К делу №2-2698/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Адлерский район города Сочи 11 августа 2011 года Адлерский районный суд г.Сочи в составе: председательствующего Надрага В.Л. при секретаре Шуликиной Ю.В., с участием помощника прокурора г.Сочи Окунева С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ООО УК «Автотранспортник» о признании бездействий незаконными, УСТАНОВИЛ: Первый заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор г. Сочи обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО УК «Автотранспортник» о признании бездействий незаконными. В обоснование своих исковых требований истец указал, что прокуратурой города Сочи совместно со службой в г. Сочи Управления ФСБ Российской Федерации по Краснодарскому краю проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения антитеррористической безопасности на объектах транспортной инфраструктуры. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, зашита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Частью 2 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» предусмотрено, что к основным задачам обеспечения транспортной безопасности относятся: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», в число основных принципов противодействия терроризму входят: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма. В ходе проведенной в феврале 2011 года проверки ООО «Автотранспортник» по адресу: г. Сочи, ул. Авиационная, 3 А, выявлены нарушения требований безопасности при эксплуатации данного объекта транспортной инфраструктуры. Так, в нарушение подпункта 3 пункта 4 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», зарегистрированного в Минюсте РФ за № 16708, отсутствует приказ о назначении должностного лица, отвечающего за обеспечение транспортной безопасности. Кроме того, в нарушение ст.ст. 5, 6, 9 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» в ООО «Автотранспортник» не проведена оценка уязвимости объекта, не проведено категорирование объекта, отсутствует план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (дал ее - План). Согласно п. 5 Порядка, План разрабатывается отдельно для каждого объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства. Для транспортных средств, используемых одним субъектом транспортной инфраструктуры, у которых идентичны конструктивные, технические и технологические элементы и категория, допускается разработка Плана для группы транспортных средств. Пунктом 6 Порядка определено, что План представляется в компетентный орган в трех экземплярах: первый и второй экземпляры на бумажном, третий на электронном носителе. Решение об утверждении Плана либо об отказе в его утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней. Решение оформляется в виде заключения и утверждается руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом). В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности, являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры. 11.02.2011 прокуратурой города Сочи в адрес директора ООО «Автотранспортник» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере обеспечения антитеррористической безопасности на объектах транспортной инфраструктуры. Однако в настоящее время, по истечении более чем трех месяцев ООО «Автотранспортник» План не разработан и не утвержден. Более того, в ходе проведенной 22.06,2011 прокуратурой города Сочи совместно со службой в г. Сочи УФСБ России по Краснодарскому краю проверки антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры г.Сочи, установлено, что ООО «Автотранспортник» не соблюдаются требования антитеррористической защищенности. Так, сотрудниками службы в г. Сочи УФСБ России по Краснодарскому краю 22.06.2011 при проверке ООО «Автотранспортник» (г. Сочи, ул. Авиационная, ЗА) установлено, что для входа на предприятие имеются две проходные с работниками охраны данного предприятия и отдельно находящиеся открытые неохраняемые ворота. В ходе проведенного эксперимента сотрудник службы в г. Сочи УФСБ России по Краснодарскому краю беспрепятственно проник на территорию предприятия через указанные ворота, где осуществил закладку муляжа взрывного устройства в автобус «ПАЗ» г/н №, находившийся на стоянке предприятия. В течение 20 минут муляж не был обнаружен. Таким образом, требования антитеррористической защищенности не выполняются. Установлено, что на предприятии имеется система видеонаблюдения территории, однако в постоянном режиме производимое видеонаблюдение не отслеживается. Кроме того, на предприятии не разработан и не утвержден антитеррористический паспорт объекта, охрана территории предприятия осуществляется работниками предприятия, не имеющими соответствующей квалификации охранника. В соответствии с п. 37 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537, основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются, в том числе, деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на уничтожение предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ; сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности. Пунктом 40 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года определено, что в целях обеспечения государственной и общественной безопасности: реализуется Национальный план противодействия коррупции, развивается система выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности, включая международный и национальный терроризм; укрепляется режим безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного, химического и атомно- энергетического комплексов страны, а также объектов жизнеобеспечения населения; повышается социальная ответственность органов обеспечения государственной и общественной безопасности. Согласно ст.ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, охрану здоровья. Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека. Поддержание его долголетней, активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Охрана жизни и здоровья граждан, их безопасности, является одной из важнейших функций государства. Деятельность ООО «Автотранспортник» по эксплуатации указанного объекта транспортной инфраструктуры связана с обслуживанием и обеспечением безопасности большого и постоянно меняющегося, то есть неопределенного круга лиц, в связи, с чем Сочинский автовокзал является объектом террористической устремленности. Согласно статье 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к обязанностям организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относятся: планирование и осуществление необходимых мер в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечение создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществление обучения работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях. Статьей 2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЭ «О безопасности» определено, что к основным принципам обеспечения безопасности в Российской Федерации относится приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности. В то же время, указанные выше нарушения в ООО «Автотранспортник» противоречат основным принципам противодействия терроризму, установленным федеральным законодательством, а также требованиями Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федерального закона от 28.12.2010 № 390-Ф3 «О безопасности», не способствуют обеспечению безопасности при эксплуатации объекта транспортной безопасности и создают предпосылки к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц. В судебном заседании помощник прокурора г.Сочи поддержал исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить. Представитель ответчика ООО «Автотранспортник» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен, причин неявки не сообщил. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ. Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Часть 1 статьи 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Как установлено в судебном заседании прокуратурой города Сочи совместно со службой в г. Сочи Управления ФСБ Российской Федерации по Краснодарскому краю проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения антитеррористической безопасности на объектах транспортной инфраструктуры. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, зашита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Частью 2 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» предусмотрено, что к основным задачам обеспечения транспортной безопасности относятся: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», в число основных принципов противодействия терроризму входят: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма. В ходе проведенной в феврале 2011 года проверки ООО «Автотранспортник» по адресу: г. Сочи, ул. Авиационная, 3 А, выявлены нарушения требований безопасности при эксплуатации данного объекта транспортной инфраструктуры. Так, в нарушение подпункта 3 пункта 4 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», зарегистрированного в Минюсте РФ за № 16708, отсутствует приказ о назначении должностного лица, отвечающего за обеспечение транспортной безопасности. Кроме того, в нарушение ст.ст. 5, 6, 9 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» в ООО «Автотранспортник» не проведена оценка уязвимости объекта, не проведено категорирование объекта, отсутствует план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (дал ее - План). Согласно п. 5 Порядка, План разрабатывается отдельно для каждого объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства. Для транспортных средств, используемых одним субъектом транспортной инфраструктуры, у которых идентичны конструктивные, технические и технологические элементы и категория, допускается разработка Плана для группы транспортных средств. Пунктом 6 Порядка определено, что План представляется в компетентный орган в трех экземплярах: первый и второй экземпляры на бумажном, третий на электронном носителе. Решение об утверждении Плана либо об отказе в его утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней. Решение оформляется в виде заключения и утверждается руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом). В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности, являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры. 11.02.2011 прокуратурой города Сочи в адрес директора ООО «Автотранспортник» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере обеспечения антитеррористической безопасности на объектах транспортной инфраструктуры. Однако в настоящее время, по истечении более чем трех месяцев ООО «Автотранспортник» План не разработан и не утвержден. Более того, в ходе проведенной 22.06,2011 прокуратурой города Сочи совместно со службой в г. Сочи УФСБ России по Краснодарскому краю проверки антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры г.Сочи, установлено, что ООО «Автотранспортник» не соблюдаются требования антитеррористической защищенности. Так, сотрудниками службы в г. Сочи УФСБ России по Краснодарскому краю 22.06.2012 при проверке ООО «Автотранспортник» (г. Сочи, ул. Авиационная, ЗА) установлено, что для входа на предприятие имеются две проходные с работниками охраны данного предприятия и отдельно находящиеся открытые неохраняемые ворота. В ходе проведенного эксперимента сотрудник службы в г. Сочи УФСБ России по Краснодарскому краю беспрепятственно проник на территорию предприятия через указанные ворота, где осуществил закладку муляжа взрывного устройства в автобус «ПАЗ» г/н №, находившийся на стоянке предприятия. В течение 20 минут муляж не был обнаружен. Таким образом, требования антитеррористической защищенности не выполняются. Установлено, что на предприятии имеется система видеонаблюдения территории, однако в постоянном режиме производимое видеонаблюдение не отслеживается. Кроме того, на предприятии не разработан и не утвержден антитеррористический паспорт объекта, охрана территории предприятия осуществляется работниками предприятия, не имеющими соответствующей квалификации охранника. В соответствии с п. 37 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537, основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются, в том числе, деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на уничтожение предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ; сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности. Пунктом 40 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года определено, что в целях обеспечения государственной и общественной безопасности: реализуется Национальный план противодействия коррупции, развивается система выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности, включая международный и национальный терроризм; укрепляется режим безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного, химического и атомно- энергетического комплексов страны, а также объектов жизнеобеспечения населения; повышается социальная ответственность органов обеспечения государственной и общественной безопасности. Согласно ст.ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, охрану здоровья. Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека. Поддержание его долголетней, активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Охрана жизни и здоровья граждан, их безопасности, является одной из важнейших функций государства. Деятельность ООО «Автотранспортник» по эксплуатации указанного объекта транспортной инфраструктуры связана с обслуживанием и обеспечением безопасности большого и постоянно меняющегося, то есть неопределенного круга лиц, в связи, с чем Сочинский автовокзал является объектом террористической устремленности. Согласно статье 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к обязанностям организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относятся: планирование и осуществление необходимых мер в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечение создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществление обучения работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях. Статьей 2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЭ «О безопасности» определено, что к основным принципам обеспечения безопасности в Российской Федерации относится приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности. В то же время, указанные выше нарушения в ООО «Автотранспортник» противоречат основным принципам противодействия терроризму, установленным федеральным законодательством, а также требованиями Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федерального закона от 28.12.2010 № 390-Ф3 «О безопасности», не способствуют обеспечению безопасности при эксплуатации объекта транспортной безопасности и создают предпосылки к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Удовлетворить исковое заявление первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ООО УК «Автотранспортник» о признании бездействий незаконными. Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Автотранспортник» (юридический адрес: г. Сочи ул.Авиационная, 3А), выразившееся в неисполнении указанных в исковом заявлении требований федерального законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности и противодействии терроризму. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Автотранспортник» (юридический адрес: г. Сочи ул. Авиационная, ЗА) устранить допущенные нарушения, в том числе разработать и сдать на утверждение в компетентный орган план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней. Председательствующий: