Решение по заявлению Прокурора к Администрации о признании недействит. ненормативного правового акт



К делу № 2 – 1475 / 2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2011 года Адлерский район города Сочи

Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего Машевец С.Ю.

при секретаре Тозлян М.А.,

с участием прокурора Адлерского района города Сочи Магомедова Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Адлерского района города Сочи в интересах Маркаряна Е.А. к Администрации Адлерского района города Сочи, Администрации города Сочи о признании недействительным ненормативного правового акта

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Адлерского района города Сочи обратился в суд с заявлением в интересах Маркаряна Е.А. к Администрации Адлерского района города Сочи, Администрации города Сочи о признании недействительным ненормативного правового акта.

В обоснование требований заявления прокурор Адлерского района города Сочи указал, что Прокуратурой района проведена проверка законности отказа администрацией Адлерского района г. Сочи Маркарян Е.А. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В ходе проверки установлено, что Маркарян Е.А. является инвалидом 2 группы Великой Отечественной войны. С 1996 года проживает в жилом доме ..., общей площадью - 30,9 кв.м., в том числе жилой - 18,3 кв.м. По данному адресу зарегистрировано 2 человека. Суммарная обеспеченность общей площади жилого помещения на одного человека составляет - 15,45 кв.м. Собственником данного дома является сестра Маркаряна Е.А. - ФИО1 (свидетельство о праве на наследство № от 28.03.1994). Права на недвижимое имущество за Маркарян Е.А. по г. Сочи не зарегистрированы. ФИО2 (действующим по доверенности серии № от 23.01.2010) в интересах Маркаряна Е.А. 16.03.2010 на имя главы администрации Адлерского района подано заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Пунктом 1.4 протокола от 30.03.2010 № 3 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Адлерского района города-курорта Сочи, утвержденного распоряжением главы администрации Адлерского района г. Сочи № 112-р от 09.04.2010 года Маркаряну Е.А. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Основанием для отказа Маркаряну Е.А. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении послужила п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. Так, обеспеченность Маркарян Е.А. жилой площадью составляет 15,45 кв.м., что более установленной учетной нормы 10 кв.м. на 1 человека. Распоряжение главы администрации Адлерского района г. Сочи №112-р от 09.04.2010 считает незаконным по следующим основаниям. Так, в ходе проверки установлено, что вышеуказанное жилое помещение не обеспечено инженерными системами. В частности, в доме отсутствует ванная комната и уборная, централизованное газоснабжение в связи с чем, инвалид Великой Отечественной войны лишен возможности и условий для личной гигиены. Факт отсутствия в жилом помещении уборной, ванной комнаты и централизованного газоснабжения также подтверждается техническим паспортом жилого дома, р. 5 выписки из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда от 09.03.2010 № 80, а также рапортом помощника прокурора Адлерского района г. Сочи Мельникова А.В. от 24.03.2011 года о результатах обследования жилищных условий Маркаряна Е.А.. Просил признать недействительным пункт 1.4 протокола от 30.03.2010 года № 3 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Адлерского района г. Сочи, утвержденного распоряжением главы администрации Адлерского района г. Сочи от 09.04.2010 № 112-р «Об утверждении протокола от 30 марта 2010 года № 3 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при
администрации Адлерского района города-курорта Сочи». Признать инвалида Великой Отечественной войны Маркарян Е.А. нуждающимся в жилом помещении по п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Обязать администрацию Адлерского района г. Сочи и администрацию г. Сочи принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ветерана Великой Отечественной войны Маркаряна Е.А.

Представитель прокуратуры Адлерского района города Сочи в интересах Маркаряна Е.А. в зал судебного заседания явился, на требованиях заявления настаивал по основаниям в нем изложенным.  

Заявитель Маркарян Е.А. в зал судебного заседания явился, на требованиях заявления настаивал по основаниям в нем изложенным. 

Представитель Администрации Адлерского района города Сочи, представитель Администрации города Сочи в зал судебного заседания явились, возражали против удовлетворения требований заявления Прокурора Адлерского района города Сочи в интересах Маркаряна Е.А. о признании недействительным ненормативного правового акта.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявление Прокурора Адлерского района города Сочи в интересах Маркаряна Е.А. к Администрации Адлерского района города Сочи, Администрации города Сочи о признании недействительным ненормативного правового акта подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Материалами дела установлено:

В Администрацию Адлерского внутригородского района города Сочи обратился ФИО2 (действующий по доверенности серии № от 23.01.2010 г.) в интересах Маркаряна Е.А. с заявлением о включении в список  "Инвалиды ВОВ и члены семей погибших", составом семьи – 1 человек.

