К делу № 2-3936/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 декабря 2011 года г.Сочи Адлерский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего – судьи Язвенко Р.В., при секретаре – Пузеевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Прижигалинской И.В., Арустамян М.М., Прижигалинской Е.В. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд недвижимого имущества путем выкупа и по встречному иску Прижигалинской И.В., Арустамян М.М., Прижигалинской Е.В. об изъятии путем предоставления взамен жилого помещения с выплатой разницы денежной суммы, УСТАНОВИЛ: Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года обратился в Адлерский районный суд г. Сочи с иском к Прижигалинской И.В., Арустамян М.М., Прижигалинской Е.В. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд недвижимого имущества путем выкупа. Прижигалинская И.В., Арустамян М.М. и Прижигалинская Е.В. обратились в суд с встречным исковым требованием об изъятии недвижимого имущества путем предоставления взамен жилого помещения с выплатой разницы между стоимостью изымаемого и предоставляемого имущества. В обоснование исковых требований Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года указал, что пунктом 1 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.10.2011 № 1538-р принято решение обизъятии для федеральных нужд в собственность Российской Федерации объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: <адрес>, принадлежащих на праве собственности гражданам ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО3, ФИО4, ФИО6, Прижигалинской И.В., ФИО7, Арустамян М.М., ФИО8, иным физическим и юридическим лицам. Объекты недвижимого имущества по указанному адресу попадают в границы размещения олимпийского объекта федерального значения «Автомобильные дороги в Имеретинской низменности (проектные и изыскательские работы, строительство)» всоответствии с приказами Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.09.2010 № 60-ОИ «Об утверждении проекта планировки территории Имеретинской низменности Адлерского района города Сочи» и от 11.11.2010 № 117-ОИ «Об утверждении проекта межевания территории для размещения олимпийского объекта «Автомобильные дороги в Имеретинской низменности (проектные и изыскательские работы, строительство)». В соответствии с пунктом 54 Программы строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991, ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта. Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр иXIПаралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 310-ФЗ) Российская Федерация с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель иизъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе следующие полномочия: – подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; – уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; – подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; – обращение в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения. В силу пункта 1.1 положения о департаменте Краснодарского края пореализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.06.2008 № 497 (далее – положение о Департаменте), департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края. Согласно пункту 3.21 положения о Департаменте департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее – Департамент) обращается в суд, арбитражный суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального и краевого значения и развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам. Факт принадлежности жилого помещения (квартиры) №, общей площадью 47, 6 кв. м, в том числе жилой площадью 28 кв. м, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, на праве на праве общей долевой собственности гражданам Арустамян И.В. (1/2 доля в праве), Арустамян М.М. (1/4 доля в праве) и ФИО7 (1/4 доля в праве) подтверждается выпиской из ЕГРП от 14.11.2011 №. В соответствии со свидетельством о перемене имени от ДД.ММ.ГГГГ серии № гражданка ФИО7 переменила фамилию, имя, отчество на «Прижигалинская Е.В.». В соответствии со свидетельством о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ серии № гражданке Прижигалинской И.В. (добрачная фамилия – «Арустамян») присвоена фамилия «Прижигалинская». На основании пункта 21 статьи 15 Закона № 310-ФЗ ООО ОК «<данные изъяты>» проведена оценка рыночной стоимости, в частности, жилого помещения (квартиры) №, общей площадью 47, 6 кв. м, в том числе жилой площадью 28 кв. м, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве общей долевой собственности Прижигалинской И.В., Арустамян М.М. и Прижигалинской Е.В., а также размера убытков, подлежащих возмещению правообладателям в связи с изъятием. Согласно отчету об оценке от 28.10.2011 № 1013-2011, подготовленному ООО ОК «<данные изъяты>»: - рыночная стоимость принадлежащей Прижигалинской И.В. 