Решение о запрете деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранного законодательства



К делу № 2-174/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2011 года г.Сочи

Адлерский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Язвенко Р.В.,

при секретаре Пузеевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Адлерского района г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ОРГ1» ООО «ОРГ2» о запрете деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранного законодательства.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Адлерского района г.Сочи обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ОРГ1» ООО «ОРГ2» о запрете деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранного законодательства.

В обосновании исковых требований указано, что в ходе проведения проверки прокуратурой Адлерского района г.Сочи установлено, что ООО «ОРГ1» в ходе осуществления деятельности по оказанию услуг по кратковременному проживанию граждан допускаются нарушения требований экологического законодательства.

Статьями 9, 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», - основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемые для окружающей среды.

Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны.

Согласно ст. 65 Водного Кодекса РФ - водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ширина водоохранной зоны морей, рек и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от береговой линии. При наличии набережной границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережной, ширина водоохранной зоны устанавливается от парапета набережной.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев протяженностью от 10 до 50 км. - в размере 100м., от 50 м. и более - 200 м.

В ходе проверки установлено, что 01.08.2010 между ООО «ОРГ2» и ООО «ОРГ1» заключён договор аренды трёх этажного здания с мансардой и подземным этажом общей площадью 1073,63 кв.м., размещённого в первой зоне санитарной охраны, в 30 метрах от уреза воды Чёрного моря.

Согласно п. 1.1 договора ООО «ОРГ2» предоставляет в аренду ООО «ОРГ1» помещение теннисного клуба «...» для оказания услуг по временному размещению и проживанию граждан, спортивно-оздоровительных и других дополнительных услуг, связанных с организацией отдыха.

В соответствии со ст. 16 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона Краснодарского края № 41-КЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края» на территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.

Проверкой установлено, что в настоящее время ООО «ОРГ1» в нарушение ст. 16 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», в арендуемом помещении теннисного клуба «...», расположенном в водоохраной зоне Чёрного моря, в прибрежной защитной полосе данного водного объекта, в первой зоне округа санитарной охраны курорта Сочи, осуществляется эксплуатация здания теннисного клуба «...» в качестве гостиницы.

Таким образом, ООО «ОРГ1» осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по кратковременному проживанию граждан с нарушением требований природоохранного законодательства и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

В связи с чем, просят суд, - запретить ООО «ОРГ1» осуществлять деятельность по оказанию услуг по кратковременному проживанию граждан в помещении
ОРГ1» (здание теннисного клуба «...»), расположенному по адресу: ..., с нарушением требований природоохранного законодательства.

Запретить ООО «ОРГ2» осуществлять деятельность по оказанию услуг по кратковременному проживанию граждан в помещении гостиницы «ОРГ1» (здание теннисного клуба «...»), расположенному по адресу: ..., с нарушением требований природоохранного законодательства, а также заключать с третьими лицами договоры аренды здания теннисного клуба для оказания услуг по временному размещению и проживанию граждан.

В судебном заседании помощник прокурора Адлерского района г.Сочи Магомедов Р.М. исковые требования поддержал в полном объеме, в связи с чем просил суд удовлетворить иск.

Представитель ответчиков ООО «ОРГ1», ООО «ОРГ2» действующая по доверенности Попова В.А. против удовлетворения иска возражала указывая на то, что ответчиками по делу нарушений норм природоохранного законодательства не допускается. Договор аренды от 01.08.2010г между ООО «ОРГ2» и ООО «ОРГ1» расторгнут, в проверочный материал прокуратуры Адлерского района приобщен договор от 02 сентября 2010г, в котором предусмотрено использование теннисного клуба для спортивно-оздоровительных целей. Вместе с тем, ни один из перечисленных договоров не предусматривал использование объекта в качестве гостиницы.

Представители заинтересованных лиц, - отдела по надзору и контролю в зоне Олимпийских объектов г.Сочи, Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю г.Сочи в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела надлежаще извещались, в связи с чем суд находит возможным дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель третьего лица администрации Адлерского района г.Сочи по доверенности Савчук Ю.В. так же против удовлетворения исковых требований возражала указывая на то, что - Распоряжением правительства РФ от 12.04.1996 № 591-р «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей» установлена необходимость разработать и утвердить схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей в лечебно-оздоровительных и экологических целях, предусмотрев в них дальнейшее расширение особо охраняемых природных территорий федерального значения.

До настоящего времени такие схемы размещения и развития не разработаны и не утверждены, таким образом, ссылка на данное распоряжение Правительства РФ, содержащаяся в исковом заявлении, о том, что курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение, не имеет под собой оснований.

Законом Краснодарского края от 01.04.2004 года № 679-КЗ «Об установлении границ муниципального образования город-курорт Сочи и наделении его статусом городского округа» установлены границы муниципального образования город-курорт Сочи.

Спорный земельный участок относится к категории земель - земли поселений, а не к категории особо охраняемых территорий и объектов, на земельном участке расположены строения, принадлежащие лицам на праве собственности.

