Решение по заявлению первого заместителя прокурора КК - прокурор г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» о признании незаконным бездействия



К делу № 2-2561/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2011 года г.Сочи

Адлерский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Язвенко Р.В.,

при секретаре Пузеевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Краснодарского края – прокурор г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» о признании незаконным бездействия.

УСТАНОВИЛ:

Первый заместитель прокурора края - прокурор г.Сочи обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» о признании незаконным бездействия.

В обосновании заявленных требований указано, что прокуратурой края проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности строящихся олимпийских объектов.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 10 Федерального закона от 01.12.2007 № 310 - ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в период организации Олимпийских игр и Паралимпийских игр обеспечение безопасности осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 29,115,116,121,122 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 305), ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» реализует полномочия ответственного исполнителя по строительству объектов: «Подстанция «Мзымта» (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство)», «Подстанция "Поселковая" (220 кВ) с линиями электропередачи (220 кВ) до подстанции «Псоу» (проектные и изыскательские работы, строительство)», «Подстанция «Псоу» (220 кВ) (проектные и изыскательские работы, реконструкция)», «Подстанция «Лаура» (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство)», «Подстанция «Роза Хутор» (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство)».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 458 «Об обеспечении безопасности олимпийских объектов, предусмотренных Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, в период их строительства» на «ГК «Олимпстрой» и ответственных исполнителей Программы возложены обязанности по организации охраны строящихся олимпийских объектов, пропускного режима, осуществлению специального контроля материалов, оборудования, изделий, конструкций, поставляемых на строительные площадки, в целях обеспечения их соответствия требованиям радиационной, химической и биологической безопасности, взрывобезопасности, антитеррористической защищенности.

В соответствии с подпунктами «г», «ж» пункта 1 данного постановления, особо охраняемые олимпийские объекты оснащаются временными (на период строительства) инженерно-техническими средствами охраны ответственными исполнителями за счет собственных средств; материалы, оборудование и конструкции, поставляемые на строительные площадки особо охраняемого объекта подлежат контролю в целях обеспечения их соответствия требованиям радиационной, химической и биологической безопасности, взрывобезопасности, антитеррористической защищенности.

Требования названных нормативных правовых актов ОАО «ФСК ЕЭС» не выполняются.

Как установлено в ходе проверки, организация охраны указанных объекта не соответствует предъявляемым требованиям. На объекте «Подстанция «Мзымта» (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство)»: не разработана и не согласована с «ГК «Олимпстрой» инструкция о пропускном и внутриобъектовом режиме», план взаимодействия, служебная документация на контрольно-пропускном пункте; не оборудована площадка для осмотра транспорта, турникет, освещение площадки; не обеспечен контроль открытого участка периметра со стороны р. Мзымта; сотрудники охраны не обеспечены досмотровым оборудованием; отсутствуют указательные и предупредительные знаки, кнопка тревожной сигнализации.

На объекте «Подстанция "Поселковая" (220 кВ) с линиями электропередачи (220 кВ) до подстанции «Псоу» (проектные и изыскательские работы, строительство)»: не оборудован контрольно-пропускной пункт, система контроля удаленного допуска, предупредительные знаки, система видеонаблюдения по периметру; не разработана и не согласована с «ГК «Олимпстрой» инструкция о пропускном и внутриобъектовом режиме», план взаимодействия, служебная документация; сотрудники охраны не обеспечены досмотровым оборудованием; на КПП не установлена кнопка тревожной сигнализации.

На объекте: «Подстанция «Псоу» (220 кВ) (проектные и изыскательские работы, реконструкция)»: не организован пропускной и внутриобъектовый режим; не разработана и не согласована с «ГК «Олимпстрой» инструкция о пропускном и внутриобъектовом режиме», план взаимодействия, служебная документация; сотрудники охраны не обеспечены досмотровым оборудованием; отсутствует ограждение со стороны ул. Нагуляна; не оборудована площадка для осмотра транспорта, эстакада, предупредительные знаки.

На объекте «Подстанция «Лаура» (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство)»: пост охраны не обеспечен образцами пропусков, образцами допусков на право вскрытия; не разработана схема охраны объекта; отсутствуют предупредительные знаки, информирующие персонал и посетителей объекта о ведении видеонаблюдения; не функционируют камеры видеонаблюдения, установленные по периметру объекта по постоянной схеме.

