К делу 2 – 2617/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 сентября 2011 года Адлерский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего – Филонова Ю.Л. при секретаре – Авдеевой И. В. с участием адвоката – Плешковой Л. Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агиянц И.И. к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года о принудительном изъятии имущества, УСТАНОВИЛ: Истица Агиянц И. И. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года о принудительном изъятии имущества в связи с проведением Олимпийских игр 2014 года. В обоснование своих доводов указала, что на основании договора дарения от 12.02.2009 года она является собственницей земельного участка площадью 676 кв.м. под кадастровым номером <данные изъяты> по <адрес>, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 18.05.2009 года. В настоящее время данный участок попадает в границы размещения олимпийского объекта федерального значения. В связи с чем были проведены работы по межеванию земельного участка, его раздела на два земельных участка площадью 125 кв.м. под кадастровым номером № и площадью 551 кв.м. под кадастровым номером №. Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 1142-р от 03.11.2010 года было решено изъять для строительства олимпийских объектов земельный участок площадью 125 кв. с кадастровым номером №, который будет образован из ее земельного участка общей площадью 676 кв.м. с кадастровым номером №. Однако в результате раздела общего земельного участка к оставшемуся в ее собственности земельному участку площадью 551 кв.м. отсутствует подъезд-проход, его невозможно использовать по целевому назначению. Таким образом, формирование земельного участка не соответствует требованиям ст. 11.9 ЗК РФ. В соответствии п.п. 4, 5 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Согласно п. 6 указанной статьи образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Кроме того, ввиду отсутствия заключения территориальных органов госсанэпиднадзора об установлении размеров санитарно-защитной зоны для охраны существующей жилой застройки, изъятием части земельного участка могут быть нарушены законные права и интересы правообладателя. Соответственно, строительство на спорном земельном участке жилого дома в соответствии с разрешенным использованием приведет к нарушению требований санитарных норм и красных линий. Как указывает истица, она обратилась в Департамент с заявлением об изъятии этого участка, однако ей было предложено обратиться в Федеральное государственное учреждение «Дирекция по строительству и реконструкции дорожного агентства» (ФГУ ДСД «Черноморье») с просьбой об изъятии спорного земельного участка, однако дирекция в этом также отказала. Представитель истицы Агиянц И. И. в судебном заседании поддержала исковые требования и просила принять во внимание заключение судебной экспертизы ООО «<данные изъяты>» от 12.08.2011 года, согласно которого к земельному участку с кадастровым номером № площадью 551 кв.м., расположенного по <адрес> отсутствует, как фактический проезд, так и исходя из взаимного расположения закономерных границ смежных земельных участков, сведения о которых имеются в государственном кадастре недвижимости с требуемой точностью, и фактических границ смежных земельных участков, отсутствует общая граница с землями общего пользования, со стороны <адрес> (или иной стороны) для возможности организации проезда как такового, наличие которого предполагается требованиями СНиП-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СП 30-102-99* «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» и СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений». Как следует из заключения судебно-землеустроительной экспертизы, спорный земельный участок не соответствует требованиям ст. 11.9 Земельного кодекса РФ и его использование по его целевому назначению невозможно. Просит обязать администрацию правительства Краснодарского края (в лице Департамена) принять решение об изъятии у нее для федеральных нужд земельного участка с кадастровым № площадью 551 кв.м., расположенного по <адрес>, и изъять данный земельный участок, обязав Федеральное государственное учреждение «Дирекция по строительству и реконструкции дорожного агентства» (ФГУ ДСД «Черноморье») выплатить ей денежную компенсацию за изъятое имущество. В случае удовлетворения судом требований об изъятии земельного участка выплатить со стороны ФГУ ДСД «Черноморье» полагающуюся денежную компенсацию, определенную на основании заключения эксперта ООО «<данные изъяты>» от 02.09.2011 года, производившего оценку изымаемого земельного участка в целях изъятия для федеральных нужд в связи с проведением зимних Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи. Представитель Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года просил суд принять решение в соответствии с действующим законодательством. Представитель Федерального государственного учреждения «Дирекция по строительству и реконструкции дорожного агентства» (ФГУ ДСД «Черноморье») в судебное заседание явился, возражала против изъятия у Агиянц И. И. земельного участка с кадастровым номером № площадью 551 кв.м., расположенного по <адрес> и выплаты ей денежной компенсации за изымаемое имущество. Суд, заслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела, считает исковые требования Агиянц И. И. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании Агиянц И. И. на праве собственности принадлежал земельный участок площадью 676 кв.