Решение по заявлению Цатурян В.М. о признании неправомерным отказа УФРС



К делу № 2-582/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сочи 21 января 2011 года

Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

Председательствующего судьи Надрага В.Л.

При секретаре судебного заседания Шуликиной Ю.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Цатурян В.М. о признании неправомерным отказа от 03.11.2010 года за № 22/150/2010-150 Адлерского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии регистрации права собственности на земельный участок.

УСТАНОВИЛ:

Цатурян В.М. действуя через своего представителя Максименко И.А. обратилась в суд с заявлением о признании неправомерным отказа от 03.11.2010 года за № 22/150/2010-150 Адлерского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в регистрации права собственности на земельный участок, в котором просят признать неправомерным отказ в регистрации права собственности на земельный участок, и обязать Адлерский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии зарегистрировать за Цатурян В.М. право собственности на земельный участок площадью 1200 кв.м., разрешенное использование земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли под домами индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Адлерский район, в районе Энергетик-Изумруд земельный участок №82, кадастровый номер №.

Заявление мотивировано тем, что 07.09.2010 года ФИО1, действовавшая по доверенности от Цатурян В.М. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Адлерский отдел г.Сочи по Краснодарскому краю с целью зарегистрировать ее право на земельный участок общей площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Адлерский район, в районе Энергетик-Изумруд, предоставленного ей на основании Постановления Главы Кудепстинской сельской администрации Адлерского района города Сочи Краснодарского края № 502 от 14.12.1994 года «О предоставлении Цатурян В.М. в бессрочное (постоянное) пользование земельного участка № 82 в районе Энергетик-Изумруд».

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Адлерский отдел г.Сочи по Краснодарскому краю Сообщением об отказе в государственной регистрации прав недвижимого имущества от 03.11.2010 года за № 22/150/2010-150 отказало в регистрации права, по причине принятия и издания с превышением полномочий Главой Администрации Кудепстинского сельского совета Адлерского района города Сочи Краснодарского края, Постановления Главы Кудепстинской сельской администрации Адлерского района города Сочи Краснодарского края № 502 от 14.12.1994 года «О предоставлении Цатурян В.М. в бессрочное (постоянное) пользование земельного участка № 82 в районе Энергетик-Изумруд».

Управление, ссылаясь на Конституцию Российской Федерации, и п.2. и 3. Указа Президента РФ от 07.10.1993 года № 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации» указывает, что были признаны недействующими ряд статей Земельного кодекса РСФСР, в том числе и ст. 7,23,32, которыми по мнению регистратора были определены полномочия сельских советов по предоставлению земельных участков. Также ссылаясь на пункт 2 Указа Президента Российской федерации от 07.10.1993 года № 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» регистратор считает, что было установлено, что до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации правовое регулирование по отнесенным к компетенции Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации по вопросам земельной реформы, осуществляется Президентом Российской Федерации. Правовое регулирование по названным вопросам осуществляется нормативными актами, издаваемыми в форме указа Президента Российской Федерации.

По мнению Управления, на момент вынесения Главой Кудепстинской сельской администрации вышеуказанного постановления отсутствовал Указ Президента РФ, наделяющих Глав сельских администраций полномочиями по предоставлению гражданам земельных участков и постановление от 14.12.1994 года №502 принято главой администрации Кудепстинского сельского округа Адлерского района города Сочи с превышением полномочий. Также регистратором указано, что земельный участок предоставлен гражданину на праве бессрочного (постоянного) пользования, что также по мнению ответчика не соответствует нормам законодательства, действовавшем, в месте издания такого акта на момент его издания.

Также по мнению истца, Управление в нарушение Закона РСФСР от 06.07.1991 №1551-1 «О местном самоуправлении в РСФСР» и Федерального закона от 28.08.1995 г № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не верно трактует и применяет норму права, о полномочиях главы администрации Кудепстинского сельского округа Адлерского отдела города Сочи. Согласно статьи 2 Закон РСФСР « О местном самоуправлении в РСФСР» местное самоуправление осуществляется населением через представительные органы власти - местные Советы народных депутатов, соответствующие органы управления - местную администрацию, местные референдумы, собрания граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения.

В соответствии со ст. 29 Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» органом управления в районе, городе, районе, поселке, сельсовете является местная администрация, которая осуществляет исполнительно-распорядительные функции на основании и во исполнение актов Союза ССР, действующих на территории РСФСР, законов РСФСР и республик в составе РСФСР, актов Президента РСФСР, и Правительства РСФСР, решения местных Советов, принятых в пределах их полномочий, обеспечивает права и законные интересы органов местного самоуправления и граждан.

