К делу № 2-791/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2011 года г.Сочи
Адлерский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Язвенко Р.В.
при секретаре Пузеевой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Родиенко Н.Л. к Адлерскому отделу г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа в государственной регистрации права.
УСТАНОВИЛ:
Родиенко Н.Л. обратилась в суд с исковым заявлением к Адлерскому отделу г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа в государственной регистрации права.
В обосновании заявленных требований Родиенко Н.Л. указала, что 18 января 2011 года, ей отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок №, расположенный по адресу: ... по схеме планировки жилого квартала в районе ... очередь.
С данным отказом она не согласна, и считает его не обоснованным, так как по ее мнению, регистрационные органы не наделены правом, устанавливать незаконность актов государственной власти или местного самоуправления и не обладают юридическими функциями, вследствие не может устанавливать недействительность чьего-либо права.
В судебном заседании Родиенко Н.Л.. поддержала доводы, изложенные в заявлении, и настаивала на удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Адлерский отдел г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю действующая по доверенности Борисова А.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, суд приходит к выводу, что требования Родиенко Н.Л. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Согласно п. 93 Приказа Минюста "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 14.09.2006 года № 293 - государственный регистратор, проверяя юридическую силу правоустанавливающих документов, устанавливает: соответствие требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа, формы и содержания документа; обладал ли орган государственной власти (орган местного самоуправления) соответствующей компетенцией на издание акта, а также соблюден ли порядок издания таких актов, в том числе уполномоченное ли лицо подписало этот акт; соответствие сведений об объекте недвижимого имущества, указанных в документах, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества, аналогичным сведениям, указанным в правоустанавливающем документе.
В ходе проведения правовой экспертизы государственным регистратором установлен ряд причин препятствующих проведению государственной регистрации, а именно: Родиенко Н.Л. обратилась в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект: земельный участок №, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ... по схеме планировки жилого квартала в районе ... очередь.
В качестве правоустанавливающего документа заявитель предоставила Постановления Главы администрации Адлерского района г.Сочи Краснодарского края от 05.12.1994г. № 1514/16 «О предоставлении Родиенко Н.Л. в бессрочное (постоянное) пользование земельного участка для индивидуального жилищного строительства».
В соответствии с пунктом 2 ст. 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», - основанием для государственного регистрации права собственности гражданина на указанный в п. 1 данной статьи земельный участок является акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в прядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания.
Государственный регистратор, проверяя юридическую силу правоустанавливающих документов, устанавливает:
соответствие требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа, формы и содержания документа;
обладал ли орган государственной власти (орган местного самоуправления) соответствующей компетенцией на издание акта, а также соблюден ли порядок издания таких актов, в том числе уполномоченное ли лицо подписало этот акт (п. 93 Приказа Минюста РФ от 14.09.2006 года № 293).
Государственным регистратором Адлерского отдела г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю, при проведении правовой экспертизы представленных документов было установлено, что представленное в качестве правоустанавливающего документа постановление не соответствует нормам законодательства действующего на момент издания и в месте издания данного акта, а именно:
Согласно Постановлению Главы администрации Адлерского района г.Сочи Краснодарского края от 05.12.1994г. № 1514/16, земельный участок был предоставлен заявителю на праве бессрочного (постоянного) пользования, что не соответствует нормам законодательства, действовавшем в месте издания такого акта на момент его издания.
Так, в соответствии со ст. 64 Земельного кодекса РСФСР – земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передаются гражданам в собственность, согласно п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 23.04.1993 года № 480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками», земельные участки предоставлялись гражданам на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или аренды.
Так же пунктом 2 Постановления Главы администрации Краснодарского края от 24.02.1992 года № 114 установлено, что предоставление и закрепление земельных участков в границах первой и второй зон санитарной охраны курортов производить гражданам – в пожизненное наследуемое владение и аренду.
Как видно из вышеизложенного, в период издания данного постановления в действующем законодательстве отсутствовала норма, устанавливающая право на предоставление земельных участков гражданам на праве постоянного бессрочного пользования, таким образом, Постановление Главы администрации Адлерского района г.Сочи Краснодарского края от 05.12.1994г. № 1514/16, не соответствует нормам законодательства, действовавшем в месте издания такого акта на момент его издания, в части указания вида права.
Правовые основы деятельности сельских администраций в сфере регулирования земельных отношений базировались на положениях ст. 23 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 года № 1103-1, наделяющий сельский, поселковые Советы народных депутатов право предоставления земельных участков во владение, пользование, а так же передаче их собственность и аренду.
В связи с принятием всенародным голосованием Конституции Российской Федерации, в целях обеспечения прав граждан на землю и в соответствии п. 2 и п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 07.10.1993 года № 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации» были признаны недействующими ряд статей Земельного кодекса РСФСР, в том числе и статьи 7, 23, 32 которыми были определены полномочия сельских советов по предоставлению земельных участков.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.10.1993 года № 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» так же установлено, что до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации правовое регулирование по отнесенным к компетенции Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации по вопросам земельной реформы, осуществляется Президентом Российской Федерации. Правовое регулирование по названным вопросам осуществляется нормативными актами, издаваемые в форме указов Президента Российской Федерации.
На момент вынесения Главой администрации Адлерского района г.Сочи Краснодарского края вышеуказанного постановления отсутствовал Указ Президента РФ наделяющий Глав сельский администраций полномочиями по предоставлению гражданам земельных участков.
Таким образом, государственным регистратором установлено, что Постановление Главы администрации Адлерского района г.Сочи Краснодарского края от 05.12.1994г. № 1514/16 принято Главой администрации Адлерского района г.Сочи с превышением полномочий.
Действие норм ст. 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним" распространяются при государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для: ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой участок.
На основании вышеуказанного и в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» регистратором было принято решение о приостановлении государственной регистрации права. По истечении срока приостановления было принято решение об отказе в государственной регистрации права.
Как видно из вышеизложенного, документы, представленные на государственную регистрацию права собственности по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд считает, правомерный отказ в государственной регистрации права земельного участка №, расположенный по адресу: ... по схеме планировки жилого квартала в районе ... очередь.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд.
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Родиенко Н.Л. к Адлерскому отделу г.Сочи Управления Росреестра по ... о признании незаконным отказа в государственной регистрации права - отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней.
Решение напечатано в совещательной комнате.
Председательствующий: /подпись/ Язвенко Р.В.