Решение по заявлению Кравец А.С. действующего в интересах Кравец Н.Ю., Кравец К.А., Кравец М.А. об оспаривании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.11.2010 года № 1140



К делу № 2-3742/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2011 года г.Сочи

Адлерский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Язвенко Р.В.

при секретаре Пузеевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кравец А.С. действующего в интересах Кравец Н.Ю., Кравец К.А., Кравец М.А. об оспаривании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.11.2010 года № 1140-р об изъятии объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения.

УСТАНОВИЛ:

Кравец А.С. действующий в интересах Кравец Н.Ю., Кравец К.А., Кравец М.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.11.2010 года № 1140-р об изъятии объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения.

В обосновании своих требований Кравец А.С. указал, что распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.11.2010 г. № 1140 р., (в редакции распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.12.2010 № 1574-р) принято решение об изъятии для федеральных нужд объектов недвижимого имущества, расположенных в <адрес>.

Данный объект недвижимого имущества изымается в целях размещения олимпийского объекта «Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи-Адлер-Веселое».

Между тем часть приватизированного в 1990 годы имущества домовладения по <адрес>, согласно Справки градостроительной базы данных и дежурного плана города от 2010 года, находится в 1-ой зоне округа горно-санитарной охраны курорта утв. пр. Минздрава РФ от 21.10.1969 г. № 297.

Согласно части 3 ст. 96 ЗК РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов).

Режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 г. № 1425, утвердившим Положение об округах санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, на территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.

Таким образом, распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.11.2010 г. № 1140 р., в части изъятия объектов недвижимого имущества находящихся по <адрес> в 1-ой зоне округа горно­санитарной охраны курорта противоречит действующему законодательству.

Согласно соглашения «об изъятии объектов недвижимого имущества» предлагаемое Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года, малозначительное имущество в Адлерском районе (микрорайон Веселое-Псоу) находится примерно в 5 километрах от 1 санитарно-охранной зоны курорта и более 13 километров от изымаемого недвижимого имущества, в то время как вполне приемлемая работа, школа, детский садик находятся в центре Адлерского района г.Сочи.

В связи с несогласием на переезд, в столь отдаленный район, предложение Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года лежит не в рамках правового поля, а потому не соответствует требованиям закона, так как Требованиями п. 1 ст. 17 Конституции РФ, установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

Из смысла п. 4 ст. 15 Конституции РФ, Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила. чем предусмотренные законом, то применяются травила международного договора.

Так согласно п. 1 ст. 12 Международного Пакта от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» предусмотрено, что, каждому кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свободы выбора местожительства.

В связи с чем, просит суд, - признать распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.11.2010 г. № 1140 р., «Об изъятии объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения», в части изъятия объектов недвижимого имущества по <адрес> находящегося в 1-ой зоне округа горно-санитарной охраны курорта - незаконным.

В судебном заседании Кравец А.С. он же в интересах Кравец Н.Ю., Кравец К.А., Кравец М.А. на удовлетворении заявления настаивал указывая о том, что распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.11.2010 г. № 1140 р. вынесено с нарушением действующего законодательства РФ, в связи с чем нарушает права и охраняемые законом интересы его семьи а так же иных лиц проживающих в изымаемом домовладении.

Представитель администрации Адлерского района г.Сочи по доверенности Супрунец Н.В. против удовлетворения заявления Кравец А.С. возражала указав о том, что оспариваемое распоряжение принято губернатором Краснодарского края в соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушает права заявителя и его семьи, так как оно предусматривает изъятие домовладения а не земельного участка, в связи с чем ст. 96 ЗК РФ на которой заявитель основывает свои требования не нарушается.

Представитель департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года Кравченко О.Ю., а так же представитель ГК «Олимпстрой» по доверенности Николаева З.В. так же против удовлетворения заявления Кравец А.С. предоставив на его заявление отзывы из которых усматривается, что решение об изъятии объектов недвижимого имущества, находящихся по адресу: <адрес> принятое распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.11.2010 № 1140-р «Об изъятии объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения» полностью соответствует полномочиям переданным Краснодарскому краю Российской Федерацией в соответствии с положениями Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит заявление Кравец А.С. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Как следует из действующего законодательства РФ, на основании статьи 15 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», - изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится, в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи, а также развитием города Сочи как горноклиматического курорта регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25.10.2001 № 137- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», - изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, резервирование земель, установление сервитутов, перевод земель из одной категории в другую в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта регулируются Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», - Российская Федерация с 01 января 2008 года до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе подготовку и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения (за исключением земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Сочинского национального парка).