Пункт 1 статьи 51 Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» устанавливает полномочия Поселковой сельской администрации в области земельных отношениях, каковыми являются: предоставление в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передача в собственность и сдача в аренду, изъятие земельных участков в пределах черты поселка, сельсовета, а также из фонда других земель (в том числе земель запаса) переданных в ведение поселкового, сельского Совета.

Указом Президента РФ от 26.10.1993 года № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» прекращена деятельность советов народных депутатов, а их компетенция передана местным администрациям (пункт4) и формируются новый представительный орган.

Указом Президента РФ от 24.12. 1993 № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ» признаны утратившие силу нормы Земельного кодекса РСФСР, определяющие полномочия Советов народных депутатов, по предоставлению земельных участков. Пунктом 2 Указа №2287 определено, что полномочия советов народных депутатов осуществляется местными администрациями.

Таким образом, в связи с проводимыми реформами, отменены полномочия сельских советов народных депутатов по предоставлению земельных участков. Данные полномочия были переданы местным администрациям.

Также истец считает, что Управление не верно трактует и пункт 2 Указа Президента РФ от 07.10.1993 года № 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в РФ», согласно которому, до начала работы Федерального Собрания РФ правовое регулирование по отнесенным к компетенции Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ по вопросам земельной реформы, осуществляется Президентом РФ». Истец считает, что это касается деятельности Федерального Собрания РФ и компетенции Высших органов государственной власти, которым являлись Съезд народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.

Правовое регулирование Президентом РФ указанных вопросов носило временный характер и осуществлялось до 25 декабря 1993 года, т.е. до принятия Конституции РФ всенародным голосованием. В связи с чем, Указ Президента РФ № 1598 утратил силу 25.12.1993 года.

Также истец считает, что неверно Управление применяет и Указ Президента РФ от 23.04.1993 года №480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками». Данный Указ №480 принят в целях совершенствования системы наделения граждан земельными участками и перерегистрации ранее предоставленных участков.

Пунктом 4 Указ Президента РФ от 23.04.1993 года №480 было предписано органам исполнительной власти обеспечить до 1995 года завершение перерегистрации ранее предоставленных в пользование гражданам земельных участков. Форма предоставления земельных участков (собственность, пожизненное наследуемое владение или аренда) определяется по желанию граждан. Обязать местную администрацию принимать решение о перерегистрации земельного участка в месячный срок с момента подачи заявления.

Истец считает, что Пунктом 3 Указа Президента РФ от 27.10.1993 №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России » (ред. От 24.12.1993) действовавшего на период предоставления земельного участка Цатурян В.М., граждане получившие участки в пожизненное наследуемое владения или бессрочное (постоянное) пользование либо взявшие их в аренду, кроме аренды у физических лиц, имеют право на предоставление и выкуп этих участков в собственность в соответствии с действовавшим законодательством.

Кроме того, пункт 9.1.ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на данные земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон № 122-ФЗ). Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

Согласно ст.25.2 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства. Огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанные земельные участки является следующий документ:

Акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

Акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

Выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок ( в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

Иной документ, устанавливающий или удостоверяющий такого гражданина на данный земельный участок.

Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок не допускается.

По этим основаниям истец просит признать неправомерным отказ от 03.11.2010 года за № 22/150/2010-150 Адлерского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в регистрации права собственности на земельный участок, и обязать Адлерский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии зарегистрировать за Цатурян В.М. право собственности на земельный участок площадью 1200 кв.м., разрешенное использование земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли под домами индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Адлерский район, в районе Энергетик-Изумруд земельный участок №82, кадастровый номер №.

В судебном заседании представитель Цатурян В.М. по доверенности Максименко И.А. на заявленных требованиях настаивала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица - администрации Адлерского района г. Сочи Супрунец Н.В. по доверенности от 31.12.2010 г. № в удовлетворении заявления не возражала.

Представитель ответчика - Адлерского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по доверенности А.Е. Борисова в судебном заседании иск не признала, по основаниям указанным в отзыве.

Заслушав доводы представителя заявителя и заинтересованного лица, изучив материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса РФ, защита нарушенных и оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством – суд.

Согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд с защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела Цатурян В.М. на основании Постановления Главы Кудепстинской сельской администрации Адлерского района города Сочи Краснодарского края № 502 от 14.12.1994 года «О предоставлении Цатурян В.М. в бессрочное (постоянное) пользование земельного участка № 82 в районе Энергетик-Изумруд» предоставлен

в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 1200 кв.м., разрешенное использование земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли под домами индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Адлерский район, в районе Энергетик-Изумруд земельный участок №82, кадастровый номер №.

