№2-1663/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 мая 2011 года г.Сочи Адлерский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего – судьи Язвенко Р.В., при секретаре – Пузеевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Яхиной М.А., Теймуразяну А.Ю. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд недвижимого имущества путем выкупа и по встречному иску Яхиной М.А., Теймуразяна А.Ю. об изъятии путем предоставления взамен жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года обратился в Адлерский районный суд г. Сочи с иском к Яхиной М.А., Теймуразяну А.Ю. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд недвижимого имущества. В обоснование исковых требований Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года указал, что в соответствии с пунктом 1 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.11.2010 № 1214-р принято решение об изъятии для федеральных нужд путем выкупа объектов недвижимого имущества, находящихся по адресу: ..., расположенных на земельном участке (земли населенных пунктов) с кадастровым номером № площадью 465 кв. м, расположенном: ..., принадлежащих на праве общей долевой собственности гражданам ФИО1, Теймуразяну А.Ю. и Яхиной М.А.. Объекты недвижимости по указанному адресу попадают в границы размещения олимпийского объекта федерального значения «Комплекс зданий и сооружений для размещения Олимпийской семьи и Международного Паралимпийского комитета с уровнем сервисного обслуживания 4 звезды (на 1000 апартаментов), Имеретинская низменность (проектные и изыскательские работы, строительство)» в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.01.2010 № 6 "Об утверждении проекта межевания территории для размещения объекта «Комплекс зданий и сооружений для размещения Олимпийской семьи и Международного Паралимпийского комитета с уровнем сервисного обслуживания 4 звезды (на 1000 апартаментов), Имеретинская низменность (проектные и изыскательские работы, строительство)». Согласно пункту 19 Программы строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991 (в редакции постановления Правительства РФ от 21.03.2011 № 180), ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является общество с ограниченной ответственностью «РогСибАл». Согласно пункта 6 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 310-ФЗ) Российская Федерация с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе следующие полномочия: подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; обращение в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения. Согласно пункту 3.21 положения о Департаменте департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее – Департамент) обращается в суд, арбитражный суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального и краевого значения и развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам. В соответствии с требованиями пункта 18 статьи 15 Закона № 310-ФЗ Департамент направил гражданам Яхиной М.А. и Теймуразяну А.Ю. уведомления от 16.11.2010 № 81-14408/10-05.1 о принятом решении об изъятии объекта недвижимого имущества. Факт принадлежности гражданке Яхиной М.А. на праве общей долевой собственности (24/100 доли в праве) объекта недвижимого имущества – жилого дома общей площадью 54, 3 кв.м, расположенного по адресу: ..., подтверждается выпиской из ЕГРП от 02.12.2010 №. Факт принадлежности гражданину Теймуразяну А.Ю. на праве общей долевой собственности (29/100 долей в праве) объекта недвижимого имущества – жилого дома общей площадью 54, 3 кв.м, расположенного по адресу: ..., подтверждается выпиской из ЕГРП от 02.12.2010 №. На основании пункта 21 статьи 15 Закона № 310-ФЗ ООО «...» проведена оценка рыночной стоимости жилого дома общей площадью 54,3 кв.м, расположенного по адресу: ..., принадлежащего на праве общей долевой собственности гражданам ФИО1, Теймуразяну А.Ю. и Яхиной М.А., а также размера подлежащих возмещению в связи с изъятием убытков. Согласно отчету об оценке от 24.12.2010 № 1228-2010, подготовленному ООО «...»: - рыночная стоимость 24/100 долей Яхиной М.А. на объект недвижимого имущества – жилой дом общей площадью 54,3 кв.м, расположенный по адресу: ..., составляет 181 104 (сто восемьдесят одна тысяча сто четыре) рубля; - величина убытков, причиненных Яхиной М.А. изъятием, составляет 1 122 365 (один миллион сто двадцать две тысячи триста шестьдесят пять) рублей. С учетом изложенного, Департаментом подготовлен проект соглашения в связи с изъятием объекта недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта федерального значения с Яхиной М.А., пунктом 2 статьи 2 которого предусмотрена выплата Яхиной М.А. денежных средств в размере 1 303 469 (один миллион триста три тысячи четыреста шестьдесят девять) рублей (181 104 + 1 122 365). Согласно указанному отчету об оценке от 24.12.2010 № 1228-2010, подготовленному ООО «...»: - рыночная стоимость 29/100 долей Теймуразяна А.Ю. на объект недвижимого имущества – жилой дом общей площадью 54, 3 кв.м, расположенный по адресу: ..., составляет 219 813 (двести девятнадцать тысяч восемьсот тринадцать) рублей; - величина убытков, причиненных Теймуразяну А.