На основании изложенного было принято распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.11.2010 № 1140-р «Об изъятии объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения» (в ред. от 27.12.2010 № 1574-р) предусматривающего (в абзаце 4 пункта 2) изъятие для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения «Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер-горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство) расположенные на земельном участке (земли населенных пунктов) с кадастровым номером площадью 18051 кв.м, объекты недвижимого имущества, находящиеся по адресу: <адрес>, принадлежащие на праве собственности ФИО1, ФИО2, ФИО8, ФИО3, ФИО7, ФИО4, ФИО6, Кравцу А.С., ФИО5 и муниципальному образованию город-курорт Сочи.

Объекты недвижимого имущества, находящиеся по адресу: <адрес> попадают в границы размещения олимпийского объекта федерального значения «Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство)» в соответствии с приказами Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.03.2010 № 3-ОИ «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения объекта «Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» (проектные и изыскательские работы, строительство)» и от 18.06.2010 года № 32-ОИ «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер объекта «Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство)».

Таким образом, решение об изъятии объектов недвижимого имущества, находящихся по адресу: <адрес> принятое распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.11.2010 № 1140-р «Об изъятии объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения» полностью соответствует полномочиям переданным Краснодарскому краю Российской Федерацией в соответствии с положениями Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Земельный участок с кадастровым номером площадью 18051 кв.м, ранее относился к государственной неразграниченной собственности.

На основании информации департамента имущественных отношений администрации г.Сочи от 26.07.2010 указанный земельный участок относится к муниципальной собственности на основании положений Федерального закона от 03.12.2008 № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях».

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером не требует изъятия для государственных или муниципальных нужд.

Решением Адлерского районного суда г. Сочи от 26.07.2011 были изъяты для федеральных нужд в собственность Российской Федерации доли в праве общей долевой собственности принадлежащие Кравцу А.С., Кравец Н.Ю., Кравец К.А., Кравцу М.А. на жилой дом литер А площадью 132,9 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>.

01.09.2011 Краснодарский краевой суд рассмотрел кассационную жалобу Кравца А.С. на решение Адлерского районного суда г. Сочи от 26.07.2011 и оставил решение суда первой инстанции в силе.

Согласно части 24 статьи 14 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов, принимаемое в соответствии с требованиями статьи 15 настоящего Федерального закона, является основанием для сноса и демонтажа указанных объектов недвижимого имущества. Государственная регистрация права собственности Российской Федерации, Краснодарского края, муниципального образования город-курорт Сочи на указанные объекты недвижимого имущества не производится.

Согласно статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.11.2010 № 1140-р «Об изъятии объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения» было опубликовано 8.11.2010 в газете «Кубанские новости (№ 191).

В ноябре 2010 года департаментом было направлено в адрес Кравца А.С. уведомление о принятии решения об изъятии объектов недвижимого имущества расположенных по адресу: <адрес>.

В материалах дела существует справка градостроительной базы данных и дежурного плана подготовленная МУ г.Сочи «Центр геоинформационных технологий» по заказу Кравца А.С. в декабре 2010 года в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> и земельною участка с кадастровым номером площадью 18051 кв.м.

При этом заявление Кравца А.С. об оспаривании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 1140-р от 03.11.2010 было подано в Краснодарский краевой суд в июне 2011 года, т.е. спустя более 6 месяцев после получения информации об изъятии объектов недвижимого имущества для федеральных нужд.

Более того, принятие оспариваемого распоряжения об изъятии является первоначальным этапом процедуры изъятия и само по себе не нарушает права заявителя, так как основным доводом заявителя, направленным на признание незаконным распоряжения, является то, что согласно части 3 статьи 96 Земельного кодекса РФ земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей. землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно­санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов).

Вместе с тем, Кравец А.С. не является правообладателем земельного участка и оспариваемое распоряжение не предусматривает изъятие земельного участка, а направлено лишь на изъятие объектов недвижимого имущества, находящихся в его собственности и расположенных на земельном участке, необходимом для размещения олимпийского объекта федерального значения.

Исходя из чего следует, что распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.11.2010 № 1140-р «Об изъятии объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения» не нарушает прав Кравец А.С. и вынесено в соответствии с требованиями Закона,

Так же, как усматривается из разъяснений Верховного суда Российской Федерации нормативно правовой акт, это изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.1993 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону»).

Согласно постановлению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 № 781-II ГД под нормативно-правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Таким образом, одним из основных признаков нормативного правового акта является его всеобщий характер. Он непременно должен содержать общие предписания в виде норм права, касаться неопределенного круга лиц и быть рассчитанным на многократное применение.

Исходя из вышеизложенного, суд пришел к убеждению, что требования заявленные Кравец А.С. об оспаривании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.11.2010 года № 1140-р об изъятии объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения являются не обоснованными а следовательно не подлежащими удовлетворению.

На основании ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд, отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд.

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Кравец А.С. об оспаривании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.11.2010 года № 1140-р об изъятии объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд г.Сочи в течении 10 дней.

Решение изготовлено в совещательной комнате.

Председательствующий: /подпись/ Язвенко Р.В.