Также в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 03.12.2008г. № 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения.

Таким образом, оснований для приостановления деятельности владельца спорного строения и земельного участка не достаточно.

Суд, выслушав стороны изучив материалы дела, считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В ... расположен принадлежащий на праве собственности ООО «ОРГ2» спортивно-оздоровительный комплекс, включающий физкультурно-спортивные сооружения - три теннисных корта и здание теннисного клуба находящиеся в первой зоне санитарной охраны в 30 метрах от уреза воды Черного моря.

Здание теннисного клуба передано по договору аренды ООО «ОРГ1».

На базе спортивно-оздоровительного комплекса осуществляется спортивно-оздоровительная деятельность, в частности ООО «ОРГ1» используется для подготовки спортсменов и тренеров к тренировкам, проведения организационных мероприятий, временного пребывания иногородних спортсменов и эксплуатируется с применением экологически безопасных и рациональных технологий.

При данных обстоятельствах в ходе проведенной проверки истцом усматривается, в деятельности ответчика нарушений природоохранного законодательства которые так же выражаются в кратковременном проживании граждан.

Однако исследовав материалы дела а так же действующее законодательство судом было установлено, что в соответствии с пунктами 10, 12 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996г. № 1425, на территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

Ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006г. № 74-ФЗ запрещает сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах первой и второй зон округов санитарной (горно­санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Как было установлено в судебно заседании ответчиками не допускается нарушений норм природоохранного законодательства.

Более того, - Распоряжением правительства РФ от 12.04.1996г. № 591-р «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей» установлена необходимость разработать и утвердить схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей в лечебно-оздоровительных и экологических целях, предусмотрев в них дальнейшее расширение особо охраняемых природных территорий федерального значения. До настоящего времени такие схемы размещения и развития не разработаны и не утверждены. Таким образом, ссылка на данное распоряжение Правительства РФ, содержащаяся в исковом заявлении, о том, что курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение, является без основательной.

Также в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995г. № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации. До настоящего времени такие границы и режим Правительством Российской Федерации не утверждены.

Водное законодательство Российской Федерации состоит из Водного кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативно правовых актов субъектов Российской Федерации.

Порядок установления размеров и границ водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, а также режима их использования устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктами 3, 5 постановления Правительства Российской Федерации № 1404 от 23 ноября 1996 года «Об утверждении положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» установлено следующее.

Размеры и границы водоохранных зон на территории городов и других поселений устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки, в соответствии с утвержденными генеральными планами и уточняются в проектах водоохранных зон уполномоченными органами бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации, с последующим закреплением на местности знаками установленного образца границ прибрежных защитных полос.

До утверждения проектов водоохранных зон органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению бассейновых и других территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации устанавливают минимальные размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос, которые наносятся на генеральные планы застройки городов и других поселений, планы землепользования и иные планово-картографические Материалы.

Таким образом, законодатель определил, что границы и размеры водоохраной зоны должны быть сформированы, описаны и поставлены на государственный кадастровый учет.

Об установлении границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос и режима ведения хозяйственной и иной деятельности в их пределах население информируется в установленном порядке.

До настоящего времени такие границы не установлены, не определены, размеры водоохранной зоны не сформированы. Таким образом, оспариваемым постановлением водное законодательство РФ не нарушается.

Кроме того, в соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

В соответствии с действующим законодательством, в частности статьей 83 Земельного кодекса РФ землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Черта поселений представляет собой внешние границы земель, которая устанавливается на основании градостроительной и землеустроительной документации и утверждается органами государственной власти.

Основанием для внесения изменений в учет земель категории являются утвержденные в установленном порядке изменения административных границ территорий поселений и состава земель, а также утвержденные результаты инвентаризации земель в случае, если черта поселения не установлена и площадь земель определена по фактической застройке включая примыкающие к домам приусадебные участки (последнее особенно характерно для земель сельских поселений).

Кроме этого, уточнение площадей по видам использования земель на территории поселений осуществляется по результатам межевания земель в процессе мероприятий по разграничению земель государственной собственности и внесению в установленном порядке сведений о земельных участках в единый государственный реестр земель.

В соответствии с п. 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

Законом Краснодарского края от 01.04.2004 года № 679-КЗ «Об установлении границ муниципального образования город-курорт Сочи и наделении его статусом городского округа» установлены границы муниципального образования город-курорт Сочи.

Спорный земельный участок относится к категории земель - земли поселений, а не к категории особо охраняемых территорий и объектов, на земельном участке расположены строения, принадлежащие лицам на праве собственности.

Также в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 03.12.2008г. № 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения.

Исходя из вышеизложенного, суд не усматривает в действиях ответчика нарушенй природоохранного законодательства.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Прокурора Адлерского района г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ОРГ1» ООО «ОРГ2» о запрете деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранного законодательства – отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней.

Решение напечатано в совещательной комнате.

Председательствующий: /подпись/ Язвенко Р.В.