Ю. изъятием, составляет 1 366 406 (один миллион триста шестьдесят шесть тысяч четыреста шесть) рублей. С учетом изложенного, Департаментом подготовлен проект соглашения в связи с изъятием объекта недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта федерального значения с Теймуразяном А.Ю., пунктом 2 статьи 2 которого предусмотрена выплата Теймуразяну А.Ю. денежных средств в размере 1 586 219 (один миллион пятьсот восемьдесят шесть тысяч двести девятнадцать) рублей (219 813 + 1 366 406). Проекты соглашений для ознакомления и последующего принятия решения вручены 14.02.2011 лично правообладателям Яхиной М.А. и Теймуразяну А.Ю., что подтверждается их собственноручными подписями в протоколах вручения проектов соглашений. В связи с отказом ответчиков от подписания предложенного варианта соглашения в связи с изъятием Департамент обратился в суд с требованием об изъятии путем выкупа недвижимого имущества принадлежащего Яхиной М. А., Теймуразяну А.Ю. с выплатой денежной суммы в размере рыночной стоимости принадлежащего им изымаемого недвижимого имущества, а также суммы убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием. В судебном заседании представитель Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года Кравченко О.Ю. настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований, при этом пояснил, что не возражает против удовлетворения судом встречных исковых требований, так как они направлены на реализацию гражданами права на выбор вида компенсации за изымаемое недвижимое имущество и не препятствуют в целом процедуре изъятия для недвижимого имущества для федеральных нужд. Ответчики Яхина М.А., Теймуразян А.Ю. в судебном заседании не возражали против удовлетворения требований Департамента в части изъятия для федеральных нужд недвижимого имущества, однако возражали против формы предлагаемой Департаментом компенсации – в виде денежного возмещения, обратились в суд с встречными исковыми требованиями, в которых просят произвести изъятие принадлежащего недвижимого имущества путем предоставления взамен изымаемого недвижимого имущества - жилого помещения в соответствии с минимальными нормами предоставления жилых помещений без выплаты разницы между рыночной стоимостью изымаемого и предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества, с выплатой убытков, связанных с изъятием незарегистрированного земельного участка. В судебном заседании представитель ГК «Олимпстрой» Николаева З.В., поддержала позицию Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, пояснила, что с учетом отсутствия у ответчиков зарегистрированного права на земельный участок, на котором расположено принадлежащее им на праве долевой собственности домовладение, ГК «Олимпстрой» возражает против предоставления взамен земельного участка с расположенным на нем жилым домом на праве долевой собственности, считая возможным только предоставление взамен жилых помещений в многоквартирном жилом доме. Пояснила, что для ответчиков зарезервированы жилые помещения в строящемся многоквартирном жилом доме в микрорайоне .... При этом, считает, что указанные жилые помещения должны предоставляться ответчикам в общую долевую собственность. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Яхиной М.А., Теймуразян А.Ю. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд недвижимого имущества подлежат частичному удовлетворению, встречные требования Яхиной М.А., Теймуразян А.Ю. об изъятии путем предоставления взамен изымаемого недвижимого имущества без выплаты разницы между стоимостью изымаемого и предоставляемого недвижимого имущества, с выплатой убытков, связанных с изъятием незарегистрированного земельного участка, подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, в соответствии с пунктом 1 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.11.2010 № 1214-р принято решение об изъятии для федеральных нужд путем выкупа объектов недвижимого имущества, находящихся по адресу: ..., расположенных на земельном участке (земли населенных пунктов) с кадастровым номером № площадью 465 кв. м, расположенном: ..., принадлежащих на праве общей долевой собственности гражданам ФИО1, Теймуразяну А.Ю. и Яхиной М.А.. Объекты недвижимости по указанному адресу попадают в границы размещения олимпийского объекта федерального значения «Комплекс зданий и сооружений для размещения Олимпийской семьи и Международного Паралимпийского комитета с уровнем сервисного обслуживания 4 звезды (на 1000 апартаментов), Имеретинская низменность (проектные и изыскательские работы, строительство)» в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.01.2010 № 6 "Об утверждении проекта межевания территории для размещения объекта «Комплекс зданий и сооружений для размещения Олимпийской семьи и Международного Паралимпийского комитета с уровнем сервисного обслуживания 4 звезды (на 1000 апартаментов), Имеретинская низменность (проектные и изыскательские работы, строительство)». Согласно пункту 19 Программы строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991 (в редакции постановления Правительства РФ от 21.03.2011 № 180), ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является общество с ограниченной ответственностью «РогСибАл». Согласно пункта 6 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 310-ФЗ) Российская Федерация с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе следующие полномочия: подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; обращение в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения. Согласно пункту 3.21 положения о Департаменте департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее – Департамент) обращается в суд, арбитражный суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального и краевого значения и развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам. В соответствии с требованиями пункта 18 статьи 15 Закона № 310-ФЗ Департамент направил гражданам Яхиной М.