Дело № 2-1437/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «16» мая 2011 года Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего Машевец С.Ю., при секретаре Тозлян М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Цатурян В.М. к Адлерскому отделу г.Сочи Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании неправомерным отказа от 03.11.2010 года в регистрации права собственности на земельный участок, У С Т А Н О В И Л: Цатурян В.М. действуя через представителя обратился в суд с заявлением о признании неправомерным отказа от 03.11.2010 года за №22/150/2010-150 Адлерского отдела г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю в регистрации права собственности на земельный участок. В обоснование своих требований заявитель указал, что 07.09.2010 года ФИО1, действовавшая по доверенности от Цатурян В.М. обратилась в Адлерский отдел г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ..., кадастровый номер №, предоставленного ей на основании Постановления Главы Кудепстинской сельской администрации Адлерского района города Сочи №502 от 14.12.1994 года. 03.11.2010 года в государственной регистрации заявителю было отказано, по причине того, что представленное постановление от 14.12.1994 года №502 не соответствует нормам законодательства, действовавшим в месте издания такого акта и на момент его издания, в части указания вида права и полномочий лица издавшего акт. Заявитель считает данный отказ незаконным, противоречащим действующему законодательству. Просит обязать Адлерский отдел г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю зарегистрировать за Цатурян В.М. право собственности на земельный участок №, с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м., .... В судебном заседании представитель заявителя – Максименко И.А. на заявленных требованиях настаивала, просила удовлетворить их в полном объеме. Представитель заинтересованного лица Адлерского отдела г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю действующая по доверенности Борисова А.Е. заявленные требования не признала, просила в иске отказать. Представитель администрации Адлерского района города Сочи по доверенности Супрунец Н.В. в судебном заседании заявленные Цатурян В.М. требования поддержала, просила удовлетворить заявленные требования. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Как видно из материалов дела заявитель Цатурян В.М. обратился в Адлерский отдел г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок №, с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м., ... на основании Постановления Главы администрации Кудепстинского сельского округа Адлерского района г.Сочи Краснодарского края от 14.12.1994 года №502. Государственная регистрация права собственности на земельный участок по заявлению Цатурян В.М. была приостановлена, по истечению срока приостановления в связи с не устранением причин препятствующих государственной регистрации было принято решение об отказе в государственной регистрации права гр.Цатурян В.М. на земельный участок №, с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м., ..., мотивированное тем, что представленные документы не соответствуют нормам законодательства, действовавшем в месте издания и на момент издания. Решение Адлерского отдела г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю является законным по следующим основаниям. В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 № 122-ФЗ (далее – Закон о регистрации) при проведении правовой экспертизы представленных документов на орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость, возлагается обязанность проверить законность правовых оснований, в соответствии с которыми производится регистрация прав на недвижимое имущество. В российской правовой системе этот принцип реализуется путем проведения правовой экспертизы представленных на регистрацию документов и проверки законности регистрируемой сделки (п. 1 ст. 13 Закона о регистрации). При проведении правовой экспертизы документов, на основании ст. 13 Закона о регистрации Управлением правомерно установлено нарушение требований ст.ст. 16, 17, 25.2 Закона о регистрации. В соответствии со ст.ст. 16, 17 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании правоустанавливающего документа. Правоустанавливающим документом является документ, устанавливающий наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество. Согласно нормам Закона о регистрации правоустанавливающим должен считаться документ (совокупность документов), который на основании законодательства и нормативных актов, действовавших в период его составления, бесспорно, подтверждает право указанного в нем лица на указанный объект недвижимости и при этом не требует для установления зафиксированного в нем права каких-либо других документов. В соответствии с п. 1 ст. 25.2 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Пунктом 2 ст. 25.2 Закона о регистрации предусмотрены следующие документы: - акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; - акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; - выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); - иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок Любое из вышеуказанных решений о предоставлении земельного участка гражданину (за исключением предоставления во временное пользование), принятое с соблюдением действовавшего на момент его принятия законодательства, может являться основанием для государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок в соответствии с вышеуказанной статьей. Постановлением главы администрации Кудепстинского сельского округа Адлерского района г.Сочи от 14.12.1994 года №502 земельный участок был предоставлен заявителю на праве бессрочного (постоянного) пользования, что не соответствует нормам законодательства, действовавшем в месте издания такого акта на момент его издания. Так, согласно п.4 Указа Президента Российской Федерации от 23.04.1993 года №480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками», земельные участки предоставлялись гражданам на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или аренды. Так же пунктом 2 Постановления Главы администрации Краснодарского края от 24.02.1992 года №114 установлено, что предоставление и закрепление земельных участков в границах первой и второй зон санитарной охраны курортов производить гражданам - в пожизненное наследуемое владение и аренду. Таким образом судом установлено, что в период издания данного постановления в действующем законодательстве отсутствовала норма, устанавливающая право на предоставление земельных участков гражданам на праве постоянного бессрочного пользования, таким образом, Постановление Главы Кудепстинской сельской администрации Адлерского района г.Сочи от 14.12.1994 года №502 не соответствует нормам законодательства, действовавшем в месте издания такого акта на момент его издания, в части указания вида права. Кроме того, правовые основы деятельности сельских администраций в сфере регулирования земельных отношений базировались на положениях ст.23 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 года №1103-1, наделяющий сельский, поселковые Советы народных депутатов право предоставления земельных участков во владение, пользование, а так же передаче их собственность и аренду. В связи с принятием Конституции Российской Федерации, в целях обеспечения прав граждан на землю и в соответствии п.2 и п.3 Указа Президента Российской Федерации от 07.10.1993 года №1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993г. №2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации» были признаны недействующими ряд статей Земельного кодекса РСФСР, в том числе и статьи 7, 23, 32 которыми были определены полномочия сельских советов по предоставлению земельных участков. Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.10.1993 года №1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» так же установлено, что до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации правовое регулирование по отнесенным к компетенции Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации по вопросам земельной реформы, осуществляется Президентом Российской Федерации. Правовое регулирование по названным вопросам осуществляется нормативными актами, издаваемые в форме указов Президента Российской Федерации. На момент вынесения Главой Кудепстинской сельской администрации вышеуказанного постановления отсутствовал Указ Президента РФ наделяющий Глав сельский администраций полномочиями по предоставлению гражданам земельных участков. Также судом было исследовано решение Исполнительного комитета от 20.07.1988 года №350 «О детализации описания границ городской черты г.Сочи в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР 15.11.1977 года №570 «Об установлении городской черты г.Сочи Краснодарского края» в результате чего установлено, что на момент вынесения вышеуказанного постановления Главой Кудепстинской сельской администрации на территории Кудепстинского сельского Совета отсутствовал населенный пункт с наименованием Энергетик-Изумруд. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявленных требований Цатурян В.М. о признании отказа от 03.11.2010 года за №22/150/2010-150 Адлерского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю в регистрации права собственности на земельный участок №, с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м., ... неправомерным -отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Адлерский районный суд в течение десяти дней. Председательствующий: подпись. Машевец С.Ю.