Решение по иску Ляховой Е.В. к Департаменту о признании права на получ. компенсации



К делу № 2-1300/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2011 года

Адлерский районный суд г. Сочи в составе:

председательствующего – судьи Филонова Ю.Л.,

при секретаре – Авдеевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ляховой Е.В. к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, ГК «Олимпстрой» о признании права на получение компенсации и выплате убытков,

УСТАНОВИЛ:

Ляхова Е.В. обратилась в Адлерский районный суд г. Сочи с иском к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, ГК «Олимпстрой» о признании права на получение компенсации и выплате убытков.

В обоснование заявленных требований истица указала, что решением Адлерского районного суда города Сочи от 14.07.2010 года удовлетворены исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014. В соответствии с указанным решением изъято в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа за счет средств Государственной корпорации «Олимпстрой» здание водонасосной литер «А», общей площадью 48 кв.м., расположенное по адресу: ..., принадлежащее на праве собственности Ляховой Е.В., путем перечисления Ляховой Е.В. денежной компенсации в сумме 657 708 (шестьсот пятьдесят семь тысяч семьсот восемь) рублей. На основании государственного акта №1320 за АО ЗТ «Бухта», закреплен земельный участок на котором расположено здание водонасосной на праве бессрочного (постоянного) пользования с кадастровым номером №. Согласно договора купли-продажи от 16.09.1998 года право собственности на здание водонасосной перешло ФИО1 На основании договора купли-продажи от 11.02.2000 года право собственности на здание водонасосной перешло ФИО2 12.05.2006 года между Ляховой Е.В. и ФИО2 заключен договор купли-продажи здания водонасосной. В соответствии с п.9 договора купли-продажи от 12.05.2006 года Ляхова Е.В. приобрела здание водонасосной литер «А» общей площадью 48 кв.м., расположенное по адресу: .... Составлен технический паспорт в котором отражен правомерный земельный участок, общей площадью 500 кв.м., который использовался для эксплуатации здания водонасосной. МУП «Муниципальный институт генплана» изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для обеспечения эксплуатации здания водонасосной по .... Распоряжением главы города Сочи № 782-р от 29.07.2009 года утверждена схема расположения земельного участка, площадью 425 кв.м., образованного из части земельного участка с кадастровым номером № (369 кв.м.), и части земельного участка с кадастровым номером № (56 кв.м.), занятого зданием водонасосной по .... Однако в проведении кадастровых работ по данному земельному участку и о постановке его на государственный учет было отказано, в связи с его изъятием в целях размещения олимпийских объектов.

Предельные размеры земельного участка, установленные для эксплуатации здания водонасосной, расположенного по адресу: .... составляют 425,0 кв.м. согласно: проекта границ земельного участка, предоставляемого для эксплуатации здания водонасосной по ... от 30.04.2008 года, - расчета минимальной площади земельного участка, необходимой для эксплуатации здания водонасосной, произведенных МУП «Муниципальный институт генплана» г.Сочи от 30.04.2008 года. Таким образом полагает, что она имеет право бессрочного (постоянного) пользования на земельный участок общей площадью 425,0 кв.м., установленной для эксплуатации здания водонасосной.

При этом, в соответствии с отчетом № 488-2/09 об «Определении рыночной стоимости здания водонасосной, литер А. а. общей площадью 48 кв.м., находящегося по адресу: ..., ..., принадлежащего на праве собственности Ляховой Е.В., и права требования Ляховой Е.В. на возмещение убытков, причиненных в связи с изъятием недвижимого имущества» земельный участок включен в расчет. А именно, рыночная стоимость бессрочного (постоянного) пользования Ляховой Е.В. на земельный участок, установленный в предельных размерах для эксплуатации здания водонасосной площадью 425 кв.м. и предназначенный для размещения олимпийских объектов, определенные в настоящем отчете, как права собственности на земельный участок, согласно гражданского законодательства, составила 6165050 рублей.