На объекте «Подстанция «Роза Хутор» (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство)»: пост охраны не обеспечен образцами пропусков, образцами допусков на право вскрытия; отсутствуют предупредительные знаки, информирующие персонал и посетителей объекта о ведении видеонаблюдения; не проведена регулировка камер видеонаблюдения; не заведен журнал проверок кнопки тревожной сигнализации.

Специальный контроль материалов, оборудования и конструкций, поставляемых на строительную площадку, в целях выявления радиационной, химической, биологической угрозы, взрывчатых веществ, а также в целях предотвращения возможного провоза (проноса) отравляющих веществ, оружия, боеприпасов на указанные объекты олимпийского строительства осуществляется формально.

По выявленным фактам нарушения закона в адрес ответственного исполнителя ранее, 13.05.2010, 13.11.2010, направлялись представления об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности олимпийских объектов. Согласно представленным 07.12.2010 № Ц5/1/3741, 12.06.2010 № Ц5/1/2201 ответам, приняты меры, направленные на устранение выявленных нарушений.

Однако, как показала повторная проверка, при строительстве вышеуказанных объектов выявленные нарушения продолжают иметь место. Данное обстоятельство подтверждается актами комиссионного обследования «ГК «Олимпстрой» от 18.03.2011 № 251, от 18.03.2011 № 249, от 18.03.2011 № 250, от 18.03.2011 № 248, от 18.03.2011 № 253.

Невыполнение ОАО «ФСК ЕЭС» требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности строящихся олимпийских объектов, свидетельствует об отсутствии ведомственного контроля со стороны руководства предприятия, не обеспечивает системности и комплексного использования специальных и иных мер противодействия терроризму; минимизации последствий проявления терроризма, сотрудничества государства с организациями в противодействии терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма, что заложено в принципах противодействия терроризму, предусмотренных п.п. 5,6,7,12 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму».

Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере организации охраны олимпийских объектов: «Подстанция «Мзымта» (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство)», «Подстанция "Поселковая" (220 кВ) с линиями электропередачи (220 кВ) до подстанции «Псоу» (проектные и изыскательские работы, строительство)», «Подстанция «Псоу» (220 кВ) (проектные и изыскательские работы, реконструкция)», «Подстанция «Лаура» (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство)», «Подстанция «Роза Хутор» (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство)» является недопустимой и требует незамедлительного принятия комплекса мер, направленных на повышение уровня безопасности и антитеррористической защищенности.

Непринятие мер, направленных на предупреждение угроз терроризма, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на охрану жизни и здоровья.

Пунктом 16.3 Соглашения об организации строительства олимпийского объекта федерального значения от 29.07.2009 № 02-02/3-1228, заключенного между «ГК «Олимпстрой» и ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» на последнее возложены обязательства по выполнению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности олимпийского объекта в соответствии с требованиями нормативных правовых документов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности олимпийского объекта «Подстанция «Мзымта» (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство)», расположенного в Адлерском районе г.Сочи.

Пунктом 16.3 Соглашения об организации строительства олимпийского объекта федерального значения от 29.07.2009 № 02-02/3-1228, заключенного между «ГК «Олимпстрой» и ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» на последнее возложены обязательства по выполнению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности олимпийского объекта в соответствии с требованиями нормативных правовых документов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности олимпийского объекта «Подстанция "Поселковая" (220 кВ) с линиями электропередачи (220 кВ) до подстанции «Псоу» (проектные и изыскательские работы, строительство)», расположенного в Адлерском районе г.Сочи.

Пунктом 16.3 Соглашения об организации строительства олимпийского объекта федерального значения от 29.07.2009 № 02-02/3-1228, заключенного между «ГК «Олимпстрой» и ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» на последнее возложены обязательства по выполнению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности олимпийского объекта в соответствии с требованиями нормативных правовых документов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности олимпийского объекта «Подстанция «Псоу» (220 кВ) (проектные и изыскательские работы, реконструкция)», расположенного в Адлерском районе г.Сочи.

Пунктом 16.3 Соглашения об организации строительства олимпийского объекта федерального значения от 29.07.2009 № 02-02/3-1228, заключенного между «ГК «Олимпстрой» и ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» на последнее возложены обязательства по выполнению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности олимпийского объекта в соответствии с требованиями нормативных правовых документов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности олимпийского объекта «Подстанция «Лаура» (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство)», расположенного в Адлерском районе г.Сочи.

