Дело №2-146/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Адлерский район города Сочи 04 февраля 2011 года
Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края
в составе: председательствующего Горова Г.М.
при секретаре Давыдовой Г.Н.,
с участием представителей истца по доверенности № от 16.06.2010г. Цатурян В.И., №
№ от 22.09.2010г. Ивановой М.В., № от 12.01.2011г. Дюжева И.В., представителя
ответчика по доверенности № от 30.12.2010г. Кравченко О.Ю., представителя
третьего лица «ГК Олимпстрой» по доверенности № от 23.06.2010 года ___ Ямбогио А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цатурян Н.Е. к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке Зимних Олимпийских игр 2014 года о подготовке проекта соглашения в связи с изъятием земельного участка и иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения,
УСТАНОВИЛ:
Цатурян Н.Е. первоначально обратилась в суд с иском к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке Зимних Олимпийских игр 2014 года (далее Департамент) и «ГК Олимпстрой» об определении выкупной цены недвижимого имущества в связи с изъятием земельных участков для государственных нужд, указав, что она является собственником нескольких объектов недвижимого имущество, подпадающих под изъятие для государственных нужд в связи с проведением в г.Сочи в 2014 году XXII Олимпийских зимних игр. А именно, жилого дома, общей площадью 128,1 кв.м, в том числе жилой - 81,0 кв.м, расположенного по ...; земельного участка площадью 677 кв.м, расположенного по адресу: ..., 2-я очередь, кадастровый номер №; земельного участка площадью 635 кв.м, расположенного по адресу: ..., 2-я очередь, кадастровый номер №. Земельные участки поставлены на кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством и приобретены ею по договорам купли-продажи в 2004 году, находятся в землях населенных пунктов, предназначены для индивидуального жилищного строительства. На одном из участков № ею возведен вышеуказанный новый жилой дом, который не является старой постройкой и которому присвоен регистрационный адрес: .... С момента приобретения земельных участков они содержатся в отличном состоянии, обрабатываются, на них имеется зеленые насаждения, что также требует не только физических, но и материальных затрат. Однако, по заказу ответчиков была проведена оценка рыночной стоимости принадлежащего ей недвижимого имущества с целью заключения соглашения об изъятии, с заключениями которой она не согласна. В частности, по состоянию на 31.03.2010 года стоимость земельного участка № площадью 677 кв.м составляет 6 334 689 рублей, стоимость расположенного на данном земельном участке жилого дома с присвоенным адресом ... - 3 092 124 рублей, стоимость иных правомерно возведенных объектов недвижимого имущества на данном участке - 297 895 рублей, а всего 9 724 708 рублей. Расчет убытков, связанных с изъятие земельного участка, составляет 434 158 рублей. Стоимость второго земельного участка по состоянию на 31.03.2010 года № площадью 635 кв.м составляет 5 686 585 рублей, расчет убытков, связанных с изъятием
земельного участка, составляет 82 942 рублей. Считая, то оценка недвижимого имущества произведена с нарушением действующего законодательства, ею была заказана независимая оценка, согласно которой по состоянию на 15.09.2010 года стоимость имущества составляет: земельного участка № площадью 677 кв.м и расположенных на нем строений - 17 087 228 рублей, расчет убытков, связанных с изъятие земельного участка - 972 191 рубль; земельного участка № площадью 635 кв.м - 9 506 585 рублей, расчет убытков, связанных с изъятием земельного участка - 764 879 рублей. Итого, по земельному участку № с жилым домом, иными строениями и убытками - 18 059 420 рублей, по участку № с убытками - 10 271 464 рубля. В связи с чем, и просит суд определить выкупную цену недвижимого имущества в связи с изъятием земельных участков для государственных нужд в указанном размере в соответствии с отчетами об оценке № от 15.09.2010 года Торгово-промышленной палаты РФ.
