К делу № 2-2037/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 июля 2011 года г.Сочи Адлерский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего: Язвенко Р.В. при секретаре: Пузеевой О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Пряхину А.А. об изъятии в собственность РФ недвижимого имущества для федеральных нужд путем выкупа. УСТАНОВИЛ: Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года обратился в суд с иском к Пряхину А.А. об изъятии в собственность РФ недвижимого имущества для федеральных нужд путем выкупа. В обоснование исковых требований указано, что подпунктом 3 пункта 1 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.11.2010 № 1213-р (в редакции распоряжений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.12.2010 № 1574-р и от 27.01.2011 № 71-р) принято решение обизъятии для федеральных нужд находящихся в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, физических и юридических лиц жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>. Объекты недвижимости по указанному адресу попадают в границы размещения олимпийского объекта федерального значения «Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи – Адлер – Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство) в соответствии с приказами Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.03.2010 № 3-ОИ «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения объекта «Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» (проектные и изыскательские работы, строительство)» и от 18.06.2010 № 32-ОИ «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи – Адлер объекта «Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи – Адлер – Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство)». Согласно пункту 32 Программы строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991, ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является ОАО «Российские железные дороги». В соответствии с требованиями пункта 18 статьи 15 Закона № 310-ФЗ Департамент направил гражданину Пряхину А.А. уведомление от 16.11.2010 № 81-14122/10-05.1 о принятом решении об изъятии объекта недвижимого имущества. Факт принадлежности гражданину Пряхину А.А. на праве собственности жилого помещения – комнаты жилой площадью 15,6 кв.м. в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>, подтверждается договором о безвозмездной передаче жилья в собственность от 09.10.1993 №. На основании пункта 21 статьи 15 Закона № 310-ФЗ ООО «<данные изъяты>» проведена оценка, в частности, рыночной стоимости жилых помещений, находящихся в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, литер А, а также подлежащих возмещению в связи с изъятием убытков. Согласно отчету об оценке от 19.12.2010 № 447/10-И, подготовленному ООО «<данные изъяты>», получившему положительное экспертное заключение Рабочей группы Национального совета по экспертной деятельности от 31.01.2011 № РГИЗ-1835/11: - рыночная стоимость принадлежащей на праве собственности Пряхину А.А. комнаты общей площадью 15,6 кв.м в квартире по адресу: <адрес>, составляет 1 058 725 (один миллион пятьдесят восемь тысяч семьсот двадцать пять) рублей; - размер убытков, причиненных Пряхину А.А. изъятием, составляет 44 744 (сорок четыре тысячи семьсот сорок четыре) рубля 80 копеек. С учетом изложенного, Департаментом подготовлен проект соглашения в связи с изъятием объекта недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта федерального значения с Пряхиным А.А.. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 указанного соглашения ГК «Олимпстрой» приняла на себя обязательство предоставить в собственность гражданину Пряхину А.А. жилое помещение - <адрес> общей площадью 35,45 кв.м на 5 этаже 161-квартирного жилого дома, расположенного на земельном участке (земли населенных пунктов) с кадастровым номером № площадью 16 814 кв.м. по адресу: <адрес>, в соответствии с планом создаваемого объекта недвижимого имущества, а также выплатить гражданину Пряхину А.А. денежную сумму в размере 2 622 (две тысячи шестьсот двадцать два) рубля 40 копеек. Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения вручен 15.04.2011 лично правообладателю Пряхину А.А., что подтверждается его собственноручной подписью и отметками в протоколе вручения проекта соглашения. До настоящего времени соглашение правообладателем Пряхиным А.А. не подписано, предложения о внесении изменений в соглашение им не представлены. Нарушение Пряхиным А.А. установленного месячного срока на подписание соглашения в связи с изъятием недвижимого имущества препятствует предоставлению земельного участка ГК «Олимпстрой» в целях его дальнейшей передачи ОАО «Российские железные дороги» для строительства олимпийского объекта федерального значения. В связи с чем, просят суд, - изъять для федеральных нужд принадлежащую на праве собственности Пряхину А.А. комнату жилой площадью 15,6 кв.м. в квартире по адресу: <адрес>. Обязать Пряхина А.А. освободить комнату жилой площадью 15,6 кв.м. в квартире по адресу: <адрес>, от движимого имущества. В судебном заседании представитель департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года Кравченко О.Ю. просил суд исковые требования удовлетворить в полном объеме. Представитель третьего лица ГК «Олимпстрой» по доверенности Кочанова А.В. исковые требования департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года поддержала, считая их законными и обоснованными. Представитель третьего лица администрации г.Сочи по доверенности Супрунец Н.В. так же поддержала требования департамента Краснодарского края считая их обоснованными. В судебном заседании ответчик Пряхин А.А. указал, что основанием непризнания заявленных исковых требований и ранее направленного соглашения об изъятии принадлежащей ему комнаты площадью 15.6 кв.м. является его убеждение о том, что в отчет о размере компенсации, а так же в соглашении о предоставлении взамен отдельной квартиры площадью 35.45 кв.м. не учтена стоимость земельного участка, который является собственностью жильцов многоквартирного дома. На придомовой территории расположены хозяйственные постройки, не включенные в отчет об изъятии, предлагаемая взамен квартира расположена далеко от центра. В обосновании данных доводов было представлено Постановление главы администрации Адлерского района г.Сочи № 1796 от 24.11.95 г. о предоставлении Туапсинской дистанции гражданских сооружений СКжд домоуправлению № 44 в постоянное бессрочное пользование земельного участка площадью 2350 кв.м по <адрес>. Постановление главы администрации Адлерского района г.Сочи № 1154/1 от 11.08.95 г. о правовой регистрации домовладения <адрес> на основании которого установлено, что указанное домовладение является собственностью ДУ-44 ст.жд Туапсинской дистанции гражданских сооружений железных дорог. Регистрационное удостоверение БТИ от 09.1995 г. о правовой регистрации права собственности Туапсинской дистанции гражданских сооружений СКжд домоуправлению № 44 на домовладение по указанному адресу. Кадастровая выписка от 21.07.2010 г. о внесении номера в государственный кадастр недвижимости 24.11.1995 г. сведений о земельном участке площадью 1866 кв.м. по <адрес> со следующими характеристиками: земли населенных пунктов, разрешенное использование - прилегающая к жилому дому, вид права неуказан, правообладатель - МРЭП -12. В связи с чем, ответчик считает, что он является сособственником данного земельного участка в силу закона и ему должна быть выплачена стоимость его доли в праве. Требования о выплате денежной компенсации за изымаемую комнату не принимает, просит рассмотреть вопрос в части предоставления ему взамен жилого помещения. Суд, выслушав стороны изучив материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме в части изъятия для федеральных нужд недвижимого имущества на условиях предоставления взамен изымаемого недвижимого имущества - жилого помещения с выплатой убытков, причиняемых правообладателю в связи с изъятием. К указанным выводам суд пришел по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, подпунктом 3 пункта 1 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.11.2010 № 1213-р (в редакции распоряжений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.12.2010 № 1574-р и от 27.01.2011 № 71-р) принято решение об изъятии для федеральных нужд находящихся в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, физических и юридических лиц жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>. Объекты недвижимости по указанному адресу попадают в границы размещения олимпийского объекта федерального значения «Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство) в соответствии с приказами Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.03.2010 № 3-ОИ «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения объекта «Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» (проектные и изыскательские работы, строительство)» и от 18.06.2010 № 32-ОИ «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер объекта «Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство)». Согласно пункту 32 Программы строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991, ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является ОАО «Российские железные дороги». Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от-01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», - Российская Федерация с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе следующие полномочия: - подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - обращение в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения. В силу пункта 1.1 положения о департаменте Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.06.2008 № 497, - департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края. Согласно пункту 3.21 положения о Департаменте, - департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года обращается в суд, арбитражный суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального и краевого значения и развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам. В соответствии с требованиями пункта 18 статьи 15 Закона № 310-ФЗ Департамент направил гражданину Пряхину А.А. уведомление от 16.11.2010 № 81- 14122/10-05.1 о принятом решении об изъятии объекта недвижимого имущества. Факт принадлежности гражданину Пряхину А.А. на праве собственности жилого помещения - комнаты жилой площадью 15,6 кв.м. в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>, подтверждается договором о безвозмездной передаче жилья в собственность от 09.10.1993 №. На основании пункта 21 статьи 15 Закона № 310-ФЗ ООО «<данные изъяты>» проведена оценка, в частности, рыночной стоимости жилых помещений, находящихся в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, литер А, а также подлежащих возмещению в связи с изъятием убытков. Согласно отчету об оценке от 19.12.2010 № 447/Ю-И, подготовленному ООО «<данные изъяты>», получившему положительное экспертное заключение Рабочей группы Национального совета по экспертной деятельности от 31.01.2011 № РГИЗ-1835/11: - рыночная стоимость принадлежащей на праве собственности Пряхину А.