07.09.2010 года ФИО1, действовавшая по доверенности от Цатурян В.М. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Адлерский отдел г.Сочи по Краснодарскому краю с целью зарегистрировать ее право на земельный участок общей площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Адлерский район, в районе Энергетик-Изумруд предоставленного ей на основании Постановления Главы Кудепстинской сельской администрации Адлерского района города Сочи Краснодарского края № 502 от 14.12.1994 года «О предоставлении Цатурян В.М. в бессрочное (постоянное) пользование земельного участка № 82 в районе Энергетик-Изумруд».

Сообщением об отказе в государственной регистрации прав недвижимого имущества от 03.11.2010 года за № 22/150/2010-150 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Адлерский отдел г.Сочи по Краснодарскому краю отказало в регистрации права, по причине принятия и издания с превышением полномочий Главой Администрации Кудепстинского сельского совета Адлерского района города Сочи Краснодарского края, Постановления Главы Кудепстинской сельской администрации Адлерского района города Сочи Краснодарского края № 502 от 14.12.1994 года «О предоставлении Цатурян В.М. в бессрочное (постоянное) пользование земельного участка № 82 в районе Энергетик-Изумруд».

Полномочия главы администрации определены Законом РСФСР от 06.07.1991 №1551-1 «О местном самоуправлении в РСФСР» и Федеральным законом от 28.08.1995 г № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

В соответствии со ст.ст, 138 и 146 Конституции (основной закон) Российской Федерации - России, принятый Верховным Советом РСФСР 12.04.1978 (ред. от 10.12.1992), наряду с представительным органом местного самоуправления - Совета народных депутатов, появляется исполнительно- распорядительный орган –местная администрация. Законом РСФСР от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР» распределены полномочия Советов народных депутатов и местной администрации. Согласно статьи 2 Закон РСФСР « О местном самоуправлении в РСФСР» местное самоуправление осуществляется населением через представительные органы власти - местные Советы народных депутатов, соответствующие органы управления- местную администрацию, местные референдумы, собрания граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения.

В соответствии cт.29 Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» органом управления в районе, городе, районе, поселке, сельсовете является местная администрация, которая осуществляет исполнительно-распорядительные функции на основании и во исполнение актов Союза ССР, действующих на территории РСФСР, законов РСФСР и республик в составе РСФСР, актов Президента РСФСР, и Правительства РСФСР, решения местных Советов, принятых в пределах их полномочий, обеспечивает права и законные интересы органов местного самоуправления и граждан.

Пункт 1 статьи 51 Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» устанавливает полномочия Поселковой сельской администрации в области земельных отношениях, каковыми являются: предоставление в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передача в собственность и сдача в аренду, изъятие земельных участков в пределах черты поселка, сельсовета, а также из фонда других земель ( в том числе земель запаса) переданных в ведение поселкового, сельского Совета.

Указом Президента РФ от 26.10.1993 года № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» прекращена деятельность советов народных депутатов, а их компетенция передана местным администрациям (пункт2) и формируются новый представительный орган.

Указом Президента РФ от 24.12. 1993 № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ» признаны утратившие силу нормы Земельного кодекса РСФСР, определяющие полномочия Советов народных депутатов, по предоставлению земельных участков. Пунктом 2 Указа №2287 определено, что полномочия советов народных депутатов осуществляется местными администрациями.

Правовое регулирование Президентом РФ указанных вопросов носило временный характер и осуществлялось до 25 декабря 1993 года, т.е. до принятия Конституции РФ всенародным голосованием. В связи с чем Указ Президента РФ № 1598 утратил силу 25.12.1993 года.

Таким образом, Постановлением Главы Кудепстинской сельской администрации Адлерского района города Сочи Краснодарского края № 502 от 14.12.1994 года «О предоставлении Цатурян В.М. в бессрочное (постоянное) пользование земельного участка № 82 в районе Энергетик-Изумруд», изданный органом местного самоуправления принят в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания.

Пунктом 4 Указ Президента РФ от 23.04.1993 года №480 предписано органам исполнительной власти обеспечить до 1995 года завершение перерегистрации ранее предоставленных в пользование гражданам земельных участков. Форма предоставления земельных участков (собственность, пожизненное наследуемое владение или аренда) определяется по желанию граждан. Обязать местную администрацию принимать решение о перерегистрации земельного участка в месячный срок с момента подачи заявления.

