К делу № 2- 2713/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 04 августа 2011 года Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего Надрага В.Л. при секретаре Шуликиной Ю.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кротенко Г.М. к Управлению пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю в Адлерском районе г. Сочи об оспаривании действий, УСТАНОВИЛ: Кротенко Г.М. обратилась в Адлерский районный суд г. Сочи с заявлением к Управлению пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю в Адлерском районе г. Сочи об оспаривании действий. В своем заявлении истица указала, что она - Кротенко Г.М. **.**.**** года рождения обратилась в ГУ-УПФР в клиентскую службу по Адлерскому району г. Сочи Краснодарского края с заявлением № 259329 от 17.12. 2010г. о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона № 17Э-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПРФ в г. Сочи 16 марта 2010г (протокол № 10/93) рассмотрела заявление № 259329 от 17.12.2010г Кротенко Г.М. о назначении досрочной трудовой пенсии по старости п.п.19 п.1.ст.27 ст.28 п.п.10 п.1 Федерального Закона №173-Ф3 от 17.12 2001г. « О трудовых пенсиях в РФ». Так как заявительница не имеет 25 стажа по осуществлению педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей. При вынесении данного решения комиссия исключила из специального стажа работы периоды: с 15.10.1992г. по 27.06.2000г. в должности ... так как наименование учреждения не предусмотрены Списками №463 от 06.09.1991г. №1067 от 22.09.1999г. №781 от 29.10 2002г. Кротенко Г.М. считает данное решение не законным и нарушающем права и законные интересы в области пенсионных прав. Так в соответствии со списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г.№781 и п.п. 1 ст. 27 РФ» О трудовых пенсиях», Кротенко Г.М. работала музыкальным руководителем в «Дошкольном образовательном учреждении» (детский сад). Данная должность и место работы полностью соответствует утвержденным постановлением правительства списку должностей и учреждений, в соответствии с п. 1.8. которого, засчитывается в специальный стаж работа в дошкольных образовательных учреждениях; детские сады всех наименований. 19 (части 1й и2), 39(части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3 взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10ДХД2 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающие для лиц осуществивших педагогическую деятельность в учреждениях здравоохранения либо иную деятельность по охране здоровья населения а учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально - зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, в той мере в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимающимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том, что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствуют. Таким образом, при вынесении решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости Кротенко Г.М. комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан существенным образом нарушила нормы действующего пенсионного законодательства и тем самым нарушила права и законные интересы Кротенко Г.М. В судебном заседании истица просила суд удовлетворить заявленные требования. Представители заинтересованного лица Управления пенсионного фонда отделения по Краснодарскому краю в г. Сочи в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, представив в обоснование отзыв на иск, согласно которого заинтересованное лицо возражает против удовлетворения требований Заявителя по следующим причинам: с 01 января 2002г. трудовые пенсии назначаются в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. №>173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон). В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Пунктом 3 статьи 1 Закона установлено, что в случаях, предусмотренных Законом, Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях применения Закона, при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), Для реализации права на досрочную трудовую пенсию по старости с учетом постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. №2-П применяются: при реализации права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в рамках постановления Конституционного Суда РФ от 29.01,2004 г. № 2-П применяются: - В отношении периодов работы до 01.11.1999 г. - Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463. - В отношении периодов работы с 01.11.1999 г. по 13.11.2002 г. - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для да^гй и Правил исчисления сроков выслуги для назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, утверждённых постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 (в редакции постановления Правительства РФ от 01.02.2001 г. №79). - В отношении периодов работы после 13.11.2002 г. - Список должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим свою педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 (в редакции Закона от 17.12.2001 г., действовавшей на момент обращения Истицы с заявлением к Ответчику) Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённые постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781. Указанный Список, а также правила исчисления периодов работы, утверждённые этим постановлением, могут применяться за периоды работы до 14.11.2002 г. Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, определен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516. 