м. под кадастровым номером № по <адрес>, о чем было выдано свидетельство о государственной регистрации права от 18.05.2009 года. В связи с тем, что данный участок попадает в границы размещения олимпийского объекта федерального значения, были проведены работы по его межеванию и разделу на два земельных участка площадью 125 кв.м. под кадастровым номером № и площадью 551 кв.м. под кадастровым номером №, после чего за Агиянц И. И. было зарегистрировано право собственности на вышеуказанные объекты недвижимости. Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 1142-р от 03.11.2010 года было решено изъять для строительства олимпийских объектов земельный участок площадью 125 кв. с кадастровым номером № который будет образован из ее земельного участка общей площадью 676 кв.м. с кадастровым номером №. Как следует из заключения экспертов ООО «<данные изъяты>» от 12.08.2011 года к земельному участку с кадастровым номером № площадью 551 кв.м., расположенного по <адрес> в результате раздела отсутствует, как фактический проезд, так и исходя из взаимного расположения закономерных границ смежных земельных участков, сведения о которых имеются в государственном кадастре недвижимости с требуемой точностью, и фактических границ смежных земельных участков, отсутствует общая граница с землями общего пользования, со стороны <адрес> (или иной стороны) для возможности организации проезда как такового, наличие которого предполагается требованиями СНиП-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СП 30-102-99* «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» и СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений». Также согласно данного заключения экспертов в результате произведенного раздела, земельный участок, площадью 551 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0402044:1011 невозможно использовать по целевому назначению и фактически его формирование не соответствует требованиям ст.11.9 ЗК РФ. В соответствии с ч.4,5 ст.11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. На основании ч.6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты><данные изъяты> В силу п. 15.1 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», образование земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории для размещения олимпийских объектов осуществляется без письменного согласия лиц, указанных в части 14 настоящей статьи, в случае, если на образуемом земельном участке, подлежащем изъятию, отсутствуют иные объекты недвижимого имущества, а образуемый земельный участок, не подлежащий изъятию, соответствует требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Следовательно, доводы истицы о том, что спорный земельный участок невозможно использовать в соответствии с его целевым назначением, был установлен в судебном заседании и подтвержден заключением судебной экспертизы, является убедительным и обоснованным. Судом принимается во внимание то обстоятельство, что изъятый земельный участок площадью 125 кв.м. под кадастровым номером №, принадлежавший Агиянц И. И., попадает в границы размещения олимпийского объекта «Федеральная автомобильная дорога М-27 Джубга-Сочи до границы с Абхазией на участке Адлер-Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство)» в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 13.11.2009г. № 510. В соответствии с Программой строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991 ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является Федеральное дорожное агентство, при этом строительство осуществляет ФГУ ДСД «Черноморье». В соответствии с ч.4 ст.15 Федерального закона №310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», земельные участки, находящиеся в частной собственности в целях размещения олимпийских объектов федерального значения - изымаются в собственность Российской Федерации Таким образом, спорный земельный участок подлежит изъятию в собственность Российской Федерации с выплатой Агиянц И. И. со стороны ФГУ ДСД «Черноморье» рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью 551 кв.м, расположенного по адресу <адрес>, согласно заключения экспертов ООО «<данные изъяты>» от 02.09.2011 года в размере 5574467 (пять миллионов пятьсот семьдесят четыре тысячи четыреста шестьдесят семь) рублей и размера убытков в связи с изъятием в сумме 815147 (восемьсот пятнадцать тысяч сто сорок семь) рублей, всего 6389614 (шесть миллионов триста восемьдесят девять тысяч шестьсот четырнадцать) рублей. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Агиянц И.И. к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года о принудительном изъятии имущества в связи с проведением Олимпийских игр 2014 года - удовлетворить. Изъять в собственность Российской Федерации земельный участок площадью 551 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по <адрес> путем перечисления на банковский счет Агиянц И.И. денежной суммы в размере 6389614 (шесть миллионов триста восемьдесят девять тысяч шестьсот четырнадцать) рублей. Обязать ФКУ «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства» перечислить денежную сумму в размере 6389614 (шесть миллионов триста восемьдесят девять тысяч шестьсот четырнадцать) рублей на банковский счет № Сбербанка России Внутреннего структурного подразделения №, <адрес>, принадлежащий Агиянц И.И.. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд города Сочи в течение 10 дней. Судья -