А. и Теймуразяну А.Ю. уведомления от 16.11.2010 № 81-14408/10-05.1 о принятом решении об изъятии объекта недвижимого имущества. Факт принадлежности гражданке Яхиной М.А. на праве общей долевой собственности (24/100 доли в праве) объекта недвижимого имущества – жилого дома общей площадью 54,3 кв.м, расположенного по адресу: ..., подтверждается выпиской из ЕГРП от 02.12.2010 №. Факт принадлежности гражданину Теймуразяну А.Ю. на праве общей долевой собственности (29/100 долей в праве) объекта недвижимого имущества – жилого дома общей площадью 54,3 кв.м, расположенного по адресу: ..., подтверждается выпиской из ЕГРП от 02.12.2010 №. На основании пункта 21 статьи 15 Закона № 310-ФЗ ООО «...» проведена оценка рыночной стоимости жилого дома общей площадью 54,3 кв.м, расположенного по адресу: ..., принадлежащего на праве общей долевой собственности гражданам ФИО1, Теймуразяну А.Ю. и Яхиной М.А., а также размера подлежащих возмещению в связи с изъятием убытков. Департаментом подготовлен проект соглашения в связи с изъятием объекта недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта федерального значения с Яхиной М.А., Теймуразян А.Ю. которым предусмотрена выплата гражданам выкупной цены изымаемого недвижимого имущества. Проекты соглашений для ознакомления и последующего принятия решения вручены 14.02.2011 лично правообладателям Яхиной М.А. и Теймуразяну А.Ю., что подтверждается их собственноручными подписями в протоколах вручения проектов соглашений. Удовлетворяя встречные требования Яхиной М.А., Теймуразян А.Ю. о предоставлении взамен изымаемого имущества жилых помещений, суд исходит из совокупности следующих обстоятельств. Как установлено судом, ответчики не отказывались от предоставления взамен изымаемого недвижимого имущества жилых помещений, не требовали предоставления взамен изымаемого имущества денежной компенсации, однако представленный Департаментом для подписания проект соглашения содержит условия изъятия в виде денежного возмещения. Согласно ч.24.1 ст. 15 Закона №310-ФЗ в случае невозможности подготовки администрацией Краснодарского края проекта соглашения заключаемого в связи с изъятием недвижимого имущества, в связи с отказом гражданина от выражения волеизъявления или невыражением намерения в отношении вида возмещения за изымаемые земельный участок и расположенные на нем индивидуальный жилой дом, жилое помещение в многоквартирном доме администрация Краснодарского края подготавливает проект соглашения, предусматривающего условие о предоставлении гражданину земельного участка и расположенных на нем индивидуального жилого дома, жилого помещения в жилом доме блокированной застройки или жилого помещения в многоквартирном доме взамен изымаемых, и предоставляет гражданину возможность ознакомиться с ним. Указанная норма обеспечивает механизм реализации закрепленного ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации права гражданина на жилище, применительно к изъятию для государственных нужд недвижимого имущества в виде индивидуального жилого дома, а также жилых помещений в многоквартирном доме, направлена на защиту жилищных прав граждан при изъятии имущества. В связи с этим суд считает исковые требования Яхиной М.А., Теймуразян А.Ю., основанными на Законе, обоснованными, направленными на реализацию закрепленного Конституцией Российской Федерации права гражданина на получение равноценного возмещения в связи с изъятием недвижимого имущества для государственных нужд, а также на реализацию права на жилище. Определяя размер жилых помещений, подлежащий предоставлению Яхиной М.А. и Теймуразян А.Ю. взамен изымаемого, суд исходит из следующего. Яхиной М.А. принадлежит 24/100 долей жилого дома общей площадью 54,3 кв.м, расположенного по адресу: ..., что соответствует 13 кв.м. жилого помещения. Теймуразян А.Ю. принадлежит 29/100 долей жилого дома общей площадью 54,3 кв.м, расположенного по адресу: ..., что соответствует 15,7 кв.м. жилого помещения. Согласно техническому паспорту жилого дома по ... вся площадь жилого дома, принадлежащая Яхиной М.А. и Теймуразян А.Ю. является жилой. Согласно ч. 1.4.1 ст. 15.1 Закона №310-ФЗ основании соглашения, заключенного в соответствии с частью 25 статьи 15 настоящего Федерального закона, гражданам взамен изымаемых жилых помещений в многоквартирных домах, площадь которых меньше установленных норм предоставления площади жилых помещений, могут быть предоставлены объекты недвижимого имущества (право требования), площадь которых не менее минимально установленных норм предоставления площади жилых помещений. Согласно решения Городского Собрания Сочи от 24.06.2010 №51 (в ред. решений Городского Собрания Сочи от 28.10.2010 №, от 27.01.2011 №7) норма предоставления общей площади жилого помещения установлена в городе Сочи в размере 33 кв.