю и продав часть строения литер «А», выстроил литер «В». Для оформления данного строения он подал заявление о выдаче разрешения на строительство в администрацию Адлерского района г. Сочи, которое было принято, но никаких решений по нему не выносилось в течении трех лет. Считает, что все необходимые документы для оформления строения он сдал, поэтому считает, что исковые требования не обоснованы.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования администрации Адлерского района г. Сочи обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании в ходе осуществления муниципального земельного контроля муниципальным учреждением «Земельная инспекция города Сочи» по адресу: ... установлено, что земельный участок площадью 747,0 кв.м. закреплен за Калягиным В.И. в пожизненно наследуемом владении при домовладении № (литер «А») (постановление главы администрации Адлерского района города Сочи №2/4 от 04.01.1994г.).

Согласно техническому паспорту инвентарный № от 22.11.2007 года составленный филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по г. Сочи разрешение на возведение 1-но этажного строения литер «В» размерами 9,04*11,80 м., не предъявлено.

Факт возведения объекта капитального строительства подтверждается следующими документами, прилагаемыми к настоящему заявлению:

- актом о выявлении факта нарушения градостроительного законодательства № 299 от «28» апреля 2010 года, составленным МУ «Земельная инспекция города Сочи»;

- фотоматериалом.

В соответствии с п.2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, осуществляется на основании разрешения на строительство.

Согласно ст.ст. 51 и 55 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство. Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 года № 698 утверждена единая форма разрешения на строительство, заполняемая в порядке, предусмотренном Приказом Министерства регионального развития РФ от 19 октября 2006 года № 120.

Полномочиями по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) в силу пункта 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обладают, в том числе органы местного самоуправления. Распоряжением Главы города Сочи от 22 февраля 2006 года № 48-Р «О наделении комитета архитектуры и градостроительства администрации города Сочи полномочиями в области градостроительной деятельности на территории города-курорта Сочи и признании утратившим силу распоряжения Главы города Сочи от 25 марта 2005 года N 100-р», пунктом 2 Постановления Главы города Сочи от 27 мая 2009 г. № 179 «О делегировании отдельных полномочий администрации города Сочи» выдача разрешений на строительство реконструкцию, капитальный ремонт и ввод в эксплуатацию объектов - отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства), осуществляется администрациями внутригородских (Адлерского, Хостинского, Центрального, Лазаревского) районов города Сочи.

Разрешение на строительство ответчиком не предоставлено.

Изложенные доказательства в полной мере свидетельствуют об отсутствии у ответчика разрешения на строительство в отношении объекта капитального строительства по адресу: ....

В целях устранения выявленных нарушений градостроительного законодательства отделом градостроительства и земельно-имущественных

отношений администрации Адлерского района города Сочи в отношении Калягина В.И. составлено и выдано предписание №16 от 26 февраля 2009 года, о устранении допущенных нарушений в срок до 26 марта 2009 года путем приведения проектно-разрешительной документации в соответствие с нормами действующего законодательства.

Пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет. Статьей 25 Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.

Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является законным владельцем.

Как следует в п. 1 ст. 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в пункте 2 той же статьи последствия, то есть санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.

По буквальному смыслу указанной нормы, содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из, трех условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 ГК РФ. Данная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 3 июля 2007 года № 595-0-П.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Аналогичные полномочия закреплены подпунктом 26 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования город-курорт Сочи.

Учитывая выше изложенное, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить исковые требования Администрации г. Сочи к Калягину В.И. о сносе самовольной постройки.

Обязать Калягина В.И. осуществить снос 1-но этажного строения литер «В» размерами 9,04* 11,80 м. по адресу: ....

Решение может быть обжаловано в крайсуд через райсуд в течение 10 дней.

Председательствующий: