Решение по исковому заявлению прокурора к ИП Зопунян о признании бездействия не законным



К делу № 2-1272/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Адлерский район города Сочи 25 марта 2011 года

Адлерский районный суд г.Сочи

в составе: председательствующего Надрага В.Л.

при секретаре Шуликиной Ю.В.,

с участием помощника прокурора Адлерского района г.Сочи Магомедова Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ИП Зопунян Р.И. о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Адлерского района г. Сочи обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ИП Зопунян Р.И. о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения природоохранного законодательства.

В обоснование своих исковых требований истец указал, что прокуратурой Прокуратурой Адлерского района г. Сочи совместно со специалистом- экспертом Управления Росприроднадзора по КК и Республике Адыгея Департамента природных ресурсов и государственного экологического 17.12.2010 проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства ИП Зопунян Р.И. при эксплуатации мойки автотранспортных средств, расположенной по адресу: г.Сочи, Адлерский район, ул. Авиационная, 23 в ходе которой выявлены нарушения природоохранного законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха; вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду.

Часть 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляет, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Часть 2 вышеуказанной статьи определяет виды негативного воздействия на окружающую среду, к которым относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В силу требований ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу требований п. 1, 2 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Однако, в нарушение вышеуказанных норм у ИП Зопунян Р.И. при осуществлении хозяйственной деятельности образуются отходы производства и потребления: ртутные лампы, осадок из отстойника мойки

автотранспорта, тары из под синтетических моющих средств, а также осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, при этом ИП Зопунян Р.И. не произведены расчеты и не внесены платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Кроме того, на предприятии отсутствуют лица, допущенные к обращению с опасными отходами, что является нарушением ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст.ст. 16.34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное, регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что ИП Зопунян Р.И. не выполняются требования ст.ст. 11, 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в части проведения инвентаризации образующихся в ходе хозяйственной деятельности отходов, разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; в части составления паспортов на отходы I - IV класса опасности.

В нарушение п.1, п.30, Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденным постановлением Правительством РФ от 12.02.1999 №167, не представлены договора на водоснабжение и водоотведение.

Указанные нарушения подтверждаются справкой проверки от 17.12.2010 и материалами проверки.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Несоблюдение ИП Зопунян Р.И. требований природоохранного законодательства влечет нарушение закрепленных в Конституции РФ и федеральном законодательстве прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ является основанием для обращения прокурора в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Деятельность при эксплуатации мойки автотранспортных средств с нарушением действующего законодательства влечет опасность причинения вреда гражданам.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Адлерского района г.Сочи поддержал исковые требования.

Ответчик ИП Зопунян Р.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что подготовили все документы, подтверждающие частичное выполнение требований прокурора, а именно

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как установлено в судебном заседании Прокуратурой Адлерского района г. Сочи совместно со специалистом- экспертом Управления Росприроднадзора по КК и Республике Адыгея Департамента природных ресурсов и государственного экологического 17.12.2010 проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства ИП Зопунян Р.И. при эксплуатации мойки автотранспортных средств, расположенной по адресу: г.Сочи, Адлерский район, ул. Авиационная, 23 в ходе которой выявлены нарушения природоохранного законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха; вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду.

Часть 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляет, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Часть 2 вышеуказанной статьи определяет виды негативного воздействия на окружающую среду, к которым относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В силу требований ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу требований п. 1, 2 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Однако, в нарушение вышеуказанных норм у ИП Зопунян Р.И. при осуществлении хозяйственной деятельности образуются отходы производства и потребления: ртутные лампы, осадок из отстойника мойки

автотранспорта, тары из под синтетических моющих средств, а также осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, при этом ИП Зопунян Р.И. не произведены расчеты и не внесены платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Кроме того, на предприятии отсутствуют лица, допущенные к обращению с опасными отходами, что является нарушением ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст.ст. 16.34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное, регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что ИП Зопунян Р.И. не выполняются требования ст.ст. 11, 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в части проведения инвентаризации образующихся в ходе хозяйственной деятельности отходов, разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; в части составления паспортов на отходы I - IV класса опасности.

В нарушение п.1, п.30, Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденным постановлением Правительством РФ от 12.02.1999 №167, не представлены договора на водоснабжение и водоотведение.

Указанные нарушения подтверждаются справкой проверки от 17.12.2010 и материалами проверки.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Несоблюдение ИП Зопунян Р.И. требований природоохранного законодательства влечет нарушение закрепленных в Конституции РФ и федеральном законодательстве прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ является основанием для обращения прокурора в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Деятельность при эксплуатации мойки автотранспортных средств с нарушением действующего законодательства влечет опасность причинения вреда гражданам.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ИП Зопунян Р.И. о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения природоохранного законодательства подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковое заявление прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ИП Зопунян Р.И. о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения природоохранного законодательства.

Признать бездействие ИП Зопунян Р.И., выразившееся в неисполнении требований природоохранного законодательства незаконным.

Обязать ИП Зопунян Р.И. устранить выявленные нарушения путем:

- проведения расчета за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 квартал 2010 года;

- назначения ответственного за соблюдением экологической безопасности.

- проведения инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- проведения инвентаризации образующихся в ходе хозяйственной деятельности отходов;

- составления паспортов на отходов I - IV класса опасности;

- заключить договора на водоснабжение.

Запретить ИП Зопунян Р.И. эксплуатацию автомобильной мойки, расположенной по адресу: ул. Авиационная, 23, Адлерский район, г.Сочи, до момента устранения вышеуказанных нарушений.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: /подпись/.