Однако данная сумма не была включена в расчет стоимости компенсации изымаемого имущества, так как Ляховой Е.В. не были предоставлены правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок.

В соответствии с ч.23.4 ст.15 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 310- ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развития города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при отсутствии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок, который подлежит изъятию в целях размещения олимпийских объектов в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и на котором расположено здание или сооружение, права на которые зарегистрированы в установленном порядке, размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием указанного земельного участка правообладателю расположенных на этом земельном участке здания или сооружения, определяется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для определения убытков, причиняемых арендатору земельного участка, переданного в аренду на 49 лет, исходя из минимальной площади земельного участка, необходимой для использования (эксплуатации) таких здания или сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом образование изымаемого участка не требуется, рыночная стоимость указанного земельного участка не определяется и не возмещается.

Полагает, что при изъятии принадлежащего Ляховой Е.В. на праве собственности здания обязательно должен учитываться земельный участок, на котором здание расположено, при оценке стоимости компенсации земельного участка следует исходить из определения убытков, причиняемых арендатору земельного участка, переданного в аренду на 49 лет, исходя из минимальной площади земельного участка, необходимой для использования (эксплуатации) таких зданий и сооружений.

По вопросу получения компенсации убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка, площадью 425 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: ... Ляхова Е.В. обратилась в Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года, однако письмом от 11.02.2010 года ей было отказано.

Считает, что как собственник объекта недвижимости, здания водонасосной литер «А» общей площадью 48 кв.м., расположенного на земельном участке..., в настоящее время изъятого Корпорацией имеет право на возмещение размера убытков, «причиняемых арендатору земельного участка, переданного в аренду на 49 лет, исходя из минимальной площади земельного участка, необходимой для использования (эксплуатации) таких здания или сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации» в соответствии с ч. 23.4 ст. 15 Федерального закона от 01 декабря 2007 года «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развития города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Просит суд признать за Ляховой Е.В. право на получение компенсации убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка расположенного по адресу: ..., исходя из минимальной площади земельного участка, необходимой для использования (Эксплуатации) объекта недвижимости здания водонасосной литер «А» общей площадью 48 кв.м., принадлежащего ей на праве собственности, изъятого решением Адлерского районного суда города Сочи от 14.07.2010 года в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа за счет средств Государственной корпорации «Олимпстрой». Обязать Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года и Государственную корпорацию по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта определить и выплатить Ляховой Е.В., компенсацию убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка расположенного по адресу: ..., исходя из минимальной площади земельного участка, необходимой для использования (эксплуатации) объекта недвижимости здания водонасосной литер «А» общей площадью 48 кв.м., принадлежащего ей на праве собственности, изъятого решением Адлерского районного суда города Сочи от 14.07.2010 года в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа за счет средств Государственной корпорации «Олимпстрой», в соответствии с требованиями действующего законодательства, исходя из минимальной площади земельного участка, необходимой для использования (эксплуатации) данного объекта недвижимости.

В судебном заседании Ляхова Е.В. и ее представитель настаивали на удовлетворении заявленных исковых требований к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, ГК «Олимпстрой» о признании права на получение компенсации и выплате убытков.

Представитель Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года по доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Ляховой Е.В.

Представитель «ГК Олимпстрой» по доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Ляховой Е.В. о признании права на получение компенсации и выплате убытков.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований Ляховой Е.В. к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, ГК «Олимпстрой» о признании права на получение компенсации и выплате убытков следует отказать по следующим основаниям.

Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является специальным законом, который регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года и развитием города Сочи как горноклиматического курорта, в том числе порядок изъятия земельных участков и/или расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения.

Согласно статье 15 Федерального закона № З10-ФЗ в период с 01 января 2008 года до 01 января 2014 года на территории Краснодарского края допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов.

Российской Федерацией на период с 01 января 2008 года до 01 января 2014 года Краснодарскому краю переданы полномочия по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе полномочия по подготовке и принятию решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, а также по обращению в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения (часть 6 статьи 15 Федерального закона № 310-ФЗ).

