Решение по иску Кухалашвили Б.М. к ТУ Росимущества по Краснодарскому краю и Сочинскому филиалу ФГУ «Земельная кадастровая палата по Краснодарскому краю» об устранении препятствий в пользовании земельным участком



К делу № 2-3343/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 октября 2011 года г.Сочи

Адлерский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Язвенко Р.В.

при секретаре Пузеевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражд анское дело по иску Кухалашвили Б.Т. к ТУ Росимущества по Краснодарскому краю и Сочинскому филиалу ФГУ «Земельная кадастровая палата по Краснодарскому краю» об устранении препятствий в пользовании земельным участком, встречному иску ТУ Росимущества по Краснодарскому краю к Кухалашвили Б.Т. о признании отсутствующим зарегистрированного права.

У С Т А Н О В И Л:

Кухалашвили Б.Т. обратился в суд с исковым заявлением к ТУ Росимущества по Краснодарскому краю и Сочинскому филиалу ФГУ «Земельная кадастровая палата по Краснодарскому краю» об устранении препятствий в пользовании земельным участком.

ТУ Росимущества по Краснодарскому краю обратилось в суд со встречными исковыми требованиями к Кухалашвили Б.Т. о признании отсутствующим зарегистрированного права

В обосновании своих требований Кухалашвили Б.Т. указал, что решением Адлерского районного суда г.Сочи Краснодарского края от 04 марта 2004 года (дело ) было признано за ФИО1 право собственности на земельный участок без номера для индивидуального жилищного строительства на землях населенных пунктов, площадью 0,08 га по адресу <адрес>.

Границы закрепляемого земельного участка определены и закреплены на местности межевыми знаками. Закрепленный за истцом земельный участок находится на декларированном кадастровом учете, ему присвоен кадастровый номер .

Площадь накладки земельного участка ФГУ «Сочинский национальный парк» на земельный участок истца составила 361.92 кв.м.

В настоящее время, желая реализовать свое право на оформление земельных участков на праве собственности, он приступил к оформлению технической документации на участки после чего узнал, что формируемые его земельные участки частично накладываются на земельный участок с кадастровым номером , включенный в состав земельного участка ГУ «Сочинский национальный парк» Адлерской лесничество.

Некорректная постановка земельного участка ГУ «Сочинский национальный парк» на кадастровый учет прошла с существенными нарушениями прав истца и охраняемых законом интересов. Обозначенные границы участка наложились на его земельный участок.

При проведении работ по постановке на кадастровый учет земельного участка ГУ «Сочинский национальный парк» были допущены нарушения Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 года № 396, инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитентом РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 08.04.1996 года. В частности не были установлены на местности и закреплены межевыми знаками границы предоставляемого земельного участка, что привело к необоснованному включению его участка в состав земель. Согласование границ с ними, как со смежным землепользователем не проводились.

Накладка границ земельного участка ГУ «Сочинский национальный парк» на находящийся у него в пользовании земельный участок препятствует оформлению его участка и не соответствует реально сложившимся границам землепользования.

На данный момент разногласия между им и ГУ CHП о границах участка устранены и подписан акт согласования границ, но при подаче соответствующих документов в кадастровую палату был получен отказ.

В связи с чем, просит суд устранить препятствия в пользовании его земельного участка в части наложений границ с земельным участком ответчика.

В обосновании своих исковых требований ТУ Росимущества по КК указали о необоснованности исковых требований Кухалашвили Б.Т. так как в обоснование своих требований он указывает, что ему принадлежит земельный участок с условным кадастровым номером:

, общей площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Однако при проведении землеустроительных работ с целью установления (уточнения) границ на местности и согласования со смежным землепользователями, выявлено, что его границы земельного участка попадают в границы земельного участка с кадастровым номером , входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером , принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУ «Сочинский национальный парк», то есть входят в состав особо охраняемой природной территории национального парка.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», - государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в частности, описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с данным Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания таких границ участка и деления их на части.

Как следует из материалов дела, в отношении спорного земельного участка не осуществлялась процедура постановки объекта недвижимости на постоянный кадастровый учет.

