К делу № 2-526/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2011 года
Адлерский районный суд г. Сочи в составе:
председательствующего – судьи Филонова Ю.Л.,
при секретаре – Авдеевой И.В.,
с участием прокурора: Магомедова Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ОРГ1» о признании незаконным бездействия по исполнению требований законодательства об охране окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Адлерского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился в Адлерский районный суд г. Сочи с иском к ООО «ОРГ1» о признании незаконным бездействия по исполнению требований законодательства об охране окружающей среды.
В обоснование требований истец указал, что прокуратурой Адлерского района г. Сочи с привлечением специалистов управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами при строительстве олимпийских объектов. В процессе проведения проверки установлено, что согласно муниципального контракта № от 06.07.2010, заключенного между администрацией Адлерского района г. Сочи и ООО «ОРГ1», последнее осуществляет выполнение комплекса работ по дополнительной ручной уборке территории восточной части Адлерского района г. Сочи. Согласно п. 12.1 Контракта ООО «ОРГ1» обязано обеспечить выполнение необходимых мероприятий в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды. Перевозка отходов от ручной уборки территории восточной части Адлерского района г. Сочи на полигон ТБО в пос. Лоо осуществляется на автомобиле марки «МАРКА1» гос. №, оборудованном брезентовым тентом. Перевозка и сдача отходов на полигон для утилизации ТБО в пос. Лоо подтверждается представленными талонами МУП г. Сочи «ОРГ2 по уборке города» с отметками о сдаче отходов на полигон. В нарушение требований ст.9,14, 16 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 74 ст. 17 ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» ООО «ОРГ1» не имеет паспортов отходов, сбор и дальнейшая транспортировка которых осуществляется в результате ручной уборки территории, ликвидации стихийных свалок мусора и т.п.; не имеет лицензии на сбор, транспортировку отходов; в ходе проверки не представлены документы с отметками о проведенной санитарной обработке автотранспорта, перевозящего отходы; натранспортом средстве отсутствуют специальные знаки транспортного средства, оборудованного для транспортировки отходов. С учетом указанных обстоятельств действиями и бездействием ответчика, связанными со сбором и транспортировкой отходов производства и потребления внарушений требований законодательства об охране окружающей среды, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые в соответствии со ст. 42 Конституции РФ имеют право на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества. Указанные обстоятельства позволяют прокурору в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц с целью защиты их прав и законных интересов, принудительного исполнения требований действующего законодательства со стороны ООО «ОРГ1».
Просит суд признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «ОРГ1» по исполнению требований ст.ст. 9,14, 16 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 74 ст. 17 ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» при осуществлении деятельности, связанной с обращением с отходами производства и потребления. Обязать ООО «ОРГ1» устранить выявленные нарушения требований ст.ст. 9,14, 16 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 74 ст. 17 ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» при осуществлении деятельности, связанной с обращением с отходами производства и потребления.
В судебном заседании прокурор, участвующий в процессе, настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований к ООО «ОРГ1» о признании незаконным бездействия по исполнению требований законодательства об охране окружающей среды.
Представитель ООО «ОРГ1» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ОРГ1» о признании незаконным бездействия по исполнению требований законодательства об охране окружающей среды следует отказать по следующим основаниям.
Прокурор Адлерского района города Сочи в обоснование заявленных исковых требований указывает, что прокуратурой района с привлечением специалистов управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами при строительстве олимпийских объектов.В процессе проведения проверки было установлено, что согласно муниципальному контракту № от 06.07.2010 года, заключенному между администрацией Адлерского района города - курорта Сочи и ООО «ОРГ1». последнее осуществляет выполнение работ по сбору случайного и разно- бытового мусора на территории Адлерского района города Сочи.В соответствие с п. 3.5.5. Контракта ООО «ОРГ1» обязано обеспечить надлежащее выполнение требований природоохранного законодательства при производстве работ.В нарушение требований ст.ст. 9, 14, 16 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 74 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ООО «ОРГ1» не имеет паспортов отходов, сбор и дальнейшая транспортировка которых осуществляется в результате ручной уборки территории, ликвидации стихийных свалок мусора и т.п.; не имеет лицензии на сбор, транспортировку отходов; в ходе проверки не предоставлены документы с отметками о проведении санитарной обработки автотранспорта, перевозящего отходы; на транспортном средстве отсутствуют специальные знаки транспортного средства оборудованного для транспортировки отходов.
Указанные прокурором Адлерского района города Сочи доводы не соответствуют требованиям установленным Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Федеральным законом от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ст. 4.1. определено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высоко - опасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Статьей 14 данного федерального закона определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Однако, общество с ограниченной ответственностью «ОРГ1» не является предприятием, в результате деятельности которого образуются отходы I - IV класса опасности.
Справкой о результатах проверки ООО «ОРГ1» на предмет исполнения требований природоохранного законодательства при осуществлении сбора и транспортировки отходов, составленной государственным инспектором Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея и положенной в основу исковых требований прокурора Адлерского района, закреплено, что в ходе проверки ООО «ОРГ1» представлен договор с ООО «ОРГ3» на вывоз отходов V класса опасности.
Соответственно, доводы истца об отсутствии паспортов отходов не соответствуют требованиям закона определившего, что на отходы V класса опасности не требуется составления паспортов.
Кроме того, истцом также указано на несоблюдение требований при транспортировке отходов и отсутствие специальных знаков транспортного средства.
Положениями ст. 16 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены требования к транспортировке отходов. В соответствии с данными требованиями транспортировка отходов должна осуществляться при наличии: паспорта отходов; специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; с соблюдением требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
При этом, данной статьей определено, что выполнение данных требований обязательно при транспортировке отходов 1-4 класса опасности.
Следовательно, данное требование не распространятся на транспортировку отходов V класса опасности.
Относительно доводов прокурора Адлерского района города Сочи в части отсутствия лицензии на сбор и транспортировку отходов суд принимает во внимание, что лицензирование отдельных видов деятельности регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Статьей первой данного закона определено, что настоящий федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Согласно ст.2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензируемым видом деятельности - является вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 74 пункта 1 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.
При этом данной нормой четко определено, что не подлежит лицензированию деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности.
При таком положении суд считает, что в удовлетворении исковых требований прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ОРГ1» о признании незаконным бездействия по исполнению требований законодательства об охране окружающей среды следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ОРГ1» о признании незаконным бездействия по исполнению требований законодательства об охране окружающей среды, - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Адлерский районный суд г. Сочи в течение 10 дней.
Судья –