м. для одиноко проживающего гражданина. Соответственно Яхиной М.А. подлежит предоставлению жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м., Теймуразян А.Ю. подлежит предоставлению жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м., в соответствии с ч.1.4.1. ст. 15.1 Закона №310-ФЗ как гражданам, площадь изымаемых помещений у которых менее установленных норм предоставления жилых помещений. Согласно установленного частью 1.5. статьи 15.1 Закона №310-ФЗ правила, разница между рыночной стоимостью изымаемого имущества и рыночной стоимостью имущества, предоставляемого гражданам взамен изымаемого в соответствии с частями 1.2 - 1.4.1 статьи 15.1 Закона № 310-ФЗ возмещению не подлежит. Исследуя вопрос о предоставлении взамен жилых помещений в общую долевую собственность суд не находит оснований для такого варианта предоставления взамен изымаемого в данном случае жилого помещения. Правило закрепленное в части 1.4.1. статьи 15.1 Закона №310-ФЗ, регламентирует порядок предоставления жилых помещений в общую долевую собственность в случае, если подлежащие изъятию жилые помещения в многоквартирных домах находятся в общей долевой собственности граждан и у одного или нескольких из указанных граждан площадь жилого помещения, соразмерная их долям в общей долевой собственности, менее шести квадратных метров жилой площади на одного проживающего, следовательно, в рассматриваемом случае указанное правило не может быть применено, так как размер изымаемой жилой площади соразмерный долям Яхиной М.А. и Теймуразян А.Ю. более шести квадратных метров жилой площади. Кроме того, Закон №310-ФЗ не содержит запрета на предоставление гражданам взамен изымаемых жилых помещений, площадь которых меньше установленных норм предоставления площади жилых помещений - объектов недвижимого имущества (право требования), площадь которых не менее минимально установленных норм предоставления площади жилых помещений, без учета нахождения в общей долевой собственности изымаемых жилых помещений. В силу общеправового принципа все неустранимые сомнения, противоречия и неясности нормативных актов законодательства должны трактоваться в пользу граждан. Ограничение прав граждан в целях недопущения возможности злоупотребления ими правами противоречит действующему законодательству, поскольку гражданское законодательство основано на принципе презумпции добросовестности участников гражданского оборота (п.3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации). Суд, при исследовании вопроса о размере убытков, подлежащих возмещению Яхиной М.А., Теймуразян А.Ю. в связи с изъятием недвижимого имущества, считает подлежащими возмещению правообладателям убытков, связанных с перебазированием, с арендой временного жилья (в случае необходимости), с уплатой государственной пошлины, а также убытки, связанные с изъятием незарегистрированного земельного участка в соответствии с частью 23.4 статьи 15 Закона № 310-ФЗ, определенные на основании отчета об оценке. В соответствии с п. 33 ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, подлежит немедленному исполнению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Яхиной М.А., Теймуразян А.Ю. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд недвижимого имущества и встречные исковые требования Яхиной М.А., Теймуразян А.Ю. об изъятии путем предоставления взамен жилого помещения без выплаты разницы между рыночной стоимостью изымаемого и предоставляемого недвижимого имущества, с возмещением убытков – удовлетворить. Обязать Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года и ГК «Олимпстрой» заключить с Яхиной М.А. соглашение в связи с изъятием 24/100 долей жилого дома общей площадью 54,3 кв.м, расположенного по адресу: ..., предусматривающее предоставление взамен изымаемого недвижимого имущества – жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. без выплаты разницы между рыночной стоимостью изымаемого имущества и рыночной стоимостью имущества, предоставляемого взамен изымаемого, с возмещением Яхиной М.А. убытков, связанных с перебазированием, с арендой временного жилья, с уплатой государственной пошлины, а также убытков, связанных с изъятием незарегистрированного земельного участка. Обязать Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года и ГК «Олимпстрой» заключить с Теймуразян А.Ю. соглашение в связи с изъятием 29/100 долей жилого дома общей площадью 54,3 кв.м, расположенного по адресу: ..., предусматривающее предоставление взамен изымаемого недвижимого имущества – жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. без выплаты разницы между рыночной стоимостью изымаемого имущества и рыночной стоимостью имущества, предоставляемого взамен изымаемого, с возмещением Теймуразян А.Ю. убытков, связанных с перебазированием, с арендой временного жилья, с уплатой государственной пошлины, а также убытков, связанных с изъятием незарегистрированного земельного участка. В соответствии с п. 33 ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решение в части изъятия объекта недвижимого имущества обратить к немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Адлерский районный суд г. Сочи в течение 10 дней. Председательствующий: /подпись/ Язвенко Р.В.