К делу № 2- 871/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 марта 2011 года Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего Надрага В.Л.
при секретаре Шуликиной Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Запускаловой М.Л. к Управлению пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю в Адлерском районе г. Сочи об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
Запускалова М.Л. обратилась в Адлерский районный суд г. Сочи с заявлением к Управлению пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю в Адлерском районе г. Сочи об оспаривании действий.
В своем заявлении истица указала, что она Запускалова М.Л. **.**.**** года рождения обратилась в СУ - УПФР в клиентскую службу по Адлерскому району г. Сочи Краснодарского края с заявлением № 255071 от 03.09.2010 года о назначении пенсии в соответствии с пл. 19 п.1 ст. 27, ст.28 п.п. ЮЛ Федеральною Закона № 173 - ФЗ от 17.12.2001 г. « О трудовых пенсиях в РФ».
Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФР в г. Сочи 29 октября 2010 гада рассмотрела заявление № 255071 от 03.09.2010 года Запускаловой М.Л. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п.1 ст.27, ст.28 п.п. 10 п.1 Федерального Закона № 173 - ФЗ от 17.12.2001г. « О трудовых пенсиях в РФ», так как заявительница не имеет 25 лет стажа по осуществлению педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
При вынесении данного решения комиссия исключила из специального стажа работы периоды работы:
- с 02.12.1992г. по 07.04.1995 г., - в должности ОРГ1 (Детского дошкольное учреждение) № 107, так как наименование учреждения не предусмотрено Списками № 463 от 06.09.1991 г., № 1067 от 22.09.1999 г., № 781 от 29.10.2002 г.
- с 10.04.]995г по 01.04 1996г., - в должности ОРГ1 ДОУ № 53 УНО г. Сочи, так как наименование учреждения не поименованы Списками № 463 от 06.09.1991 г.,№ 1067 от 22.09.1999 г., № 781 от 29.10.2002 г,
- с 01.11.1997г. по 31.05.1998г., с 10.06.1998г. по 01.10.1999г. - в должности ОРГ1 ДОУ № 49, так как наименование учреждения ДОУ № 49 не поименованы Списками № 463 от 06.09.1991 г., № 1067 от 22.09.1999 г., № 781 от 29.10.2002 г.
- с 02.10.1999 г. по 05.04.2001г. - в должности ОРГ1 в ДОУ №115 так как данный период заявительница работала не на полную ставку и наименование учреждения не поименованы Списками № 463 от 06.09.1991 г., № 1067 от 22.09.1999 г., № 781 от 29.10.2002 г.
Считает, данное решение не законным и нарушающим права и законные интересы Запускаловой M.JI. в области пенсионных прав.
В период работы - с 02.10.1999 г. по 05.04.2001г. - в должности ОРГ1 в ДОУ № 115 Запускалова М.Л. работала на 1 ставку 75, о чем есть запись в книги приказов и справка из Централизованной бухгалтерии отдела образования Адлерского района.
Так в соответствии со списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 10 п.1 ст. 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 и п.п. 19 п.l ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», Запускалова М.Л. работала музыкальным руководителем в «Дошкольных образовательных учреждениях» (детский сад). Данная должность и места работы (выше перечисленные) полностью соответствуют утвержденном постановлением правительства списку должностей и учреждений, в соответствии с п.1.8. которого, засчитывается в специальный стаж работа в дошкольных образовательных учреждениях: детские сады всех наименований.
В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 03.06.2004 года № 11-П признано не соответствующими Конституции Российской Федерации, её статьям 19 (части 1и 2), 39 (части 1и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10,11,12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1и 2 статьи 31 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях здравоохранения либо иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения, данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально- зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, у же приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.
Таким образом, при вынесении решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости Запускаловой М.Л. комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан существенным образом нарушила нормы действующего пенсионного законодательства и тем самым нарушила права и законные интересы Запускаловой М.Л.
В судебном заседании истица просила суд удовлетворить заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица Управления пенсионного фонда отделения по Краснодарскому краю в г. Сочи Корякин К.А. (доверенность от 18.06.2010г. №) в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, представив в обоснование отзыв на иск, согласно которого заинтересованное лицо возражает против удовлетворения требований Заявителя по следующим причинам:
с 01 января 2002г. трудовые пенсии назначаются в соответствии с условиями и нормами Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 3 статьи 1 Закона установлено, что в случаях, предусмотренных Законом, Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан.