Пунктом 16.3 Соглашения об организации строительства олимпийского объекта федерального значения от 29.07.2009 № 02-02/3-1228, заключенного между «ГК «Олимпстрой» и ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» на последнее возложены обязательства по выполнению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности олимпийского объекта в соответствии с требованиями нормативных правовых документов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности олимпийского объекта «Подстанция «Роза Хутор» (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство)», расположенного в Адлерском районе г.Сочи.

На основании вышеизложенного просят суд, - Признать незаконным бездействие ОАО «Федеральная сетевая компаниям Единой энергетической системы», выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объектов олимпийского строительства: «Подстанция «Мзымта» (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство)», «Подстанция "Поселковая" (220 кВ) с линиями электропередачи (220 кВ) до подстанции «Псоу» (проектные и изыскательские работы, строительство)», «Подстанция «Псоу» (220 кВ) (проектные и изыскательские работы, реконструкция)», «Подстанция «Лаура» (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство)», «Подстанция «Роза Хутор» (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство)».

- Обязать ОАО «Федеральная сетевая компаниям Единой энергетической системы» принять меры, направленные на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта олимпийского строительства: «Подстанция «Мзымта» (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство)», «Подстанция "Поселковая" (220 кВ) с линиями электропередачи (220 кВ) до подстанции «Псоу» (проектные и изыскательские работы, строительство)», «Подстанция «Псоу» (220 кВ) (проектные и изыскательские работы, реконструкция)», «Подстанция «Лаура» (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство)», «Подстанция «Роза Хутор» (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство)».

В судебное заседание представитель прокуратуры Магомедов Р.М. на удовлетворении заявления настаивал в полном объеме.

Представители ответчика ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» по доверенности Есиева Д.Л., Колесников В.И., Булгакова Н.М., Мордкович М.Б. против удовлетворения заявления прокурора возражали указав о том, что нарушения указанные в заявлении на момент рассмотрения дела устранены.

Представитель ГК «Олимпстрой» по доверенности Кочанова А.В. указала о том, что не все недостатки указанные в иске прокурора устранены и данное подтверждается актами проведения внеплановой проверки от 22 июля 2011 года.

Суд, выслушав стороны изучив материалы дела, считает заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям:

Как было установлено в судебном заседании прокуратурой края проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности строящихся олимпийских объектов.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 10 Федерального закона от 01.12.2007 № 310 - ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в период организации Олимпийских игр и Паралимпийских игр обеспечение безопасности осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 29,115,116,121,122 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 305), ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» реализует полномочия ответственного исполнителя по строительству объектов: «Подстанция «Мзымта» (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство)», «Подстанция "Поселковая" (220 кВ) с линиями электропередачи (220 кВ) до подстанции «Псоу» (проектные и изыскательские работы, строительство)», «Подстанция «Псоу» (220 кВ) (проектные и изыскательские работы, реконструкция)», «Подстанция «Лаура» (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство)», «Подстанция «Роза Хутор» (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство)».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 458 «Об обеспечении безопасности олимпийских объектов, предусмотренных Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, в период их строительства» на «ГК «Олимпстрой» и ответственных исполнителей Программы возложены обязанности по организации охраны строящихся олимпийских объектов, пропускного режима, осуществлению специального контроля материалов, оборудования, изделий, конструкций, поставляемых на строительные площадки, в целях обеспечения их соответствия требованиям радиационной, химической и биологической безопасности, взрывобезопасности, антитеррористической защищенности.

В соответствии с подпунктами «г», «ж» пункта 1 данного постановления, особо охраняемые олимпийские объекты оснащаются временными (на период строительства) инженерно-техническими средствами охраны ответственными исполнителями за счет собственных средств; материалы, оборудование и конструкции, поставляемые на строительные площадки особо охраняемого объекта подлежат контролю в целях обеспечения их соответствия требованиям радиационной, химической и биологической безопасности, взрывобезопасности, антитеррористической защищенности.

Требования названных нормативных правовых актов ОАО «ФСК ЕЭС» не выполняются.