Впоследствии, 13.01.2011 года Цатурян Н.Е. изменила свои исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, указав, что в целях реализации ФЗ от 01.12.2007 года №310-Ф3 Департаментом было подготовлено соглашение об изъятии ее недвижимого имущества и предоставлении взамен: жилого дома и земельного участка площадью 7 соток по адресу: ... (южнее железной дороги). Данным соглашением предусмотрено, что она обязана возместить разницу между изымаемым и предоставляемым взамен недвижимым имуществом, которая составляет около 3 000 000 рублей. В связи с отсутствием у нее денежных средств для возмещения разницы было достигнуто соглашение об отсрочке платежа до мая 2011 года. Однако подготовленное и подписанное в связи с этими изменениями Департаментом соответствующее соглашение отказывается подписывать Госкорпорация. В свою очередь, она не имеет возможности в течение ранее предусмотренного времени, 15 дней с момента сдачи документов на госрегистрацию, внести 3 000 000 рублей в качестве разницы на расчетный счет Госкорпорации. При этом с ней проживают несовершеннолетние дети, которые, в случае выселения и не предоставления жилья взамен, остаются на улице. Поэтому просит уменьшить площадь предоставляемого земельного участка в размере 7 соток взамен изымаемого недвижимого имущества до установленного законодательством минимума - 300 кв.м, чтобы не выплачивать вышеуказанную разницу в сумме 3 000 000 рублей. Просит суд обязать Департамент и «ГК Олимпстрой» предоставить ей жилой дом и земельный участок площадью 300 кв.м, расположенные по адресу: ... (южнее железной дороги) в рамках соглашения об изъятии недвижимого имущества для федеральных нужд.
В судебном заседании представители истца Цатурян В.И., Иванова М.В. и Дюжев И.В. уточнили измененные исковые требования Цатурян Н.Е. и просили суд обязать Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке Зимних Олимпийских игр 2014 года подготовить проект соглашения в связи с изъятием земельного участка и иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, предусматривающего предоставление взамен изымаемых объектов недвижимости земельного участка площадью 300 кв.м и расположенного на нем индивидуального жилого дома общей площадью 220 кв.м по адресу: ... (южнее железной дороги), для чего обеспечить проведение необходимых кадастровых и оценочных работ.
Представитель ответчика - Департамента Краснодарского края по реализации полномочий
при подготовке Зимних Олимпийских игр 2014 года по доверенности Кравченко О.Ю. в судебном заседании пояснил, что для уменьшения площади предоставляемого земельного участка необходимо проведение кадастровых работ по его формированию, а в целях подготовки нового проекта соглашения в связи с изъятием недвижимого имущества Цатурян Н.Е. необходимо будет также проведение оценочных работ по оценке предоставляемого взамен вновь сформированного земельного участка. В связи с этим и учитывая, что оплата данных работ, согласно Федерального закона от 01.12.2007 года № 310_ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возложена на ГК «Олимпстрой», а также учитывая потребность ГК «Олимстрой» в предоставления изымаемых земельных участков ответственному исполнителю для строительства олимпийских объектов, не возражает против удовлетворения требований Цатурян Н.Е., только в случае, отсутствия возражений со стороны ГК «Олимпстрой» и готовности оплаты необходимых кадастровых и оценочных работ.
Представитель третьего лица - «ГК Олимпстрой» по доверенности Ямбогио А.П., исключенной из числа ответчиков в связи с уточнением истицей исковых требований, в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований Цатурян Н.Е., с учетом их изменения в порядке ст.39 ГПК РФ и уточнения в настоящем судебном заседании.
Суд, выслушав представителей истца, ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований с учетом их изменения и уточнения в порядке ст.39 ГПК РФ по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Цатурян Н.Е. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества: 1). жилой дом, общей площадью 128,1 кв.м, в том числе жилой - 81,0 кв.м, расположенный по ..., на основании свидетельства о государственной регистрации права серии № от 31 августа 2007 года; 2). земельный участок площадью 677 кв.м, расположенный по адресу: ..., 2-я очередь, с кадастровым номером №, на основании свидетельства о государственной регистрации права серии № от 20 октября 2004 года; 3). земельный участок площадью 635 кв.м, расположенный по адресу: ..., 2-я очередь, с кадастровым номером №, на основании свидетельства о государственной регистрации права серии № от 04 ноября 2004 года.