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение (квартиру) №, общей площадью 47, 6 кв. м, в том числе жилой площадью 28 кв. м, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, составляет 243 703 (двести сорок три тысячи семьсот три) рубля; - размер убытков, причиненных Прижигалинской И.В. изъятием, составляет 1507 098 (один миллион пятьсот семь тысяч девяносто восемь) рублей. Согласно указанному отчету об оценке от 28.10.2011 № 1013-2011, подготовленному ООО ОК «<данные изъяты>»: - рыночная стоимость принадлежащей Арустамян М.М. 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение (квартиру) №, общей площадью 47, 6 кв. м, в том числе жилой площадью 28 кв. м, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, составляет 121 851 (сто двадцать одна тысяча восемьсот пятьдесят один) рубль; - размер убытков, причиненных Арустамян М.М. изъятием, составляет 754 049 (семьсот пятьдесят четыре тысячи сорок девять) рублей. Согласно указанному отчету об оценке от 28.10.2011 № 1013-2011, подготовленному ООО ОК «<данные изъяты>»: - рыночная стоимость принадлежащей Прижигалинской Е.В. 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение (квартиру) №, общей площадью 47, 6 кв. м, в том числе жилой площадью 28 кв. м, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, составляет 121 851 (сто двадцать одна тысяча восемьсот пятьдесят один) рубль; - размер убытков, причиненных Прижигалинской Е.В. изъятием, составляет 754 049 (семьсот пятьдесят четыре тысячи сорок девять) рублей. С учетом изложенного, в связи с изъятием недвижимого имущества Департаментом подготовлен проект соглашения с гражданами Прижигалинской И.В., Арустамян М.М. и Прижигалинской Е.В.. В соответствии с пунктом 3 статьи 1 указанного соглашения Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта приняла на себя обязательство предоставить в общую долевую собственность гражданам Прижигалинской И.В., Арустамян М.М. и Прижигалинской Е.В. (соразмерно долям в праве общей долевой собственности на изымаемый объект недвижимого имущества) жилое помещение – квартиру № общей площадью 51, 8 кв. м, находящуюся в жилом доме по адресу: <адрес>. Согласно отчету об оценке от 27.10.2011 № С-11-165, подготовленному ООО «<данные изъяты>», которым определен размер выкупной цены предоставляемой квартиры, а также отчету об оценке рыночной стоимости изымаемого имущества от 28.10.2011 № 1013-2011, подготовленному ООО ОК «<данные изъяты>», в соответствии с пунктом 2 статьи 2 соглашения: - сумма, равная произведению рыночной стоимости одного квадратного метра большего по площади предоставляемого жилого помещения и разницы между площадями соответствующих жилых помещений, составляет 190279 (сто девяносто тысяч двести семьдесят девять) рублей 78 копеек; - размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта федерального значения, составляет 8 700 (восемь тысяч семьсот) рублей; В соответствии с пунктом 3 статьи 2 соглашения, денежная сумма, подлежащая уплате: - Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта со стороны гражданки Прижигалинской И.В., составляет 90 789 (девяносто тысяч семьсот восемьдесят девять) рублей 89 копеек; - Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта со стороны гражданки Арустамян М.М., составляет 45 394 (сорок пять тысяч триста девяносто четыре) рубля 95 копеек; - Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта со стороны гражданки Прижигалинской Е.В., составляет 45 394 (сорок пять тысяч триста девяносто четыре) рубля 94 копейки. Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения вручен лично Арустамян М.М. 14.11.2011 (в том числе для передачи дочери – Прижигалинской И.В., внучке – Прижигалинской Е.В.) в количестве экземпляров по числу правообладателей, что подтверждается её собственноручной подписью и отметками в протоколе вручения проекта соглашения. До настоящего времени соглашение Прижигалинской И.В., Арустамян М.М. и Прижигалинской Е.В. не подписано. Согласно пункту 31 статьи 15 Закона № 310-ФЗ в случае, если соглашение, заключаемое в связи с изъятием, не заключено в течение одного месяца со дня, когда лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, администрация Краснодарского края обращается в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества и обосвобождении указанных объектов недвижимого имущества. Нарушение ответчиками установленного срока на подписание соглашения в связи с изъятием объекта недвижимого имущества препятствует предоставлению земельного участка Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта для строительства олимпийского объекта федерального значения. В связи с этим Департамент обратился в суд с иском об изъятии объекта недвижимого имущества в соответствии с требованиями действующего законодательства путем выкупа. В судебном заседании представитель Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года Кравченко О.