Пунктом 16.3 Соглашения об организации строительства олимпийского объекта федерального значения от 29.07.2009 № 02-02/3-1228, заключенного между «ГК «Олимпстрой» и ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» на последнее возложены обязательства по выполнению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности олимпийского объекта в соответствии с требованиями нормативных правовых документов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности олимпийского объекта «Подстанция «Мзымта» (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство)», расположенного в Адлерском районе г.Сочи.

Пунктом 16.3 Соглашения об организации строительства олимпийского объекта федерального значения от 29.07.2009 № 02-02/3-1228, заключенного между «ГК «Олимпстрой» и ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» на последнее возложены обязательства по выполнению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности олимпийского объекта в соответствии с требованиями нормативных правовых документов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности олимпийского объекта «Подстанция "Поселковая" (220 кВ) с линиями электропередачи (220 кВ) до подстанции «Псоу» (проектные и изыскательские работы, строительство)», расположенного в Адлерском районе г.Сочи.

Пунктом 16.3 Соглашения об организации строительства олимпийского объекта федерального значения от 29.07.2009 № 02-02/3-1228, заключенного между «ГК «Олимпстрой» и ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» на последнее возложены обязательства по выполнению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности олимпийского объекта в соответствии с требованиями нормативных правовых документов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности олимпийского объекта «Подстанция «Псоу» (220 кВ) (проектные и изыскательские работы, реконструкция)», расположенного в Адлерском районе г.Сочи.

Пунктом 16.3 Соглашения об организации строительства олимпийского объекта федерального значения от 29.07.2009 № 02-02/3-1228, заключенного между «ГК «Олимпстрой» и ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» на последнее возложены обязательства по выполнению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности олимпийского объекта в соответствии с требованиями нормативных правовых документов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности олимпийского объекта «Подстанция «Лаура» (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство)», расположенного в Адлерском районе г.Сочи.

Пунктом 16.3 Соглашения об организации строительства олимпийского объекта федерального значения от 29.07.2009 № 02-02/3-1228, заключенного между «ГК «Олимпстрой» и ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» на последнее возложены обязательства по выполнению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности олимпийского объекта в соответствии с требованиями нормативных правовых документов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности олимпийского объекта «Подстанция «Роза Хутор» (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство)», расположенного в Адлерском районе г.Сочи.

При данных обстоятельствах прокуратура обратилась в суд с требованиями о признании незаконными бездействие ОАО «Федеральная сетевая компаниям Единой энергетической системы», а так же к обязанию последних к определенным действиям.

Как установлено судебным следствием, - проведенной 22 июля 2011 года ГК «Олимпстрой» внеплановой проверкой было установлено, что нарушения выявленные прокуратурой были устранены. В судебное заседание стороной ответчика представлены все необходимые согласованные и утвержденные документы регламентирующие деятельность в области соблюдении мер безопасности, однако выявились иные нарушения на «Подстанции «Мзымта», исходя из чего суд не может признать незаконными бездействия ОАО «Федеральная сетевая компаниям Единой энергетической системы» выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объектов олимпийского строительства. По остальным объектам указанным в первоначальном иске претензий у ГК «Олимпстрой» не имеется.

Однако так как нарушения со стороны ОАО «Федеральная сетевая компаниям Единой энергетической системы» направленные на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта олимпийского строительства все же существуют суд находит необходимым обязать ОАО «Федеральная сетевая компаниям Единой энергетической системы» к определенным действиям.

На основании ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 257-258 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Заявление первого заместителя прокурора Краснодарского края – прокурор г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» о признании незаконным бездействия – удовлетворить частично.

Обязать ОАО «Федеральная сетевая компаниям Единой энергетической системы» принять меры, направленные на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта олимпийского строительства: «Подстанция «Мзымта» (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство)», «Подстанция "Поселковая" (220 кВ) с линиями электропередачи (220 кВ) до подстанции «Псоу» (проектные и изыскательские работы, строительство)», «Подстанция «Псоу» (220 кВ) (проектные и изыскательские работы, реконструкция)», «Подстанция «Лаура» (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство)», «Подстанция «Роза Хутор» (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство)».

В остальной части заявленных требований первого заместителя прокурора Краснодарского края – прокурора г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» о признании незаконным бездействия - отказать

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней.

Решение напечатано в совещательной комнате.

Председательствующий: /подпись/ Язвенко Р.В.