К делу № 2-2887/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 августа 2011 года Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе: Председательствующего Надрага В.Л., при секретаре Шуликиной Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Сочи к Анофриеву А.С. и Кузнецову К.Г. о сносе самовольной постройки, УСТАНОВИЛ: Администрация г. Сочи обратилась в Адлерский районный суд с исковым заявлением к администрации г. Сочи к Анофриеву А.С. и Кузнецову К.Г. о сносе самовольной постройки. В обоснование своих исковых требований Администрация г. Сочи указала, что в ходе осуществления муниципального земельного контроля муниципальным учреждением «Земельная инспекция города Сочи» по адресу: ..., установлено следующее: Распоряжением Главы администрации Адлерского района г. Сочи утверждена схема расположения земельного участка, обшей площадью 875 кв.м. на кадастровом плане территории при жилом доме ... для индивидуального жилищного строительства. На указанном земельном участке расположен жилой дом литер «А,A3», общей площадью 162,5 кв.м., принадлежащий на праве общей долевой собственности ? доли Анофриеву А.С. (свидетельство о государственной регистрации права серии № от 19.04.2004г.), ? доли Кузнецову К.Г. (свидетельство о государственной регистрации права серии № от 27.02.2010г.); деревянное строение, размерами 8,20*2,80м.; деревянное строение, размерами 2,20*3,10м.; деревянное строение, размерами 3,10*2,70м. Также на указанном земельном участке расположены следующие объекты недвижимости: строение из керамзитоблоков, размерами 3,15*4,20м., кирпичная пристройка площадью застройки 11 кв.м., пристройка размерами 2,0*3,40м., пристройка из керамзитоблоков площадью застройки 12,3 кв.м., пристройка из керамзитоблоков размерами 3,15*5,42. Правовые документы на вышеуказанные строения отсутствуют. Факт возведения объектов самовольного строительства подтверждается актом обследования земельного участка № 044 от 25 января 2011г. составленным МУ «Земельная инспекция города Сочи» и фотоматериалом, прилагаемым к исковому заявлению. Представитель администрации г. Сочи Савчук Ю.В. настаивала на удовлетворении искового заявления в полном объеме. Ответчики Анофриев А.С. и Кузнецов К.Г. в судебном заседании согласились с требованиями администрации г. Сочи. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования администрации г. Сочи обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно части 1 статьи 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд, установление, с учетом требований законодательства Российской Федерации, правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Аналогичные полномочия закреплены подпунктом 26 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования город-курорт Сочи. Статьей 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований в суде могут выступать органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. В случае возведения самовольной постройки имеет место нарушение прав муниципального образования по регулированию и планированию застройки территории муниципального образования, что дает истцу право предъявить настоящий иск. Как установлено в судебном заседании в ходе осуществления муниципального земельного контроля муниципальным учреждением «Земельная инспекция города Сочи» по адресу: ..., установлено следующее: Распоряжением Главы администрации Адлерского района г. Сочи утверждена схема расположения земельного участка, обшей площадью 875 кв.м. на кадастровом плане территории при жилом доме ... для индивидуального жилищного строительства. На указанном земельном участке расположен жилой дом литер «А,A3», общей площадью 162,5 кв.м., принадлежащий на праве общей долевой собственности ? доли Анофриеву А.С. (свидетельство о государственной регистрации права серии № от **.**.****г.), ? доли Кузнецову К.Г. (свидетельство о государственной регистрации права серии № от 27.02.2010г.); деревянное строение, размерами 8,20*2,80м.; деревянное строение, размерами 2,20*3,10м.; деревянное строение, размерами 3,10*2,70м. Также на указанном земельном участке расположены следующие объекты недвижимости: строение из керамзитоблоков, размерами 3,15*4,20м., кирпичная пристройка площадью застройки 11 кв.м., пристройка размерами 2,0*3,40м., пристройка из керамзитоблоков площадью застройки 12,3 кв.м., пристройка из керамзитоблоков размерами 3,15*5,42. Правовые документы на вышеуказанные строения отсутствуют. Факт возведения объектов самовольного строительства подтверждается актом обследования земельного участка № 044 от 25 января 2011г. составленным МУ «Земельная инспекция города Сочи» и фотоматериалом, прилагаемым к исковому заявлению. В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство. В силу статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт. Полномочиями по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) в силу пункта 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обладают в том числе органы местного самоуправления. Согласно пункту 6 Постановления Главы города Сочи от 27 мая 2009 года № 179 «О делегировании отдельных полномочий администрации города Сочи» право подписи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов, за исключением отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства), на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства (приусадебные) предоставлено заместителю Главы города Сочи, курирующему вопросы строительства. За разрешением на строительство (реконструкцию) капитального объекта недвижимости ответчик не обращался. Пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет. Статьей 25 Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние. Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является законным владельцем. По буквальному смыслу указанной нормы, содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 ГК РФ. Данная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 3 июля 2007 года № 595-0-П. Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Статья 76 Земельного кодекса РФ устанавливает, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет. Учитывая выше изложенное, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, ГПК РФ суд, РЕШИЛ: Удовлетворить исковые требования администрации г. Сочи к Анофриеву А.С. и Кузнецову К.Г. о сносе самовольной постройки. Обязать Анофриева А.С. и Кузнецова К.Г. осуществить за свой счет снос самовольно возведенного строения - «летней кухни» размерами 3,15*4,20м., расположенной по адресу: .... Решение может быть обжаловано в крайсуд через райсуд в течение 10 дней. Председательствующий: /подпись/. Копия верна.