Ю. настаивал на удовлетворении исковых требований, при этом пояснил, что не возражает против удовлетворения судом встречных исковых требований, так как они направлены на реализацию гражданами права на выбор вида компенсации за изымаемое недвижимое имущество и не препятствуют в целом процедуре изъятия для недвижимого имущества для федеральных нужд. При этом пояснил, что право на выбор варианта компенсации, в том числе и на выбор вариантов взаиморасчетов за предоставляемое взамен изымаемого недвижимое имущество закреплено ч.7.1 статьи 15 Федерального закона №310-ФЗ, который предоставляет гражданину право выбора. Ответчики Прижигалинская И.В., Арустамян М.М. и Прижигалинская Е.В. в судебном заседании не возражали против удовлетворения требований Департамента в части изъятия для федеральных нужд недвижимого имущества, однако возражали против формы предлагаемой Департаментом компенсации – в виде денежного возмещения, обратились в суд с встречными исковыми требованиями, в которых просят произвести изъятие принадлежащего недвижимого имущества путем предоставления взамен изымаемого недвижимого имущества - жилого помещения, указанного в проекте соглашения в связи с изъятием, с учетом рыночной стоимости изымаемого и предоставляемого имущества и выплате соответствующей разницы между стоимостью изымаемого и предоставляемого имущества. В судебном заседании представитель ГК «Олимпстрой» Сафина Н.Р., поддержала позицию Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, пояснила, что в случае осуществления изъятия имущества граждан путем выкупа ГК «Олимпстрой» выплачивает выкупную цены изымаемого недвижимого имущества исходя из определенной отчетом об оценке суммы рыночной стоимости и размера убытков, подлежащих возмещению правообладателям в связи с изъятием. Однако, в случае предоставления взамен недвижимого имущества ГК «Олимпстрой» считает, что часть убытков, определенных отчетом об оценке, а именно убытки, связанные с изъятием незарегистрированного земельного участка, возмещению гражданину не подлежат в связи с предоставлением взамен недвижимого имущества. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Прижигалинской И.В., Арустамян М.М. и Прижигалинской Е.В. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд недвижимого имущества подлежат удовлетворению в части изяътия, встречные требования Прижигалинской И.В., Арустамян М.М. и Прижигалинской Е.В. об изъятии путем предоставления взамен изымаемого недвижимого имущества жилого помещения с выплатой разницы между стоимостью изымаемого и предоставляемого имущества, подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, пунктом 1 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.10.2011 № 1538-р принято решение обизъятии для федеральных нужд в собственность Российской Федерации объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: <адрес>, принадлежащих на праве собственности гражданам ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО3, ФИО4, ФИО6, Прижигалинской И.В., ФИО7, Арустамян М.М., ФИО8, иным физическим и юридическим лицам. Объекты недвижимого имущества по указанному адресу попадают в границы размещения олимпийского объекта федерального значения «Автомобильные дороги в Имеретинской низменности (проектные и изыскательские работы, строительство)» всоответствии с приказами Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.09.2010 № 60-ОИ «Об утверждении проекта планировки территории Имеретинской низменности Адлерского района города Сочи» и от 11.11.2010 № 117-ОИ «Об утверждении проекта межевания территории для размещения олимпийского объекта «Автомобильные дороги в Имеретинской низменности (проектные и изыскательские работы, строительство)». В соответствии с пунктом 54 Программы строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991, ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта. Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр иXIПаралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 310-ФЗ) Российская Федерация с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель иизъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе следующие полномочия: – подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; – уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; – подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; – обращение в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения. В силу пункта 1.1 положения о департаменте Краснодарского края пореализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.06.2008 № 497 (далее – положение о Департаменте), департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края. Согласно пункту 3.21 положения о Департаменте департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее – Департамент) обращается в суд, арбитражный суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального и краевого значения и развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам. Факт принадлежности жилого помещения (квартиры) №, общей площадью 47, 6 кв. м, в том числе жилой площадью 28 кв. м, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, на праве на праве общей долевой собственности гражданам Арустамян И.