Решение о признании неправомерным бездействия юридического лица



К делу № 2-138/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2011 года г. Сочи Адлерский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего Надрага В.Л.,

при секретаре Шуликиной Ю.В.,

с участием помощника прокурора Адлерского района г. Сочи Магомедова Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» и ОРГ1 о признании неправомерным бездействия юридического лица,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Адлерского района г. Сочи обратился в Адлерский районный суд г. Сочи с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» и ОРГ1 о признании неправомерным бездействия юридического лица.

В заявлении в обосновании заявленных требований указано, что Прокуратурой Адлерского района г. Сочи в августе 2010 года проведена проверка исполнения законодательства об образовании, об охране жизни и здоровья учащихся при подготовке образовательных учреждений к новому 2010-2011 учебному году.

В процессе проведения проверки установлено, что на 20.08.2010 в МОУ СОШ № школьная столовая к работе не готова: вопреки требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» не установлены: раковина для мытья рук в моечной столовой посуды, двухсекционная моечная ванна для кухонной посуды, моечная ванна для цеха первичной обработки овощей и в цехе но первичной обработке мясорыбной продукции; не произведен текущий ремонт производственных помещений пищеблока.

В связи с участием школы в экспериментальном проекте по совершенствованию организации школьного питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях города-курорта Сочи в 2010 году выполнение указанных требований сетевым графиком реализации экспериментального проекта предусмотрено к 01.11.2010г.

Однако, по состоянию на 20.08.2010 администрацией шкоды не определено каким образом будет осуществляться питание школьников в период модернизации пищеблока с 01.09.2010 до завершения модернизации столовой.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Частью 1 ст. 28 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом образовательного учреждения (п. 7 ст. 51 Закона РФ «Об образовании»),

П.1 ст. 9 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» требует при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении соблюдать права ребенка.

С учетом указанных обстоятельств, а также того, что с 01.09.2010 в общеобразовательных учреждениях г. Сочи начинается учебный год, на основании ст. ст. 25 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурором Адлерского района г. Сочи в адрес директора МОУ СОШ № было внесено предостережение о недопустимости нарушений законодательства.

При проведении контрольной проверки 13.09.2010 было установлено, что в школе, вопреки требованиям п.и.6.5, 6.8 СанПиН 2.4.5,2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» примерное альтернативное меню, на основании которого осуществляется питание детей, не согласовано руководителем образовательного учреждения и руководителем ТО УФС Роспотребнадзора по КК в г. Сочи; отсутствует горячее питание для школьников, график (режим) приема пищи школьниками, утвержденный директором школы противоречит санитарным требованиям.

П. 6.8. СанПиНа 2.4.5.2409-08 предусмотрено, что для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать 2-разовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5-4 часов.

В процессе проведения проверки было установлено, что 11.01.2010 между МОУ СОШ № и ОРГ1 заключен договор об организации питания обучающихся и работников образовательного учреждения сроком до 28.05.2012 года. Согласно указанному договору ОРГ1 обязано предоставлять питания учащимся и сотрудникам школы в соответствии с утвержденным меню в соответствии с режимом (графиком), утвержденным учреждением.

В соответствии с Положением о взаимодействии ОРГ1 и общеобразовательных школ г. Сочи по организации питания школьников, утвержденным приказом УОН администрации г. Сочи от 03.03.2010 № 154 муниципальное общеобразовательное учреждение обязано создать условия для предоставления питания всем учащимся, преподавателям и обслуживающему персоналу (п. 1.1); утверждать совместно с МАУ режим работы школьной столовой с учетом дней недели и почасового графика. Утверждать ежедневное меню (п. 1.6); совместно с ОРГ1 организовать горячее питание учащихся за счет родительских средств (п.1.8). Предприятие питания обязано предоставлять учащимся, преподавателям и сотрудникам школы питание в соответствии с утвержденным меню, графиком (режимом) приема пищи, согласованным с образовательным учреждением (п. 2.1).

Таким образом, в действиях и бездействии МОУ СОШ № имеют место нарушения требований ч. 1 ст. 51 Закона РФ «Об образовании», 1 ст 28 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п.1 ст. 9 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; в действиях и бездействии ОРГ1- ч. 1 ст. 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В совокупности выявленные нарушения законодательства в деятельности МОУ СОШ № и ОРГ1 по организации питания школьников свидетельствуют о том, что в образовательном учреждении не созданы условия, гарантирующие безопасность жизни и здоровья учащихся.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей, являются: осуществление прав детей, предусмотренное Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случае нарушения.

Неправомерные действия и бездействие МОУ СОШ №, ОРГ1 по организации питания учащихся нарушают права и законные интересы неопределенного круга несовершеннолетних и малолетних, связанные с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в РФ, в том числе, предусмотренное ст. 41 Конституции РФ право на охрану здоровья.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Магомедов Р.М. поддержал заявление прокурора Адлерского района г. Сочи и просил суд заявление удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчиков Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» г. Сочи и ОРГ1 по организации питания учащихся Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» г. Сочи в судебное заседание не явились, о дне слушания уведомлены, причин неявки не сообщили.