17.12.2010г. Заявитель обратился к Заинтересованному лицу с заявлением, о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона. 16.03.2011г. решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, Заявителю было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Закона, в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет. Общий трудовой стаж на момент обращения Заявителя составляет 29 лет 03 месяца 15 дней. Специальный стаж для права на досрочную трудовую пенсию по старости составляет 17 лет 08 месяцев 03 дня. Исключен из специального стажа Заявителя период работы с 15.10.1992г. по 27.06.2000 г. в должности ..., так как наименование учреждения не предусмотрены Списком: №463 от 06.09.1991г., №1067 от 22.09.1999г., №781 от 29.10.2002г. Пунктом 1 статьи 19 Закона установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанный вид пенсии. В соответствии с Протоколом заседания Комиссии, по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) г.Сочи Краснодарского края от 16.03.2011г. №10/93 установлено, что на дату 17.12.2010г. Заявитель права на досрочную трудовую пенсию по старости, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона, не имела. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что требования Кротенко Г.М. к Управлению пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю в Адлерском районе г. Сочи об оспаривании действий подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Федеральный закон от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (ст. 27 и 28 ). В частности, в соответствии с п. 1 ст. 28 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного его статьей 7 возраста: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста( подп. 10 ). При установлении пенсии в соответствии с подп. 10-12 п. 1 ст. 28 ФЗ применяются нормативные правовые акты, которые являются общими для всех видов досрочных пенсий, а также специальные акты, непосредственно регулирующие вопросы подсчета педагогического стажа. Общими являются Правила исчисления периодов работы. К специальным нормативным правовым актам, которые применяются для подсчета стажа периода работы являются: Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет». Как установлено в судебном заседании, Кротенко Г.М. **.**.**** года рождения обратилась в ГУ-УПФР в клиентскую службу по Адлерскому району г. Сочи Краснодарского края с заявлением № 259329 от 17.12. 2010г. о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона № 17Э-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПРФ в г. Сочи 16 марта 2010г (протокол № 10/93 ) рассмотрела заявление № 259329 от 17.12.2010г Кротенко Г.М. о назначении досрочной трудовой пенсии по старости п.п.19 п.1.ст.27 ст.28 п.п.10 п.1 Федерального Закона №173-Ф3 от 17.12 2001г. « О трудовых пенсиях в РФ». Так как заявительница не имеет 25 стажа по осуществлению педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей. При вынесении данного решения комиссия исключила из специального стажа работы периоды: с 15.10.1992г. по 27.06.2000г. в должности ... так как наименование учреждения не предусмотрены Списками № 463 от 06.09.1991г. №1067 от 22.09.1999г. №781 от 29.10 2002г. Так в соответствии со списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г.№781 и п.п. 1 ст. 27 РФ» О трудовых пенсиях», Кротенко Г.М. работала музыкальным руководителем в «Дошкольном образовательном учреждении» (детский сад). Данная должность и место работы полностью соответствует утвержденным постановлением правительства списку должностей и учреждений, в соответствии с п. 1.8. которого, засчитывается в специальный стаж работа в дошкольных образовательных учреждениях; детские сады всех наименований. 19 (части 1й и2), 39(части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3 взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10ДХД2 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающие для лиц осуществивших педагогическую деятельность в учреждениях здравоохранения либо иную деятельность по охране здоровья населения а учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально - зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, в той мере в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимающимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том, что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствуют. В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 03.06.2004 года № 11-П признано не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует. Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т. п.). Таким образом, при вынесении решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости Кротенко Г.М. комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан существенным образом нарушила нормы действующего пенсионного законодательства и тем самым нарушила права и законные интересы заявителя. Суд считает, что решение этого вопроса иным образом может породить неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права истицы на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. При таком положении суд признает требования Кротенко Г.М. обоснованными, а действия ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в городе Сочи нарушающими права и свободы заявителя. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 257-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Удовлетворить заявление Кротенко Г.М. к Управлению пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю в Адлерском районе г. Сочи об оспаривании действий. Признать отказ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в ГУ-УПФР в Адлерском районе г. Сочи Краснодарского края от 17.12.2001года «О трудовых пенсиях в РФ» - не обоснованным. Обязать ГУ-УПФР в Адлерском районе г. Сочи Краснодарского края назначить Кротенко Г.М. трудовую пенсию по старости в соответствии с ст.27,ст.28,пп.10.п.1.Федерального закона № 17Э-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» с даты подачи заявления № 259329 о назначении пенсии. Решение может быть обжаловано сторонами в краевой суд через районный суд в течение десяти дней. Председательствующий: /подпись/.