В. (1/2 доля в праве), Арустамян М.М. (1/4 доля в праве) и ФИО7 (1/4 доля в праве) подтверждается выпиской из ЕГРП от 14.11.2011 №. В соответствии со свидетельством о перемене имени от ДД.ММ.ГГГГ серии № гражданка ФИО7 переменила фамилию, имя, отчество на «Прижигалинская Е.В.». В соответствии со свидетельством о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ серии № гражданке Прижигалинской И.В. (добрачная фамилия – «Арустамян») присвоена фамилия «Прижигалинская». На основании пункта 21 статьи 15 Закона № 310-ФЗ ООО ОК «<данные изъяты>» проведена оценка рыночной стоимости, в частности, жилого помещения (квартиры) №, общей площадью 47, 6 кв. м, в том числе жилой площадью 28 кв. м, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве общей долевой собственности Прижигалинской И.В., Арустамян М.М. и Прижигалинской Е.В., а также размера убытков, подлежащих возмещению правообладателям в связи с изъятием. Согласно отчету об оценке от 28.10.2011 № 1013-2011, подготовленному ООО ОК «<данные изъяты>»: - рыночная стоимость принадлежащей Прижигалинской И.В. 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение (квартиру) №, общей площадью 47, 6 кв. м, в том числе жилой площадью 28 кв. м, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, составляет 243 703 (двести сорок три тысячи семьсот три) рубля; - размер убытков, причиненных Прижигалинской И.В. изъятием, составляет 1507 098 (один миллион пятьсот семь тысяч девяносто восемь) рублей. Согласно указанному отчету об оценке от 28.10.2011 № 1013-2011, подготовленному ООО ОК «<данные изъяты>»: - рыночная стоимость принадлежащей Арустамян М.М. 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение (квартиру) №, общей площадью 47, 6 кв. м, в том числе жилой площадью 28 кв. м, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, составляет 121 851 (сто двадцать одна тысяча восемьсот пятьдесят один) рубль; - размер убытков, причиненных Арустамян М.М. изъятием, составляет 754 049 (семьсот пятьдесят четыре тысячи сорок девять) рублей. Согласно указанному отчету об оценке от 28.10.2011 № 1013-2011, подготовленному ООО ОК «<данные изъяты>»: - рыночная стоимость принадлежащей Прижигалинской Е.В. 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение (квартиру) №, общей площадью 47, 6 кв. м, в том числе жилой площадью 28 кв. м, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, составляет 121 851 (сто двадцать одна тысяча восемьсот пятьдесят один) рубль; - размер убытков, причиненных Прижигалинской Е.В. изъятием, составляет 754 049 (семьсот пятьдесят четыре тысячи сорок девять) рублей. С учетом изложенного, в связи с изъятием недвижимого имущества Департаментом подготовлен проект соглашения с гражданами Прижигалинской И.В., Арустамян М.М. и Прижигалинской Е.В.. В соответствии с пунктом 3 статьи 1 указанного соглашения Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта приняла на себя обязательство предоставить в общую долевую собственность гражданам Прижигалинской И.В., Арустамян М.М. и Прижигалинской Е.В. (соразмерно долям в праве общей долевой собственности на изымаемый объект недвижимого имущества) жилое помещение – квартиру № общей площадью 51, 8 кв. м, находящуюся в жилом доме по адресу: <адрес>. Согласно отчету об оценке от 27.10.2011 № С-11-165, подготовленному ООО «<данные изъяты>», которым определен размер выкупной цены предоставляемой квартиры, а также отчету об оценке рыночной стоимости изымаемого имущества от 28.10.2011 № 1013-2011, подготовленному ООО ОК «<данные изъяты>», в соответствии с пунктом 2 статьи 2 соглашения: - сумма, равная произведению рыночной стоимости одного квадратного метра большего по площади предоставляемого жилого помещения и разницы между площадями соответствующих жилых помещений, составляет 190279 (сто девяносто тысяч двести семьдесят девять) рублей 78 копеек; - размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта федерального значения, составляет 8 700 (восемь тысяч семьсот) рублей; В соответствии с пунктом 3 статьи 2 соглашения, денежная сумма, подлежащая уплате: - Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта со стороны гражданки Прижигалинской И.В., составляет 90 789 (девяносто тысяч семьсот восемьдесят девять) рублей 89 копеек; - Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта со стороны гражданки Арустамян М.М., составляет 45 394 (сорок пять тысяч триста девяносто четыре) рубля 95 копеек; - Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта со стороны гражданки Прижигалинской Е.В., составляет 45 394 (сорок пять тысяч триста девяносто четыре) рубля 94 копейки. Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения вручен лично Арустамян М.М. 14.11.2011 (в том числе для передачи дочери – Прижигалинской И.В., внучке – Прижигалинской Е.