Маркарян Е.А., **.**.**** года рождения, является инвалидом 2 группы Великой Отечественной войны, согласно удостоверению серии № от 03.08.2004 года, имеет права на льготы и преимущества, установленные ст. 14 ФЗ "О ветеранах".

Маркарян Е.А. с 1996 года проживает в жилом доме ..., общей площадью - 30,9 кв.м., в том числе жилой - 18,3 кв.м. По данному адресу зарегистрировано 2 человека. Собственником данного дома является сестра Маркаряна Е.А. – ФИО1 (свидетельство о праве на наследство Н-93 от **.**.****).

Суммарная обеспеченность общей площади жилого помещения на одного человека составляет - 15,45 кв.м.

Права на недвижимое имущество за Маркаряном Е.А. по г. Сочи не зарегистрированы, что подтверждается справкой филиала ГУП КК "Крайтехинвентаризация" от 02.02.2010 года № 979, сообщением об отказе в предоставлении запрашиваемой информации от 26 января 2010 года 22/014/2010-382.

В соответствии с п. 1.4. протокола от 30 марта 2010 года № 3 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Адлерского района города-курорта Сочи, утвержденного Распоряжением Главы Администрации Адлерского района города-курорта Сочи от 09.04.2010 года № 112-р Маркаряну Е.А. в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказано во включении в список "Инвалиды ВОВ и члены семей погибших".

Однако п. 1.4. протокола от 30 марта 2010 года № 3 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Адлерского района города-курорта Сочи, утвержденного Распоряжением Главы Администрации Адлерского района города-курорта Сочи от 09.04.2010 года № 112-р не может быть признан судом законным по следующим основаниям

Согласно данным технического паспорта филиала ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по г. Сочи жилой дом по адресу: ... состоит из двух жилых, одного подсобного помещений, кухни. Таким образом, в указанном жилом доме отсутствуют ванная комната и уборная. Кроме того, он не оснащен центральным газоснабжением.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

            В силу п. 12 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

            Жилое помещение - жилой дом по адресу: ... - является неблагоустроенным.

            Таким образом, Маркарян Е.А., **.**.**** года рождения, инвалид 2 группы Великой Отечественной войны проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Поскольку Маркарян Е.А., **.**.**** года рождения, является инвалидом 2 группы Великой Отечественной войны, он имеет права на льготы, установленные ст. 14 ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

Таким образом, п. 1.4. протокола от 30 марта 2010 года № 3 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Адлерского района города-курорта Сочи, утвержденного Распоряжением Главы Администрации Адлерского района города-курорта Сочи от 09.04.2010 года № 112-р не соответствует требованиям жилищного законодательства.

Администрацией Адлерского района г. Сочи при утверждении п. 1.4. протокола от 30 марта 2010 года № 3 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Адлерского района города-курорта Сочи в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Маркаряна Е.А. и включении его в список "Инвалиды ВОВ и члены семей погибших" были нарушены права Маркаряна Е.А.

В соответствии со ст. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании исследования и оценки в совокупности представленных доказательств, суд удовлетворяет требования заявления Прокурора Адлерского района города Сочи в интересах Маркаряна Е.А. к Администрации Адлерского района города Сочи, Администрации города Сочи о признании недействительным ненормативного правового акта.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования заявления Прокурора Адлерского района города Сочи в интересах Маркаряна Е.А. к Администрации Адлерского района города Сочи, Администрации города Сочи о признании недействительным ненормативного правового акта – удовлетворить.

Признать недействительным пункт 1.4 протокола от 30.03.2010 года № 3 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Адлерского района г. Сочи, утвержденного распоряжением главы администрации Адлерского района г. Сочи от 09.04.2010 № 112-р «Об утверждении протокола от 30 марта 2010 года № 3 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Адлерского района города-курорта Сочи».

Признать инвалида Великой Отечественной войны Маркарян Е.А. нуждающимся в жилом помещении по п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Обязать администрацию Адлерского района г. Сочи и администрацию г. Сочи принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ветерана Великой Отечественной войны Маркаряна Е.А. и включить в список "Инвалиды ВОВ и члены семей погибших".

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд г. Сочи в течение 10 дней.

Председательствующий:                         подпись. С.Ю. Машевец