В целях применения Закона, при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
Для реализации права на досрочную трудовую пенсию по старости с учетом постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. №2-П применяются:
Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463, которым утвержден Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для,детей до 01.11.1999 года дает право за выслугу лет;
ПостановлениеПравительства РФ от 22.09.1999г. №1067, которым утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет. В связи с педагогической деятельность в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей с 01.11.1999г. по 13.11.2002г.;
Постановление Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, вступившее в силу с 14.11.2002г., которым утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ».
Постановление Правительства РФ применяются в следующей последовательности:
за период работы до 1 ноября 1999г. Применяются Постановление №463; за периоды работы с 1 ноября 1999г. Применяется Постановление №1067 (в редакции Постановления Правительства РФ от 01.02.2001г. №79). Правила исчисления выслуги лет, утвержденные этим Постановлением, могут применяться и за период до 1 ноября 1999г.; за периоды работы с 14 ноября 2002 года применяется Постановление №781.
Кроме того, Постановление №781 может применяться за весь период работы.
03.09.2010г. Заявитель обратилась к Заинтересованному лицу с заявлением, о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона №173-Ф3 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ».
29 октября 2010г. решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, Заявителю было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.19 п.1 статьи 27 Закона, в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет.
Общий трудовой стаж на момент обращения Заявителя составляет 27 лет 06 месяцев 25 дней.
Специальный стаж для права на досрочную трудовую пенсию по старости составляет 18 лет 11 месяцев 22 дня.
Исключены из специального стажа Заявителя периоды работы:
с 02.12.1992г. по 07.04.1995г. в должности ОРГ1 ДДУ №107, так как наименование учреждения не предусмотрено вышеназванными Списками №463 от 06.09.1991г., №1067 от 22.09.1999г., №781 от 29.10.2002г.,
с 10.04.1995г. по 01.04.1996г. в должности ОРГ1 ДОУ №53 УНО г.Сочи, так как наименование учреждения не поименованы Списками №463 от 06.09.1991г., №1067 от 22.09.1999г., №781 от 29.10.2002г.,
с 01.09.1997г. по 31.10.1997г. в должности ОРГ1 ДОУ №49, так как данный период заявительница работала менее чем на ставку (0,75).,
с 01.11.1997г. по 31.05.1998г., с 10.06.1998г. по 01.10.1999г., так как
наименование учреждения ДОУ №49 не поименованы Списками №463 от 463 от 06.09.1991г., №1067 от 22.09.1999г., №781 от 29.10.2002г.,
с 02.10.1999г. по 05.04.2001г. в должности ОРГ1 ДОУ №115, так как данный период заявительница работала не наполную ставку (по выписки ИЛС 3Л) и наименование учреждения не поименованы Списками №463 от 06.09.1991г., №1067 от 22.09.1999г., №781 от 29.10.2002г.
Пунктом 1 ст. 19 Закона установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанный вид пенсии.
В соответствии с Протоколом заседания Комиссии, по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) г.Сочи Краснодарского края от 29.10.2010г. №39/80 установлено, что на дату 03.09.2010г., Заявитель права на досрочную трудовую пенсию по старости, в соответствии с п.п.19 п. 1 статьи 27 Закона, не имела.
Просит отказать Запускаловой М.Л. в удовлетворении заявления, о включении периодов работы в должности музыкального руководителя с 02.12.1992г. по 07.04.1995г., с 10.04.1995г. по 01.04.1996г., с 01.09.1997г. по 31.10.1997г., с 01.11.1997г. по 31.05.1998г., с 10.06.1998г. по 01.10.1999г., с 02.10.1999г. по 05.04.2001г. в ДЦУ №107, ДОУ №53 УНО г.Сочи, ДДУ №49, ДОУ №115 г.Сочи в Адлерском районе, в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - с 03.09.2010 года
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что требования Запускаловой М.Л. к Управлению пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю в Адлерском районе г. Сочи об оспаривании действий подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Федеральный закон от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (ст. 27 и 28 ).
В частности, в соответствии с п. 1 ст. 28 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного его статьей 7 возраста: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста( подп. 10 ).
При установлении пенсии в соответствии с подп. 10-12 п. 1 ст. 28 ФЗ применяются нормативные правовые акты, которые являются общими для всех видов досрочных пенсий, а также специальные акты, непосредственно регулирующие вопросы подсчета педагогического стажа. Общими являются Правила исчисления периодов работы. К специальным нормативным правовым актам, которые применяются для подсчета стажа периода работы являются:
Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет».