А. комнаты общей площадью 15,6 кв.м в квартире по адресу: <адрес>, составляет 1 058 725 (один миллион пятьдесят восемь тысяч семьсот двадцать пять) рублей; - размер убытков, причиненных Пряхину А.А. изъятием, составляет 44 744 (сорок четыре тысячи семьсот сорок четыре) рубля 80 копеек. С учетом изложенного, Департаментом подготовлен проект соглашения в связи с изъятием объекта недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта федерального значения с Пряхиным А.А.. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 указанного соглашения ГК «Олимпстрой» приняла на себя обязательство предоставить в собственность гражданину Пряхину А.А. жилое помещение - <адрес> общей площадью 35,45 кв.м на 5 этаже 161-квартирного жилого дома, расположенного на земельном участке (земли населенных пунктов) с кадастровым номером № площадью 16 814 кв.м. по адресу: <адрес>, в соответствии с планом создаваемого объекта недвижимого имущества, а также выплатить гражданину Пряхину А.А. денежную сумму в размере 2 622 (две тысячи шестьсот двадцать два) рубля 40 копеек. Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения вручен 15.04.2011 лично правообладателю Пряхину А.А., что подтверждается его собственноручной подписью и отметками в протоколе вручения проекта соглашения. До настоящего времени соглашение правообладателем Пряхиным А.А. не подписано, предложения о внесении изменений в соглашение им не представлены. Нарушение Пряхиным А.А. установленного месячного срока на подписание соглашения в связи с изъятием недвижимого имущества препятствует предоставлению земельного участка ГК «Олимпстрой» в целях его дальнейшей передачи ОАО «Российские железные дороги» для строительства олимпийского объекта федерального значения, что нарушает Федеральный закон № 310, так как в соответствии с пунктом 31 статьи 15 Закона № 310-ФЗ в случае, если соглашение не заключено в течение месяца со дня, когда лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, администрация Краснодарского края вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества. Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает требования Департамента направленные на изъятие жилого помещения путем предоставления взамен жилого помещения в соответствии с нормами Закона № 310-ФЗ от 01.12.2007, основанными на Законе, обоснованными, направленными на реализацию закрепленного Конституцией Российской Федерации права гражданина на получение равноценного возмещения в связи с изъятием недвижимого имущества для государственных нужд, а также на реализацию права на жилище. В части исследования возражений ответчика в судебном заседании исследованы представленные документы на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом. Доводы о наличии права на указанный объект недвижимости не установлены в ходе исследования. Как предусматривает п. 4 Постановления главы администрации Адлерского района г.Сочи № 1796 от 24.11.95 г. о предоставлении Туапсинской дистанции гражданских сооружений СКжд домоуправлению № 44 в постоянное бессрочное пользование земельного участка площадью 2350 кв.м по <адрес>, указанное постановление подлежало утверждению от администрации г.Сочи. Сведений о данном акте не представлено. Разные площади земельного участка в представленных документах, в которых указан разный правообладатель так же не позволяют принять доводы ответчика о наличии права собственности подлежащего отдельной оценке. В части проверки доводов о не включении в отчет об оценке изымаемого имущества стоимости дворовых построек, стоимости земельного участка и площадей общего пользования в коммунальных квартирах в судебном заседании в качестве специалиста был опрошен ФИО1, являющийся ведущим специалистом отдела организации оценки ГК « Олимпстрой», пояснивший, что мероприятия по оценке были проведены в соответствии с «Методическими рекомендациями по составлению, актуализации и экспертизе отчетов об оценке объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения и (или) предоставляемых в рамках Федерального закона № 310-ФЗ, включая расчет платы за установление сервитута и (или) расчет размера убытков, подлежащих возмещению правообладателям объектов недвижимости в связи с их изъятием, или в связи с установлением сервитута», разработанными и утвержденными Национальным Советом по оценочной деятельности (протокол от 23.12.2009 №5). Результат оценочных работ - отчет об оценке, имеет положительное экспертное заключение Рабочей группы Национального совета по оценочной деятельности, принят со стороны Департамента в целях подготовки проекта соглашения, заключаемого в связи с изъятием. В соответствии со ст. 14, 135-ФЭ «Об оценочной деятельности», оценщик вправе самостоятельно выбирать методы и подходы применяемые в оценке того или иного объекта. В рассматриваемом случае, объектом оценки являются отдельные квартиры или помещения, находящиеся в многоквартирном жилом доме и принадлежащие на праве собственности правообладателям. В соответствии с Жилищным кодексом, (ст.36 ч.7) земельный участок необходимый для эксплуатации многоквартирного жилого дома находится в общей долевой собственности, собственников жилых помещений этого дома. Более того право собственности на помещение неразрывно связано с правом общей долевой собственности на имущество находящееся в общей долевой собственности в которое так же входит земельный участок. При этом собственник не вправе выделить долю в общей долевой собственности или продать её отдельно от жилого помещения. Т.