В соответствии с Пунктом 3 Указа Президента РФ от 27.10.1993 №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России » (ред. От 24.12.1993) действовавшего на период предоставления земельного участка Цатурян В.М., граждане получившие участки в пожизненное наследуемое владения или бессрочное (постоянное) пользование либо взявшие их в аренду, кроме аренды у физических лиц, имеют право на предоставление и выкуп этих участков в собственность в соответствии с действовавшим законодательством.

В соответствии с пунктом 9.1.ст 3 ФЗ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на данные земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон № 122-ФЗ). Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

Согласно ст.25.2 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанные земельные участки является следующий документ:

Акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания.

Акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

Выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

Иной документ, устанавливающий или удостоверяющий такого гражданина на данный земельный участок.

Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок не допускается.

Законом РСФСР от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР» распределены полномочия Советов народных депутатов и местной администрации. Согласно статьи 2 Закон РСФСР « О местном самоуправлении в РСФСР» местное самоуправление осуществляется населением через представительные органы власти - местные Советы народных депутатов, соответствующие органы управления- местную администрацию, местные референдумы, собрания граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения.

В соответствии со ст. 29 Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» органом управления в районе, городе, районе, поселке, сельсовете является местная администрация, которая осуществляет исполнительно-распорядительные функции на основании и во исполнение актов Союза ССР, действующих на территории РСФСР, законов РСФСР и республик в составе РСФСР, актов Президента РСФСР, и Правительства РСФСР, решения местных Советов, принятых в пределах их полномочий, обеспечивает права и законные интересы органов местного самоуправления и граждан.

Пункт 1 статьи 51 Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» устанавливает полномочия

Поселковой сельской администрации в области земельных отношениях, каковыми являются: предоставление в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передача в собственность и сдача в аренду, изъятие земельных участков в пределах черты поселка, сельсовета, а также из фонда других земель ( в том числе земель запаса) переданных в ведение поселкового, сельского Совета.

Указом Президента РФ от 26.10.1993 года № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» прекращена деятельность советов народных депутатов, а их компетенция передана местным администрациям (пункт2) и формируются новый представительный орган.

Указом Президента РФ от 24.12. 1993 № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ» признаны утратившие силу нормы Земельного кодекса РСФСР, определяющие полномочия Советов народных депутатов, по предоставлению земельных участков. Пунктом 2 Указа №2287 определено, что полномочия советов народных депутатов осуществляется местными администрациями.

Так как Указ Президента РФ № 1598 утратил силу 25.12.1993 года. Постановление Главы Кудепстинской сельской администрации Адлерского района города Сочи Краснодарского края № 502 от 14.12.1994 года «О предоставлении Цатурян В.М. в бессрочное (постоянное) пользование земельного участка № 82 в районе Энергетик-Изумруд», изданный органом местного самоуправления принят в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания.

Указ №480 принят в целях совершенствования системы наделения граждан земельными участками и перерегистрации ранее предоставленных участков.

П. 4 Указа Президента РФ от 23.04.1993 года №480 предписано органам исполнительной власти обеспечить до 1995 года завершение перерегистрации ранее предоставленных в пользование гражданам земельных участков. Форма предоставления земельных участков (собственность, пожизненное наследуемое владение или аренда) определяется по желанию граждан. Обязать местную администрацию принимать решение о перерегистрации земельного участка в месячный срок с момента подачи заявления.

В соответствии с п.м 3 Указа Президента РФ от 27.10.1993 №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России » (ред. От 24.12.1993) действовавшего на период предоставления земельного участка Цатурян В.М., граждане получившие участки в пожизненное наследуемое владения или бессрочное (постоянное) пользование либо взявшие их в аренду, кроме аренды у физических лиц, имеют право на предоставление и выкуп этих участков в собственность в соответствии с действовавшим законодательством.

Пункт 9.1.ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на данные земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон № 122-ФЗ). Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

Согласно ст.25.2 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства. Огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанные земельные участки является следующий документ:

Акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

Акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

Выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок ( в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

Иной документ, устанавливающий или удостоверяющий такого гражданина на данный земельный участок.

Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок не допускается.

Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в п.1 ст.25.2 Закона № 122-ФЗ земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам данной статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок может быть представлен, в том числе документ, удостоверяющий право гражданина – любого прежнего собственника указанного здания, строения, сооружения на данный земельный участок, что ею было представлено, а именно:- Постановление Главы Кудепстинской сельской администрации Адлерского района города Сочи Краснодарского края № 502 от 14.12.1994 года «О предоставлении Цатурян В.М. в бессрочное (постоянное) пользование земельного участка № 82 в районе Энергетик-Изумруд».