В судебном заседании установлено, что земельный участок площадью 677 кв.м, расположенный по адресу: ..., 2-я очередь, с кадастровым номером №, и расположенный на нем жилой дом, общей площадью 128,1 кв.м, в том числе жилой - 81,0 кв.м, с присвоенным адресом: ..., и иные правомерно возведенные сооружения подлежат изъятию в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, о чем Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке Зимних Олимпийских игр 2014 года от имени Российской Федерации подготовлен проект соглашения.
При этом второй земельный участок, принадлежащий на праве собственности Цатурян Н.Е., площадью 635 кв.м и расположенный по адресу: ..., 2-я очередь, с кадастровым номером №, в настоящее время в целях размещения олимпийских объектов федерального значения у истицы не изымается.
В соответствии со ст.49 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в частности, с выполнением международных обязательств Российской Федерации.
В данном случае условия и порядок изъятия (выкупа) земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены Федеральным законом от 01.12.2007 года №310-Ф3 «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно нормам ст. 15 вышеуказанного ФЗ была произведена оценка изымаемого у Цатурян Н.Е. недвижимого имущества и подготовлено соглашение, заключаемое в связи с изъятием земельного участка и расположенных на нем иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам.
Пунктами 2, 3 ст.1 данного соглашения Департамент обязуется принять в собственность Российской Федерации изымаемое у Цатурян Н.Е. недвижимое имущество и предоставить взамен в собственность земельный участок с кадастровым номером №, площадью 700 кв.м, расположенный по адресу: ... (южнее железной дороги), принадлежащий Краснодарскому краю на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права серии № от 15.06.2009 года. В свою очередь, Корпорация обязуется предоставить Цатурян Н.Е. индивидуальный жилой дом общей площадью 220 кв.м, расположенный на указанных земельных участках №.
Однако, в соответствии с п.5 ст.2 соглашения Цатурян Н.Е. обязана уплатить разницу между рыночной стоимостью предоставляемого и изымаемого недвижимого имущества (п.п.2, 4 ст.2), которая составляет 2 941 094 руб.
Таким образом, судом установлено, что Цатурян Н.Е., с учетом измененных исковых требований, не оспаривается сам факт изъятия недвижимого имущества и его оценка. При этом истица выразила согласие на заключение соглашения в связи с изъятием земельного участка и иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, на основании которого ей предоставляется взамен изымаемого имущества земельный участок и индивидуальный жилой дом по ... Вместе с тем, Цатурян Н.Е. не имеет возможности возместить разницу между рыночной стоимостью предоставляемого и изымаемого недвижимого имущества в сумме 2 941 094 руб., в связи с чем, и просит уменьшить площадь предоставляемого земельного участка в размере 700 кв.м до 300 кв.м, что не противоречит установленному действующим законодательством в г.Сочи Краснодарского края минимальному пределу земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства.
Так, постановлением Главы города Сочи от 20.03.2002 года №161 «О порядке предоставления и изъятия земельных участков на территории города Сочи» и решением Городского Собрания Сочи от 18.04.2002 года №61 установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства в городской черте: на новых территориях - от 300 до 700 кв.м; при уплотнении существующей застройки - от 200 до 700 кв.м.
Вместе с тем, предоставляемый Цатурян Н.Е. земельный участок площадью 700 кв.м по ... (южнее железной дороги) уже сформирован и имеет кадастровый номер 23:49:0402061:192, следовательно, при уменьшении площади данного участка до 300 кв.м требуется производство новых кадастровых и оценочных работ.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также отсутствие возражений у ответчика и третьего лица против удовлетворения исковых требований Цатурян Н.Е., с учетом их изменения в порядке ст.39 ГПК РФ и уточнения в настоящем судебном заседании, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Цатурян Н.Е. к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке Зимних- Олимпийских игр 2014 года о подготовке проекта соглашения в связи с изъятием земельного участка и иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения удовлетворить.
Обязать Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке Зимних Олимпийских игр 2014 года подготовить проект соглашения в связи с изъятием у Цатурян Н.Е. земельного участка и иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, предусматривающего предоставление взамен изымаемых объектов недвижимости земельного участка площадью 300 кв.м и расположенного на нем индивидуального жилого дома, общей площадью 220 кв.м по адресу: ... (южнее железной дороги), для чего обеспечить проведение необходимых кадастровых и оценочных работ.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в краевой суд через районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий: подпись