К делу № 2- 886/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2011 года Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего Надрага В.Л.
при секретаре Шуликиной Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хачатурян А.О. к Управлению пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю в Адлерском районе г. Сочи о признании права на досрочную пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Хачатурян А.О. обратился в Адлерский районный суд г. Сочи с заявлением к Управлению пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю в Адлерском районе г. Сочи о признании права на досрочную пенсию.
В своем заявлении Хачатурян А.О. указал, что решением комиссии от 22.10.2010 г. (протокол №37/87) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - управления пенсионного фонда в г.Сочи ему было отказано в назначении досрочной пенсии по п.п. 19 п.1 ст.27 Закона РФ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.
В стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости не включены периоды работы:
- с 26.08.1989 г. по 31.08.1990 г, и с 01.09.1991 г. по 31.08.1993 г. в должности ..., так как в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463, разделом «наименование должностей» предусмотрены «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми»;
- с 01.09.1994 г. по 18.08.1996 г. в должности ..., так как педагогическая нагрузка ... составила 16 часов (при норме рабочего времени 18 часов преподавательской (педагогической) работы в неделю).
Считает решение комиссии неправомерным по следующим основаниям:
В целях обеспечения правильного применения положения Федеральною закона от 17 декабря 2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» дал следующие разъяснения: п. 9. «В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт I статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы. необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право па досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных - обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы. выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целен и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)».
В ... работал с 1989 г. по 2002 г.. В периоды с 26.08.1989 г. по 01.09.1990 г. и с 01.09.1991 г. по 01.09.1993 г. работал ....
Приказом Министерства Просвещения СССР от 20.02.1978г. №24 были утверждены квалификационные характеристики должностей руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ. Указанными квалификационными характеристиками были предусмотрены должности педагогических работников общеобразовательных школ, в том числе и «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми». Обязанностями организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми являлось: планирование внеклассной и внешкольной воспитательной работы, обеспечение и контроль ее выполнения; организация учебы актива школьников по отдельным видам внеклассной работы. Указанные должностные обязанности выполнялись много в полном объеме. Отсутствие в наименование должности дополнительных слов «с детьми» не означает, что я занимал какую- либо иную должность не связанную непосредственно с работой с детьми в средней школе.
С 01.09.1994 г. по 18.08.1996 г. работал в ... в должности .... Педагогическая нагрузка составляла в эти периоды от 20 учебных часов в неделю до 16 уч. часов в неделю.
Считает что, указанные периоды работы подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в образовательных учреждениях для детей, так как в соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, «Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки)».
В судебном заседании истец Хачатурян А.О. просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика Управления пенсионного фонда отделения по Краснодарскому краю в г. Сочи Корякин К.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что требования Хачатурян А.О. к Управлению пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю в Адлерском районе г. Сочи о признании права на досрочную пенсию подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, решением комиссии от 22.10.2010 г. (протокол №37/87) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - управления пенсионного фонда в г.Сочи ему было отказано в назначении досрочной пенсии по п.п. 19 п.1 ст.27 Закона РФ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.
В стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости не включены периоды работы: с 26.08.1989 г. по 31.08.1990 г, и с 01.09.1991 г. по 31.08.1993 г. в должности ..., так как в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463, разделом «наименование должностей» предусмотрены «...»;
- с 01.09.1994 г. по 18.08.1996 г. в должности ..., так как педагогическая нагрузка ... составила 16 часов (при норме рабочего времени 18 часов преподавательской (педагогической) работы в неделю).
Считает решение комиссии неправомерным по следующим основаниям:
В целях обеспечения правильного применения положения Федеральною закона от 17 декабря 2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» дал следующие разъяснения: п. 9. «В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт I статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы. необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право па досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных - обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы. выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целен и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)».
В ... работал с 1989 г. по 2002 г.. В периоды с 26.08.1989 г. по 01.09.1990 г. и с 01.09.1991 г. по 01.09.1993 г. работал ....
Приказом Министерства Просвещения СССР от 20.02.1978г. №24 были утверждены квалификационные характеристики должностей руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ. Указанными квалификационными характеристиками были предусмотрены должности педагогических работников общеобразовательных школ, в том числе и «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми». Обязанностями организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми являлось: планирование внеклассной и внешкольной воспитательной работы, обеспечение и контроль ее выполнения; организация учебы актива школьников по отдельным видам внеклассной работы. Указанные должностные обязанности выполнялись много в полном объеме. Отсутствие в наименование должности дополнительных слов «с детьми» не означает, что я занимал какую- либо иную должность не связанную непосредственно с работой с детьми в средней школе.