Объект недвижимости по адресу попадает в границы размещения олимпийского объекта федерального значения «Центральный стадион вместимостью 40тыс. зрителей (проектные и изыскательские работы, строительство)» что, подтверждается документацией по планировке территории, которая утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 31.12.2009 №649.

Главой администрации (губернатором) Краснодарского края 31.10.2008 издано распоряжение №889-р, согласно которому подлежит изъятию путем выкупа в собственность Российской Федерации для федеральных нужд в целях строительства олимпийского объекта, здание водонасосной литер А, общей площадью 48 кв.м. находящиеся по адресу: ..., принадлежащее на праве собственности Ляховой Е.В.

В соответствии с частью 21 статьи 15 Федерального закона № З10-ФЗ для определения рыночной стоимости земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, а также убытков, подлежащих возмещению правообладателям указанных объектов недвижимого имущества в связи с их изъятием, после принятия решения об изъятии указанных объектов недвижимого имущества администрация Краснодарского края совместно с ГК «Олимпстрой» заключает договор с оценщиком на проведение оценки указанных объектов недвижимого имущества и убытков причиненных таким изъятием.

Оценщик, с которым заключается вышеуказанный договор, определяется ГК «Олимпстрой» путем проведения отбора в порядке, устанавливаемом в соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.10,2007 № 238 «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

Ha основании отчета об оценке от 20.05,2010 № 177/10 подготовленного независимым оценщиком ООО «№», рыночная стоимость здания водонасосной литер А, общей площадью 48 кв.м.. расположенного по адресу ..., принадлежащее на праве собственности Ляховой Е.В. составляет 657 708 рублей.

Решением Адлерского районного суда города Сочи от 14.07.2010 № 2-1871/10 удовлетворены исковые требования Департамента об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа здания. Решение вступило в законную силу.

В соответствии со ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Доводы Ляховой Е.В., о том, что Департамент незаконно отказал ей в компенсации за земельный участок, принадлежащий на праве постоянного (бессрочного) пользования площадью 425 кв.м. на котором, расположено строение водонасосной не могут быть приняты судом во внимание, так как противоречат действующему законодательству.

Земельный кодекс Российской Федерации ограничил круг субъектов, которым земельные участки могут быть предоставлены на праве постоянного (бессрочного пользования), а именно в соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только в случаях, установленных п. 1 ст, 20 Земельного кодекса РФ, в силу которого в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Земельного кодекса РФ гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются

В связи с отсутствием у Ляховой Е.В. прав на земельный участок решение главы администрации (губернатора) Краснодарского края об изъятии земельного участка не принималось и соответствующие требования департаментом не заявлялись.

В случаях, если копии соответствующих правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов не представлены и (или) правообладатели не обеспечили доступ к указанным земельным участкам и (или) расположенным на них иным объектам недвижимого имущества, такие правообладатели несут риски, связанные с оценкой земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов, а также убытков, подлежащих возмещению в связи с их изъятием (ст. 23.1 Федерального закона 310-ФЗ).

Доводы Ляховой Е.В. относительно ссылки на часть 23.4 статьи 15 Федерального закона З10-ФЗ, необоснованны, так как данная норма действует с 03.08.2010 согласно Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта» от 30.07.2010 № 242-ФЗ.

При этом, на момент вынесения решения Адлерского районного суда города Сочи 14.07.2010 года отсутствовало право Ляховой Е.В. на компенсацию убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка расположенного по адресу: ..., исходя из минимальной площади земельного участка, необходимой для использования (эксплуатации) объекта недвижимости здания водонасосной литер А общей площадью 48 кв.м.

При таком положении суд считает, что в удовлетворении исковых требований Ляховой Е.В. к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, ГК «Олимпстрой» о признании права на получение компенсации и выплате убытков надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ляховой Е.В. к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, ГК «Олимпстрой» о признании права на получение компенсации и выплате убытков, - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Адлерский районный суд г. Сочи в течение 10 дней.

Председательствующий – подпись