Представители заинтересованных лиц Управления по образованию и науке администрации г. Сочи и ТО УФС Роспотребнадзора по КК в г. Сочи в судебное заседание не явились, о дне слушания уведомлены, причин неявки не сообщили.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд, выслушав помощника прокурора Адлерского района г. Сочи, изучив материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:

Прокуратурой Адлерского района г. Сочи в августе 2010 года проведена проверка исполнения законодательства об образовании, об охране жизни и здоровья учащихся при подготовке образовательных учреждений к новому 2010-2011 учебному году.

В процессе проведения проверки установлено, что на 20.08.2010 в МОУ СОШ № школьная столовая к работе не готова: вопреки требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» не установлены: раковина для мытья рук в моечной столовой посуды, двухсекционная моечная ванна для кухонной посуды, моечная ванна для цеха первичной обработки овощей и в цехе но первичной обработке мясорыбной продукции; не произведен текущий ремонт производственных помещений пищеблока.

В связи с участием школы в экспериментальном проекте по совершенствованию организации школьного питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях города-курорта Сочи в 2010 году выполнение указанных требований сетевым графиком реализации экспериментального проекта предусмотрено к 01.11.2010г.

Однако, по состоянию на 20.08.2010 администрацией шкоды не определено каким образом будет осуществляться питание школьников в период модернизации пищеблока с 01.09.2010 до завершения модернизации столовой.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Частью 1 ст. 28 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом образовательного учреждения (п. 7 ст. 51 Закона РФ «Об образовании»),

П.1 ст. 9 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» требует при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении соблюдать права ребенка.

С учетом указанных обстоятельств, а также того, что с 01.09.2010 в общеобразовательных учреждениях г. Сочи начинается учебный год, на основании ст. ст. 25 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурором Адлерского района г. Сочи в адрес директора МОУ СОШ № было внесено предостережение о недопустимости нарушений законодательства.

При проведении контрольной проверки 13.09.2010 было установлено, что в школе, вопреки требованиям п.и.6.5, 6.8 СанПиН 2.4.5,2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» примерное альтернативное меню, на основании которого осуществляется питание детей, не согласовано руководителем образовательного учреждения и руководителем ТО УФС Роспотребнадзора по КК в г. Сочи; отсутствует горячее питание для школьников, график (режим) приема пищи школьниками, утвержденный директором школы противоречит санитарным требованиям.

П. 6.8. СанПиНа 2.4.5.2409-08 предусмотрено, что для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать 2-разовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5-4 часов.

В процессе проведения проверки было установлено, что 11.01.2010 между МОУ СОШ № и ОРГ1 заключен договор об организации питания обучающихся и работников образовательного учреждения сроком до 28.05.2012 года. Согласно указанному договору ОРГ1 обязано предоставлять питания учащимся и сотрудникам школы в соответствии с утвержденным меню в соответствии с режимом (графиком), утвержденным учреждением.

В соответствии с Положением о взаимодействии ОРГ1 и общеобразовательных школ г. Сочи по организации питания школьников, утвержденным приказом УОН администрации г. Сочи от 03.03.2010 № 154 муниципальное общеобразовательное учреждение обязано создать условия для предоставления питания всем учащимся, преподавателям и обслуживающему персоналу (п. 1.1); утверждать совместно с МАУ режим работы школьной столовой с учетом дней недели и почасового графика. Утверждать ежедневное меню (п. 1.6); совместно с ОРГ1 организовать горячее питание учащихся за счет родительских средств (п.1.8). Предприятие питания обязано предоставлять учащимся, преподавателям и сотрудникам школы питание в соответствии с утвержденным меню, графиком (режимом) приема пищи, согласованным с образовательным учреждением (п. 2.1).

Таким образом, в действиях и бездействии МОУ СОШ № имеют место нарушения требований ч. 1 ст. 51 Закона РФ «Об образовании», 1 ст 28 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п.1 ст. 9 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; в действиях и бездействии ОРГ1- ч. 1 ст. 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В совокупности выявленные нарушения законодательства в деятельности МОУ СОШ № и ОРГ1 по организации питания школьников свидетельствуют о том, что в образовательном учреждении не созданы условия, гарантирующие безопасность жизни и здоровья учащихся.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей, являются: осуществление прав детей, предусмотренное Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случае нарушения.

Неправомерные действия и бездействие МОУ СОШ №, ОРГ1 по организации питания учащихся нарушают права и законные интересы неопределенного круга несовершеннолетних и малолетних, связанные с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в РФ, в том числе, предусмотренное ст. 41 Конституции РФ право на охрану здоровья.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 257-258 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Заявленные требования Прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» и ОРГ1 о признании неправомерным бездействия юридического лица - удовлетворить.

Признать незаконными действия и бездействие Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» г. Сочи и ОРГ1 по организации питания учащихся Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» г. Сочи.

Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» г. Сочи и ОРГ1 по организации питания учащихся Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» г. Сочи устранить выявленные нарушения закона, прав и законных интересов несовершеннолетних учащихся школы.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней.

Решение напечатано в совещательной комнате.

Председательствующий: