Решение по иску Сорокина Ю.В. к администрации г.Сочи о признании права на земельный участок



К делу № 2-435/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 февраля 2011 года г.Сочи

Адлерский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Язвенко Р.В.

при секретаре Пузеевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорокина Ю.В. к администрации г.Сочи о признании права на земельный участок.

УСТАНОВИЛ:

Сорокин Ю.В. обратился в суд с иском к администрации г.Сочи о признании права на земельный участок.

В обосновании исковых требований Сорокин Ю.В. указал, что согласно Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2003 года ему присвоено звание Героя Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ от 15.01.1993 года № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», - Герои Российской Федерации имеют право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества в размерах, устанавливаемых в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, но не менее чем 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности.

Согласно справке от 26.04.2010 г., выданной территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю, земельный участок с целевым назначением индивидуальное жилищное строительство, садоводство и ведение личного подсобного хозяйства на его имя в г.Сочи не зарегистрированы.

Им за свой счет была подготовлена топографическая съемка и справка градостроительной базы данных и дежурной карты города на территорию в районе ул. Светлая в Адлерском районе г.Сочи.

Согласно справке градостроительной базы, данных и дежурного плана города земельный участок расположен во второй санитарной зоне округа горно-санитарной охраны курорта, категория земель - земли населенных пунктов, экономико-планировочная зона - К-1, территориальная зона в соответствии с «Правилами землепользования и застройки» - «Ж-1» - застройка индивидуальными жилыми домами усадебного типа.

По его заданию обществом с ограниченной ответственностью «ОРГ1» была изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства по ..., площадью 3600 кв.м.

Границы указанного земельного участка были предварительно нанесены на дежурную карту города 30.04.2010 г., что подтверждается соответствующей отметкой на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В соответствии со ст. 6 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 г. № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» органы местного самоуправления в Краснодарском крае управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Являясь жителем ... имеющим регистрацию по месту пребывания в ... сроком шесть месяцев ( свидетельство № от **.**.**** г.) Сорокин Ю.В. обратился к главе администрации г.Сочи с заявлением, в котором просил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставить в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства в районе ... согласно пункту 4 статьи 5 Закона РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».

По его заявлению администрацией города Сочи не принято решения ни о предоставлении, ни об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, что является нарушением его прав так как, в соответствии со ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства производится исключительно по результатам выигранных торгов (конкурса, аукциона), кроме случаев, предусмотренных Федеральными законами, когда наличие льгот дает право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность.

Статьей 28 ЗК РФ установлено, что решение о предоставлении земельного участка в собственность должно быть принято в двухнедельный срок со дня подачи заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Однако в нарушение норм Земельного кодекса РФ администрация города Сочи не производит согласование и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предоставления ему в собственность бесплатно, чем нарушает его гарантированное законом право на предоставление земельного участка.

В связи с чем, просит суд, - признать за Сорокиным Ю.В. право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства - категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по ... площадью 3600 кв.м., в границах согласно схемы расположения земельного участка, изготовленной ООО «ОРГ1» в собственность бесплатно.

Признать за Сорокиным Ю.В. право собственности на земельный участок для индивидуального жилищного строительства, площадью 3600 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по ..., в границах согласно схемы расположения земельного участка, изготовленной ООО «ОРГ1».

В судебном заседании представитель истца Сорокина Ю.В. по доверенности Малхасян А.Р. на удовлетворении исковых требований настаивал, указывая о нарушении прав его доверителя со стороны органов местного самоуправления, выражающиеся в их бездействии.

Представитель администрации г.Сочи по доверенности Савчук Ю.В. по поводу удовлетворения либо отказа в удовлетворении заявленных требований мотивированных возражений, отзывов суду не предоставила, ни каких доводов, свидетельствующих о необоснованности либо незаконности заявленных исковых требований не указала в связи с чем просила суд дело рассмотреть в соответствии с действующим законодательством на усмотрение суда.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к убеждению о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:

Как предусмотрено п. 4 ст. 5 Закона РФ от 15.01.1993 года № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», - Герои Российской Федерации имеют право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества в размерах, устанавливаемых в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, но не менее чем 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности.

Из материалов дела усматривается, что Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2003 года Сорокину Ю.В. присвоено звание Героя Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе.

Согласно справке от 26.04.2010 г., выданной территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю, земельных участков с целевым назначением индивидуальное жилищное строительство, садоводство и ведение личного подсобного хозяйства на имя Сорокина Ю.В. в г.Сочи не зарегистрированы, в связи с чем им за свой счет была подготовлена топографическая съемка и справка градостроительной базы данных и дежурной карты города на территорию в районе ....

При данных обстоятельствах суд приходит к убеждению о наличии права Сорокина Ю.В., как Героя Российской Федерации, на получение в собственность земельного участка, так как в соответствии с действующим законодательством РФ, - Герои Российской Федерации имеют право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества в размерах, устанавливаемых в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Однако, изучая материалы дела суд приходит к убеждению об отсутствии у Сорокина Ю.В. права испрашивать земельный участок площадью 3600 кв.м. для индивидуального жилищного строительства по ..., по следующим основаниям

Исковое заявление, поданное Сорокиным Ю.В. основано на не выполнении Администрацией г. Сочи требований Закона РФ от 15.01.1993 года № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» в части не предоставления в собственность бесплатно земельного участка, то есть, по сути, заявление носит характер правоотношений, регламентированных главой 25 ГПК РФ, - производство по делам об оспаривании решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих. Однако требования, которые предъявлены в заявлении носят материальный характер присущий исковому заявлению. Требования заявителя основываются на бездействии ответчика. При обращении 30.04.2010 года в администрацию г.Сочи с заявлением о предоставлении земельного участка, Сорокин Ю.В. не получил ответ на свое заявление. Статьей 28 ЗК РФ установлено, что решение о предоставлении земельного участка в собственность должно быть принято в двухнедельный срок со дня подачи заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Однако в нарушение норм Земельного кодекса РФ администрация города Сочи не производит согласование и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предоставления ему в собственность бесплатно, чем нарушает его гарантированное законом право на предоставление земельного участка.

Согласно рекомендациям Пленума ВС РФ от 10.02.09 №2 судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления). В ходе предварительного судебного заседания по иску Сорокина Ю.В. к Администрации г. Сочи судом в соответствии с рекомендациям Пленума ВС РФ от 10.02.09 №2 « О практике рассмотрения делами об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» на данное обстоятельство было указано заявителю. Уточнений основания иска либо предмета не представлено, в связи с чем рассмотрение дела проводится по представленным требованиям и основаниям.

Согласно статье 27 ЗК РФ, - оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом.

В соответствии со статьей 129 ГК РФ, - определено, что виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе.

На основании п. 5 ст. 27 ЗК РФ, - определен перечень ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 4 статьи 28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: - изъятия земельных участков из оборота; - установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; - резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.

Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Как предусмотрено ст. 95 ЗК РФ, статьей 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», - к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Указом Президента Российской Федерации от 06 июля 1994 года № 1470 «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей», - Правительству Российской Федерации предложено утвердить перечни природных объектов побережий Черного и Азовского морей, относящихся к федеральным природным ресурсам, и утвердить в первоочередном порядке границы земельных участков особо охраняемых природных территорий, передача которых в частную собственность не допускается, а изменение установленного режима их использования производится с разрешения органа, утвердившего правовой статус этих территорий.

Во исполнение вышеприведенного Указа Президента Российской Федерации принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 года № 591-р, которым утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий (природных объектов) побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение. В Перечень включены курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов городов Анапы, Геленджика и Сочи.

Границы округов и зон санитарной охраны установлены постановлением Совета Министров СССР от 30 марта 1948 года № 985, приведены в приложении № 3 к названному постановлению и предусматривают первую, вторую и третью зоны округа санитарной охраны.

Понятие округа санитарной (горно-санитарной) охраны дано в Федеральном законе от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», согласно статье 1 которого округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны, как это установлено частью 3 статьи 16 Федерального закона № 26-ФЗ, выделяется до трех зон.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса, находящихся на них природоохранных учреждений, к числу особо охраняемых природных территорий относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты (подпункт «ж» пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

Из исследованной схемы расположения земельного участка усматривается, что испрашиваемый земельный участок расположен с ограничением использования земель согласно ограничениям второй зоны санитарной охраны курорта, что свидетельствует о том, что названный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на предоставление его в частную собственность.

Границы указанного земельного участка были предварительно нанесены на дежурную карту города 30.04.2010 г., что подтверждается соответствующей отметкой на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В соответствии со ст. 6 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 г. № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» органы местного самоуправления в Краснодарском крае управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Согласно ст. 41 указанного закона максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из государственных земель по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и настоящим Законом, составляют: для индивидуального жилищного строительства (незастроенные земельные участки) - 1000 квадратных метров; для садоводства - 600 квадратных метров; для коллективного огородничества - 600 квадратных метров. Также в соответствии со ст. 8 указанного Закона предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление или предоставление в первоочередном порядке земельных участков в собственность, производится соответственно решением высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края или уполномоченного органа без проведения торгов (аукционов, конкурсов).

Согласно ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства производится исключительно по результатам выигранных торгов (конкурса, аукциона), кроме случаев, предусмотренных Федеральными законами, когда наличие льгот дает право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность.

В соответствии с Законом РФ от 15.01.1993 года № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» он имеет право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность.

Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

При данных обстоятельствах в части удовлетворения заявленных требований Сорокина Ю.В. о признании права собственности суду не представляется возможным удовлетворить иск, так как суд не вправе обязывать органы местного самоуправления на предоставление в собственность земельного участка ограниченного в обороте.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд.

РЕШИЛ:

Исковое заявление Сорокина Ю.В. к администрации г.Сочи о признании права на земельный участок - удовлетворить частично.

Признать за Сорокиным Ю.В. право на получение земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства в соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ от 15.01.1993 года № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».

В части признания за Сорокиным Ю.В. право на получение земельного участка - категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по ... в п. Красная поляна ... г.Сочи площадью 3600 кв.м., в границах согласно схемы расположения земельного участка, изготовленной ООО «ОРГ1» в собственность бесплатно - отказать.

В части признания за Сорокиным Ю.В. право собственности на земельный участок для индивидуального жилищного строительства, площадью 3600 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по ..., в границах согласно схемы расположения земельного участка, изготовленной ООО «ОРГ1» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней.

Решение напечатано в совещательной комнате.

Председательствующий: /подпись/ Язвенко Р.В.