Как установлено в судебном заседании, Запускалова М.Л. **.**.**** года рождения обратилась в СУ - УПФР в клиентскую службу по Адлерскому району г. Сочи Краснодарского края с заявлением № 255071 от 03.09.2010 года о назначении пенсии в соответствии с пл. 19 п.1 ст. 27, ст.28 п.п. ЮЛ Федеральною Закона № 173 - ФЗ от 17.12.2001 г. « О трудовых пенсиях в РФ».
Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФР в г. Сочи 29 октября 2010 гада рассмотрела заявление № 255071 от 03.09.2010 года Запускаловой М.Л. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п.1 ст.27, ст.28 п.п. 10 п.1 Федерального Закона № 173 - ФЗ от 17.12.2001г. « О трудовых пенсиях в РФ», так как заявительница не имеет 25 лет стажа по осуществлению педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
При вынесении данного решения комиссия исключила из специального стажа работы периоды работы:
- с 02.12.1992г. по 07.04.1995 г., - в должности ОРГ1 ДДУ (Детского дошкольное учреждение) № 107, так как наименование учреждения не предусмотрено Списками № 463 от 06.09.1991 г., № 1067 от 22.09.1999 г., № 781 от 29.10.2002 г.
- с 10.04.]995г по 01.04 1996г., - в должности ОРГ1 ДОУ № 53 УНО г. Сочи, так как наименование учреждения не поименованы Списками № 463 от 06.09.1991 г.,№ 1067 от 22.09.1999 г., № 781 от 29.10.2002 г,
- с 01.11.1997г. по 31.05.1998г., с 10.06.1998г. по 01.10.1999г. - в должности ОРГ1 ДОУ № 49, так как наименование учреждения ДОУ № 49 не поименованы Списками № 463 от 06.09.1991 г., № 1067 от 22.09.1999 г., № 781 от 29.10.2002 г.
- с 02.10.1999 г. по 05.04.2001г. - в должности ОРГ1 в ДОУ №115 так как данный период заявительница работала не на полную ставку и наименование учреждения не поименованы Списками № 463 от 06.09.1991 г., № 1067 от 22.09.1999 г., № 781 от 29.10.2002 г.
В период работы - с 02.10.1999 г. по 05.04.2001г. - в должности ОРГ1 в ДОУ № 115 Запускалова М.Л. работала на 1 ставку 75, о чем есть запись в книги приказов и справка из Централизованной бухгалтерии отдела образования Адлерского района.
Так в соответствии со списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 10 п.1 ст. 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 и п.п. 19 п.l ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», Запускалова М.Л. работала музыкальным руководителем в «Дошкольных образовательных учреждениях» (детский сад). Данная должность и места работы (выше перечисленные) полностью соответствуют утвержденном постановлением правительства списку должностей и учреждений, в соответствии с п.1.8. которого, засчитывается в специальный стаж работа в дошкольных образовательных учреждениях: детские сады всех наименований.
В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 03.06.2004 года № 11-П признано не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.
Таким образом, при вынесении решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости Запускаловой М.Л. комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан существенным образом нарушила нормы действующего пенсионного законодательства и тем самым нарушила права и законные интересы заявителя
Суд считает, что решение этого вопроса иным образом может породить неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права истицы на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
При таком положении суд признает требования Запускаловой М.Л. к Управлению пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю в Адлерском районе г. Сочи об оспаривании действий обоснованными, а действия ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в городе Сочи нарушающими права и свободы заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 257-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить заявление Запускаловой М.Л. к Управлению пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю в Адлерском районе г. Сочи об оспаривании действий.
Признать отказ Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФР в Адлерском районе г. Сочи Краснодарского края ог 03.09.2010 года № 255071 о назначении Запускаловой MJI. досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 10 п.1 ст.28 ФЗ № 173 -ФЗ от 17.12.2001 года « О трудовых пенсиях в РФ», так как заявительница не имеет 25 лет стажа по осуществлению педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей – не обоснованным.
Обязать ГУ-УПФР в Адлерском районе г. Сочи Краснодарского края назначить Запускаловой М.Л. трудовую пенсию по старости в соответствии с ст.27, ст.28 п.п.10 п.1 Федерального Закона № 173 - ФЗ от 17.12.2001г. « О трудовых пенсиях в РФ» с даты подачи заявления № 255071 о назначении пенсии, а именно 03.09.2010 года.
Решение может быть обжаловано сторонами в краевой суд через районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий:/подпись/.