С 01.09.1994 г. по 18.08.1996 г. работал в ... в должности .... Педагогическая нагрузка составляла в эти периоды от 20 учебных часов в неделю до 16 уч. часов в неделю.
Считает что, указанные периоды работы подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в образовательных учреждениях для детей, так как в соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, «Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки)».
Федеральный закон от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (ст. 27 и 28).
В частности, в соответствии с п. 1 ст. 28 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного его статьей 7 возраста: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста( подп. 10 ).
При установлении пенсии в соответствии с подп. 10-12 п. 1 ст. 28 ФЗ применяются нормативные правовые акты, которые являются общими для всех видов досрочных пенсий, а также специальные акты, непосредственно регулирующие вопросы подсчета педагогического стажа. Общими являются Правила исчисления периодов работы. К специальным нормативным правовым актам, которые применяются для подсчета стажа в частности моего периода работы являются:
Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет».
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463.
Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 (в редакции
Постановлений Правительства РФ от 20 марта 2000 года № 240 от 01 февраля 2001 года
№ 79) «Об утверждении списка должностей работа в которых засчитывается в выслугу,
дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в
школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для-
назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и
других учреждениях для детей».
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 ( в редакции Постановления Правительства РФ от 01 февраля 2001 гожа № 79).
В соответствии с положением ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании «педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет». Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, этот закон не связывает возможность их реализации с организационно- правовыми формами и названиями образовательных учреждений.
П. 10 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» говорит о том, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Но из данного Закона не вытекает, что Правительство РФ имеет полномочия самостоятельно регулировать пенсионные отношения этой категории работников и по своему усмотрению устанавливать их права, либо вводить ограничения прав по сравнению с Законом.
Постановление Правительства РФ от 29.10. 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно 1 назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости сузило сферу действия закона РФ «Об образовании и ФЗ РФ и о «О трудовых пенсиях в РФ», нарушает право граждан пенсию в связи с педагогической деятельностью и не может быть основанием для начисления пенсии.
Данный вывод содержится в Определении Конституционного суда РФ от 06.12, 2001 года № 310-0 «По запросу Законодательного собрания Тверской области о проверке конституционности пунктов 2 и 3 Постановления Правительства РФ «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию 1 за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Решении Верховного суда от 07.96. 2002 года № ГКПИ 2001-875 по жалобе Сухановой Н.В.
В определении Конституционного суда РФ также указано, что какие - либо категории педагогических работников не могут ставиться в неравные условия или ограничиваться в своих пенсионных правах, иное означало бы нарушение Конституционных принципов и норм Федерального законодательства.
Пункт 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» закрепляет условия сохранения приобретенного гражданами на основании законодательства действующего до вступления этого закона в силу, права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц с особыми условиями труда.
Следовательно, на основании п. п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости должна быть назначена досрочно, ранее возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона так как Хачатурян А.О. не менее 25 лет осуществлял педагогическую деятельность в государственном муниципальном учреждении.
С учетом изложенного, Комиссия была обязана включить в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии п. п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173 -ФЗ от 17.12. 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», периоды работы Хачатурян А.О. с 26.08.1989 г. по 31.08.1990 г, и с 01.09.1991 г. по 31.08.1993 г. в должности ... и с 01.09.1994 г. по 18.08.1996 г. в должности ....
Суд считает, что решение этого вопроса иным образом может породить неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права Хачатурян А.О. на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
При таком положении суд признает требования Хачатурян А.О. обоснованными, а действия ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в городе Сочи нарушающими права и свободы заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 257-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить заявление Хачатурян А.О. к Управлению пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю в Адлерском районе г. Сочи о признании права на досрочную пенсию.
Признать за Хачатурян А.О. право на досрочную пенсию по старости в соответствии с пп.19 п.1. ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обязать комиссию по назначению пенсии управления пенсионного фонда РФ в г.Сочи засчитать Хачатурян А.О. в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию период работы:
- с 26.08.1989 г. по 31.08.1990 г. и с 01.09.1991 г. по 31.08.1993 г. в должности ...;
- с 01.09.1994 г. по 18.08.1996 г. в должности ....
Назначить досрочную пенсию по старости с 16.08.2010г., с момента обращения с заявлением о назначении пенсии в Пенсионный фонд РФ.
Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда в городе Сочи назначить Хачатуряну А.О. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со ст.2:7 п.1 п.п.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 16.08.2010г. и произвести выплату трудовой пенсии с указанной даты.
Решение может быть обжаловано сторонами в краевой суд через районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий: /подпись/.