Кроме того, спорное имущество расположено в пределах границ особо охраняемой природной территории национального парка.

В соответствии со ст. 95 ЗК РФ, - на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Тем самым земли национального парка имеют особое целевое назначение и более высокий уровень особой охраны (изъятие из гражданского оборота и др.), установленной непосредственно Федеральным законом.

При этом в соответствии со ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 19 Федерального закона «О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 г. № 68-ФЗ лица, имеющие в собственности земельный участок, в том числе и члены садоводческого объединения, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

В силу пункта 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъяты из гражданского оборота), должны быть прямо указаны в законе.

В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» и ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки особо охраняемых природных территорий (в частности национальные парки) отнесены к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Таким образом, спорные земельные участки, входящие в состав территорий ФГУ «Сочинского национального парка» не подлежат включению в гражданский оборот как объекты недвижимого имущества без соответствующего распорядительного акта федерального органа государственной власти, содержащего но положения ненормативного характера.

При данных обстоятельствах просят суд, - Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Кухалашвили Б.Т. на часть земельного участка площадью 361,92 кв.м. со следующим условным кадастровым номером: , расположенный по адресу: <адрес>.

В судебном заседании Кухалашвили Б.Т. настаивал на удовлетворении заявленных им исковых требований указывая о нарушении его прав со стороны ТУ Росимущества по Краснодарскому краю, а так же Сочинского филиала ФГУ «Земельная кадастровая палата по Краснодарскому краю», в связи с чем просил суд отказать в удовлетворении встречных исковых требованиях ТУ Росимущества по КК.

Представитель ответчика ТУ Росимущества по Краснодарскому краю по доверенности Радионов Т.В. просил суд отказать в удовлетворении исковых требований Кухалашвили Б.Т. удовлетворив их исковые требования указывая на то, что спорная часть земельного участка находится в пользовании РФ в связи с чем не может предоставляться гражданам в собственность.

Представитель ГУ «Сочинский национальный парк» по доверенности Шинкаренко А.А. в судебном заседании поддержал позицию ТУ Росимущества по Краснодарскому краю, просил суд дело рассмотреть в соответствии с действующим законодательством.

Представитель Сочинского филиала ФГУ «Земельная кадастровая палата по Краснодарскому краю», а так же управления Росреестра в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела надлежаще извещались, в связи с чем суд находит возможным дело рассмотреть в их отсутствие.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к убеждению об удовлетворении исковых требований ТУ Росимущества по Краснодарскому краю и отказе в удовлетворении требований Кухалашвили Б.Т. по следующим основаниям:

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Постановлением Совета Министров РСФСР № 214 от 05.05.1983г. на базе Сочинского, Адлерского и Лазаревского лесхозов создан Сочинский государственный природный национальный парк с предоставление ему в постоянное (бессрочное) пользование 190 тыс. га земель государственного лесного фонда границы, которых закреплены в материалах лесоустройства территории этих лесхозов, проведённого в 1976-1977 гг.

Пунктом 2 указанного Постановления Министерству лесного хозяйства РСФСР предписывалось осуществить в 1983-1985 годах необходимые организационно-технические мероприятия, связанные с созданием Сочинского государственного природного национального парка в связи с чем в 1997г. Воронежским лесоустроительным предприятием составлен проект организации территории и ведения лесного хозяйства Сочинского национального парка, согласно которому определены границы участков лесного фонда национально парка на площади 193 737 га, а так же составлен картографический материал, согласованный с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Сочи в 2001 году.

Так же из материалов дела усматривается, что в июне 2006г. Сочинским филиалом ФГУ «Земельно-кадастровая палата Краснодарского края» по заявлению дирекции национального парка, произведена постановка на условный земельно-кадастровый учет границ национального парка, полученных картометрическим способом оцифровки и векторизации планшетов лесоустройства 1997 года, при этом учтены сведения о наличии всех известных (установленных) землепользователей на июнь 2006 года.

