К делу № 2-1685/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 29 июля 2011 года Адлерский районный суд г. Сочи в составе: председательствующего – судьи Филонова Ю.Л., при секретаре – Авдеевой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мосензонова В.А. об оспаривании действий администрации Адлерского района г. Сочи, УСТАНОВИЛ: Мосензонов В.А. обратился в Адлерский районный суд г. Сочи с заявлением об оспаривании действий администрации Адлерского района г. Сочи, указав, что постановлением Главы Администрации Адлерского района г. Сочи от 30.10.2008 года № 699 «Об утверждении проекта границ земельного участка <адрес>» утвержден проект границ земельного участка, сформированного из земельного участка ранее поставленного на государственный кадастровый учет с кадастровым номером № из земель государственной собственности. В соответствии с условиями данного постановления по заявке Мосензонова В.А. лицензированной организацией было выполнено межевое дело и установлены границы земельного участка на местности. По его обращению территориальный отдел по городу - курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю поставил указанный земельный участок на государственный кадастровый учет. Не позднее двух дет с момента принятия указанного постановления Мосензонов В.А. обратился в администрацию Адлерского района г. Сочи по вопросу дальнейшего оформления земельного участка, выполнив все установленные п. 2 постановления условия. Однако вместо решения о предоставлении в собственность части земельного участка площадью 285 кв.м. от общей площади сформированного участка равной 985 кв.м. (из которых 700 кв.м. у заявителя в собственности) он получил предложение оформить отдельно 285 кв.м., что ниже установленной законом нормы предоставления (не ниже 300 кв.м.) и зарегистрировать на него отдельно право муниципальной собственности, что противоречит самому постановлению № 699 от 30.10.2008 года. Как следует из текста самого постановления доотводимый участок площадью 285 кв.м. по заключению Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи от 23.04.2008 года № А/89г-08 не может быть сформирован как самостоятельный, а только для организации противооползневых мероприятий необходимых для устранения неудобств в использовании правомерного земельного участка № площадью 700 кв.м. Считает действия администрации Адлерского района г. Сочи неправомерными и просит суд обязать администрацию Адлерского района города Сочи предоставить Мосензонову В.А. в собственность за плату часть земельного участка площадью 285 кв.м. из земельного участка общей площадью 985 кв.м. с кадастровым номером № расположенного по <адрес>, на землях населенных пунктов, во второй зоне санитарной охраны курорта, с целевым назначением для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства. В судебном заседании Мосензонов В.А. поддержал заявленные требования и просил удовлетворить его заявление. Представитель администрации Адлерского района г. Сочи в судебное заседание явился, просил суд рассмотреть дело в соответствии с действующим законодательством. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Постановлением Главы Администрации Адлерского района г. Сочи от 30.10.2008 года № 699 «Об утверждении проекта границ земельного участка <адрес>» утвержден проект границ земельного участка, сформированного из земельного участка ранее поставленного на государственный кадастровый учет с кадастровым номером № из земель государственной собственности. В соответствии с условиями данного постановления по заявке Мосензонова В.А. лицензированной организацией было выполнено межевое дело и установлены границы земельного участка на местности. По обращению Мосензонова В.А. территориальный отдел по городу - курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю поставил указанный земельный участок на государственный кадастровый учет. В соответствии с п. 2.3 указанного постановления не позднее двух лет с момента принятия указанного постановления Мосензонов В.А. обратился в администрацию Адлерского района г. Сочи по вопросу дальнейшего оформления земельного участка. Однако вместо решения о предоставлении в собственность части земельного участка площадью 285 кв.м. от общей площади сформированного участка равной 985 кв.м., из которых 700 кв.м. у заявителя в собственности, он получил предложение оформить отдельно 285 кв.м., что ниже установленной законом нормы предоставления (не ниже 300 кв.м.) и зарегистрировать на него отдельно право муниципальной собственности, что противоречит самому постановлению № 699 от 30.10.2008 года. В соответствии с ч. 1, 2 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Согласно ч. 1, 5, 6 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Однако в установленный законом срок администрацией Адлерского района города Сочи не принято решение о предоставлении за плату испрашиваемого земельного участка на праве собственности заявителю. Согласно Приказа Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения" к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются следующие документы: 1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; 2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц); 3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); 4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке); 5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 6) кадастровый паспорт земельного участка; 7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством. Таким образом, требование муниципального органа о представлении заявителем дополнительных документов не соответствует положениям пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом судом учитывается, что в соответствии с ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: - изъятия земельных участков из оборота; - установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; - резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. В силу положений ст. 217 ГК РФ, ст. 28, 29, 36 ЗК РФ заключение договора по предоставлению земельного участка в собственность или в аренду граждан или юридических лиц для исполнительных органов муниципальных образований является обязательным. При таких обстоятельствах действия администрации Адлерского района г. Сочи нельзя признать законными и обоснованными, а поэтому заявление Мосензонова В.А. признается судом обоснованным и подлежащим удовлетворению. Как указано в ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать заявление Мосензонова В.А. об оспаривании действий администрации Адлерского района г. Сочи, - обоснованным. Обязать администрацию Адлерского района города Сочи предоставить Мосензонову В.А. без регистрации права муниципальной собственности в собственность часть земельного участка площадью 285 кв.м. из земельного участка общей площадью 985 кв.м. с кадастровым номером № расположенного по <адрес>, на землях населенных пунктов, во второй зоне санитарной охраны курорта, с целевым назначением для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства. Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Адлерский районный суд г. Сочи в течение 10 дней. Председательствующий – подпись.