Законом РСФСР от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР» распределены полномочия Советов народных депутатов и местной администрации. Согласно статьи 2 Закон РСФСР « О местном самоуправлении в РСФСР» местное самоуправление осуществляется населением через представительные органы власти - местные Советы народных депутатов, соответствующие органы управления - местную администрацию, местные референдумы, собрания граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения.

Статья 29 Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» органом управления в районе, городе, районе, поселке, сельсовете является местная администрация, которая осуществляет исполнительно-распорядительные функции на основании и во исполнение актов Союза ССР, действующих на территории РСФСР, законов РСФСР и республик в составе РСФСР, актов Президента РСФСР, и Правительства РСФСР, решения местных Советов, принятых в пределах их полномочий, обеспечивает права и законные интересы органов местного самоуправления и граждан.

Пункт 1 статьи 51 Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» устанавливает полномочия Поселковой сельской администрации в области земельных отношениях, каковыми являются: предоставление в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передача в собственность и сдача в аренду, изъятие земельных участков в пределах черты поселка, сельсовета, а также из фонда других земель (в том числе земель запаса) переданных в ведение поселкового, сельского Совета.

Указом Президента РФ от 26.10.1993 года № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» прекращена деятельность советов народных депутатов, а их компетенция передана местным администрациям (пункт2) и формируются новый представительный орган.

Указом Президента РФ от 24.12. 1993 № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ» признаны утратившие силу нормы Земельного кодекса РСФСР, определяющие полномочия Советов народных депутатов, по предоставлению земельных участков. Пунктом 2 Указа №2287 определено, что полномочия советов народных депутатов осуществляется местными администрациями.

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента РФ от 07.10.1993 года № 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в РФ» согласно которому до начала работы Федерального Собрания РФ правовое регулирование по отнесенным к компетенции Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ по вопросам земельной реформы, осуществляется Президентом РФ».

Правовое регулирование Президентом РФ указанных вопросов носило временный характер и осуществлялось до 25 декабря 1993 года, т.е. до принятия Конституции РФ всенародным голосованием. В связи с чем Указ Президента РФ № 1598 утратил силу 25.12.1993 года.

Таким образом, Постановлением Главы Кудепстинской сельской администрации Адлерского района города Сочи Краснодарского края № 502 от 14.12.1994 года «О предоставлении Цатурян В.М. в бессрочное (постоянное) пользование земельного участка № 82 в районе Энергетик-Изумруд», изданный органом местного самоуправления принят в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания.

Пунктом 4 Указа Президента РФ от 23.04.1993 года №480 предписано органам исполнительной власти обеспечить до 1995 года завершение перерегистрации ранее предоставленных в пользование гражданам земельных участков. Форма предоставления земельных участков (собственность, пожизненное наследуемое владение или аренда) определяется по желанию граждан. Обязать местную администрацию принимать решение о перерегистрации земельного участка в месячный срок с момента подачи заявления.

Пунктом 3 Указа Президента РФ от 27.10.1993 №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России » (ред. От 24.12.1993) действовавшего на период предоставления земельного участка Цатурян В.М., граждане получившие участки в пожизненное наследуемое владения или бессрочное (постоянное) пользование либо взявшие их в аренду, кроме аренды у физических лиц, имеют право на предоставление и выкуп этих участков в собственность в соответствии с действовавшим законодательством.

В соответствии с п. 9.1.ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на данные земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон № 122-ФЗ). Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

Согласно ст.25.2 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства. Огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанные земельные участки является следующий документ:

Акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

Акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

Выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

Иной документ, устанавливающий или удостоверяющий такого гражданина на данный земельный участок.

Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок не допускается.

Не нашел подтверждение довод ответчика о том, что спорный земельный участок находится в границах первой и второй зон санитарной охраны.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

1.Признать отказ от 03.11.2010 года за № 22/150/2010-150 Адлерского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии регистрации права собственности на земельный участок площадью 1200 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в селе (земли Кудепстинской сельской администрации) неправомерным.

2. Обязать Адлерский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии зарегистрировать за Цатурян В.М. право собственности на земельный участок площадью 1200 кв.м. разрешенное использование земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли под домами индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Адлерский район, в районе Энергетик-Изумруд земельный участок №82, кадастровый номер №.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд г. Сочи в течении 10 дней.

Председательствующий/ подпись/