В соответствии с разъяснениями указанных в письме Федерального агентства кадастра объектов недвижимости «О кадастровом учете лесных участков» от 26 января 2007 г. № ВК/0170, проектирование лесных участков осуществляется в ходе проведения лесоустройства. При проектировании осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади, определенных по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.

Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона «О государственном земельном кадастре материалы лесоустройства, так же как и материалы иных обследований и изысканий могут являться основанием для внесения в документы государственного земельного кадастра сведений о земельном участке.

При реализации Федеральной целевой программы «Развитие города Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014гг.)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.06.2006г. № 357, - заключен госконтракт по межеванию границы ФГУ «Сочинский национальный парк», заказчиком робот являлась ГК «Олимпстрой».

По результатам межевых работ, земли ФГУ «Сочинский национальный парк» поставлены на государственный земельный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера .

При проведении работ по межеванию границ земельного участка Адлерского лесничества, постановке земельного участка особо охраняемой природной территории на кадастровый учёт, территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю соблюдены требования ст. 17 ФЗ от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» иных землепользователей в данном кадастровом квартале установлено не было, что подтверждается: выкопировкой из планшета материалов лесоустройства территории ГУ «СНП» 1997 г., выпиской из ЕГРЗ в форме кадастрового плана утверждённого образца на земельный участок с кадастровым (кадастровый номер Адлерского лесничества ФГУ «Сочинский национальный парк»); описанием границ ФГУ «Сочинский национальный парк» и таксационным описанием Адлерского лесничества.

Статьей 15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях национальных парков запрещается: предоставление садоводческих и дачных участков; деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков.

Исходя из вышеизложенного исковые требования Кухалашвили Б.Т. являются необоснованным, в связи с чем суд приходит к убеждению об удовлетворении заявленных требований ТУ Росимущества по КК к Кухалашвили Б.Т. о признании отсутствующим зарегистрированного права, так как – согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», - государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в частности, описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с данным Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания таких границ участка и деления их на части.

Как следует из материалов дела, в отношении спорного земельного участка не осуществлялась процедура постановки объекта недвижимости на постоянный кадастровый учет.

Кроме того, спорное имущество расположено в пределах границ особо охраняемой природной территории национального парка, а в соответствии со ст. 95 ЗК РФ, - на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Тем самым земли национального парка имеют особое целевое назначение и более высокий уровень особой охраны (изъятие из гражданского оборота и др.), установленной непосредственно Федеральным законом.

При этом в соответствии со ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 19 Федерального закона «О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 г. № 68-ФЗ лица, имеющие в собственности земельный участок, в том числе и члены садоводческого объединения, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

В силу пункта 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъяты из гражданского оборота), должны быть прямо указаны в законе.

В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» и ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки особо охраняемых природных территорий (в частности национальные парки) отнесены к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Таким образом, спорные земельные участки, входящие в состав территорий ФГУ «Сочинского национального парка» не подлежат включению в гражданский оборот как объекты недвижимого имущества без соответствующего распорядительного акта федерального органа государственной власти, содержащего но положения ненормативного характера.

Исходя из вышеизложенного не удовлетворив исковые требования ТУ Росимущества по Краснодарскому краю к Кухалашвили Б.Т. о признании отсутствующим зарегистрированного права будут нарушены права Российской Федерации, а в соответствии со ст. 305 ГК РФ, права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

Руководствуясь ст. 64 ЗК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ТУ Росимущества по Краснодарскому краю к Кухалашвили Б.Т. о признании отсутствующим зарегистрированного права удовлетворить.

Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Кухалашвили Б.Т. на часть земельного участка площадью 361,92 кв.м. с условным кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес>.

В удовлетворении искового заявления Кухалашвили Б.Т. к ТУ Росимуществу по Краснодарскому краю и Сочинскому филиалу ФГУ «Земельная кадастровая палата по Краснодарскому краю» об устранении препятствии в пользовании земельным участком – отказать.

Решение в 10 дней может быть обжаловано и опротестовано в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд.

Решение отпечатано в совещательной комнате.

Председательствующий: /подпись/ Язвенко Р.В.