е. право пользования и владения на имущество находящееся в общей долевой собственности неразрывно связано с правом собственности на жилое помещение. В отчете об оценке, для определения рыночной стоимости жилых помещений в рамках сравнительного подхода используется метод сравнения продаж. Данный метод предполагает анализ рынка недвижимости и подбор аналогов объекта оценки. При этом следует понимать, что аналогом является объект, представленный в свободной продаже на рынке недвижимости и наиболее близкий по своим параметрам к объекту оценки. Далее объекты аналоги приводятся по стоимости к объекту оценки путем применения корректировок, обеспечивающих показатель изменения стоимости в соотношении к единице изменения параметра. В виду неразрывности прав на жилое помещение в многоквартирном жилом доме и правом на имущество находящееся в общей долевой собственности, в цену продажи аналогичных квартир или жилых помещений на свободном рынке недвижимости входит стоимость имущества находящегося в общей долевой собственности. Следовательно, стоимость земельного участка необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома, при использовании сравнительного подхода входит в стоимость аналогов используемых в расчетах и учтена в рассматриваемом отчете об оценке в стоимости квартиры или жилого помещения. При рассмотрении дела установлено желание ответчика получить в качестве компенсации за изымаемую комнату в коммунальной квартире - отдельную квартиру. Данные правоотношения регулируются ст. 15.1 п. 1.4.1. ФЗ № 310, согласно которой гражданам взамен изымаемых жилых помещений в многоквартирных домах, площадь которых меньше установленных норм предоставления площади жилых помещений, могут быть предоставлены объекты недвижимого имущества (право требования), площадь которых не менее минимально установленных норм предоставления площади жилых помещений. В случае, если подлежащие изъятию жилые помещения в многоквартирных домах находятся в общей долевой собственности граждан и у одного или нескольких из указанных граждан площадь жилого помещения, соразмерная их долям в общей долевой собственности, менее шести квадратных метров жилой площади на одного проживающего, таким гражданам объекты недвижимого имущества предоставляются взамен изымаемых объектов недвижимого имущества (право требования) в общую долевую собственность соразмерно их долям в общей долевой собственности, но не менее шести квадратных метров жилой площади на одного проживающего. Согласно п. 1.5. ст. 15.1 ФЗ № 310 разница между рыночной стоимостью изымаемого имущества и рыночной стоимостью имущества, предоставляемого гражданам взамен изымаемого в соответствии с частями 1.2 - 1.4.1 настоящей статьи, возмещению не подлежит. В связи с данными правовыми нормами мнение ответчика о необходимости оценки рыночной стоимости земельного участка (придомовой территории) и надворных построек ~ на нем и выплаты разницы не основано на законе и не подлежит удовлетворению. Доводы ответчика об удаленности предоставляемого жилья так же не основаны на законе, так как и изымаемое и предоставляемое жилье находится в границах Адлерского района г.Сочи, что соответствует положению ст. 89 ЖК РФ, согласно которой предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Суд также считает необходимым что ответчику, подлежит возмещению убытки размер которых указан в соглашении в связи с изъятием объекта недвижимого имущества в сумме 2 622 (две тысячи шестьсот двадцать два) рубля 40 копеек. При данных обстоятельствах, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме. На основании выше изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд. РЕШИЛ: Исковые требования департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Пряхину А.А. об изъятии в собственность Российской Федерации недвижимого имущества для федеральных нужд путем предоставления взамен жилого помещения с выплатой убытков, причиняемых в связи с изъятием - удовлетворить. Изъять для федеральных нужд принадлежащую на праве собственности Пряхину А.А. комнату жилой площадью 15,6 кв.м. в квартире № по адресу: <адрес>. Обязать Пряхина А.А. освободить комнату жилой площадью 15,6 кв.м. в квартире по адресу: <адрес>, от движимого имущества. Обязать ГК «Олимпстрой» совершить необходимые юридически значимые действия в целях осуществления государственной регистрации перехода права собственности на жилое помещение - квартиру № общей площадью 35,45 кв.м на 5 этаже 161-квартирного жилого дома, расположенного на земельном участке (земли населенных пунктов) с кадастровым номером № площадью 16 814 кв.м. по адресу: <адрес> гражданину Пряхину А.А.. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать переход права собственности на жилое помещение - квартиру № общей площадью 35,45 кв.м на 5 этаже 161-квартирного жилого дома, расположенного на земельном участке (земли населенных пунктов) с кадастровым номером № площадью 16 814 кв.м. по адресу: <адрес> к гражданину Пряхину А.А.. Обязать ГК «Олимпстрой» в течение семи дней со дня вынесения решения перечислить денежную сумму в размере 2 622 (две тысячи шестьсот двадцать два) рубля 40 копеек на банковский счет Пряхина А.А.. Решение подлежит немедленному исполнению. Решение в 10 дней может быть обжаловано и опротестовано в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд. Председательствующий: /подпись/ Язвенко Р.В.