В.) в количестве экземпляров по числу правообладателей, что подтверждается её собственноручной подписью и отметками в протоколе вручения проекта соглашения. До настоящего времени соглашение Прижигалинской И.В., Арустамян М.М. и Прижигалинской Е.В. не подписано. Удовлетворяя встречные требования Прижигалинской И.В., Арустамян М.М. и Прижигалинской Е.В. о предоставлении взамен изымаемого имущества жилых помещений, суд исходит из совокупности следующих обстоятельств. Как установлено судом, ответчики не отказывались от предоставления взамен изымаемого недвижимого имущества жилых помещений, не требовали предоставления взамен изымаемого имущества денежной компенсации. Согласно ч.24.1 ст. 15 Закона №310-ФЗ в случае невозможности подготовки администрацией Краснодарского края проекта соглашения заключаемого в связи с изъятием недвижимого имущества, в связи с отказом гражданина от выражения волеизъявления или невыражением намерения в отношении вида возмещения за изымаемые земельный участок и расположенные на нем индивидуальный жилой дом, жилое помещение в многоквартирном доме администрация Краснодарского края подготавливает проект соглашения, предусматривающего условие о предоставлении гражданину земельного участка и расположенных на нем индивидуального жилого дома, жилого помещения в жилом доме блокированной застройки или жилого помещения в многоквартирном доме взамен изымаемых, и предоставляет гражданину возможность ознакомиться с ним. Указанная норма обеспечивает механизм реализации закрепленного ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации права гражданина на жилище, применительно к изъятию для государственных нужд недвижимого имущества в виде индивидуального жилого дома, а также жилых помещений в многоквартирном доме, направлена на защиту жилищных прав граждан при изъятии имущества. В связи с этим суд считает исковые требования Прижигалинской И.В., Арустамян М.М. и Прижигалинской Е.В., основанными на Законе, обоснованными, направленными на реализацию закрепленного Конституцией Российской Федерации права гражданина на получение равноценного возмещения в связи с изъятием недвижимого имущества для государственных нужд, а также на реализацию права на жилище. Как видно из материалов дела Прижигалинской И.В., Арустамян М.М. и Прижигалинской Е.В. Департаментом был предложен для подписания проект соглашения, предусматривающий предоставление взамен изымаемой квартиры №, общей площадью 47,6 кв.м, в том числе жилой площадью 28 кв. м, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> общей площадью 51, 8 кв.м, находящейся в жилом доме по адресу: <адрес>. Указанный вариант соглашения подготовлен Департаментом исходя из порядка взаиморасчетов, предусмотренного абзацем 2 п. 1 ч.7.1 ст.15.1 Федерального закона №310-ФЗ, в соответствии с которым в случае, если гражданину с его согласия предоставлены земельный участок и (или) расположенный на нем иной объект недвижимого имущества, площадь которого меньше или больше площади изымаемых земельного участка и (или) расположенного на нем иного объекта недвижимого имущества, сумма, равная произведению рыночной стоимости одного квадратного метра большего по площади земельного участка и (или) расположенного на нем иного объекта недвижимого имущества и разницы между площадями соответствующих объектов недвижимого имущества, подлежит возмещению соответственно за счет средств Корпорации, федерального бюджета, бюджета Краснодарского края, местного бюджета города Сочи, гражданина исходя из рыночной стоимости объекта недвижимого имущества, площадь которого больше. Данная норма прямо указывает на необходимость согласия гражданина в случае подготовки проекта соглашения согласно абзаца 2 п. 1 ч.7.1 ст.15.1 Федерального закона №310-ФЗ когда предоставляемый объект недвижимого имущества больше или меньше по площади изымаемого. Как установлено судом, Прижигалинская И.В., Арустамян М.М. и Прижигалинская Е.В. согласия на предоставление взамен жилого помещения, исходя из порядка взаиморасчетов, предусмотренного абзацем 2 п. 1 ч.7.1 ст.15.1 Федерального закона №310-ФЗ не давали. Следовательно, соглашение с указанным вариантом взаиморасчетов при отсутствии согласия граждан подготовлено Департаментом в нарушение требований абзаца 2 п. 1 ч.7.1 ст.15.1 Федерального закона №310-ФЗ. В соответствии с ч.7.1 ст.15.1 Федерального закона №310-ФЗ по выбору гражданина соглашение в связи с изъятием может предусматривать один из перечисленных порядков взаиморасчетов. В заявленных требованиях истцами по встречному иску ставится вопрос о применении порядка взаиморасчетов предусмотренного п.2 ч.7.1 ст.15.1 Федерального закона №310-ФЗ. Согласно указанного в п.2 ч.7.1 ст.15.1 Федерального закона №310-ФЗ порядка взаиморасчетов рыночная стоимость предоставляемых земельных участков и иных объектов недвижимого имущества и рыночная стоимость изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества определяются, и разница между рыночной стоимостью указанных объектов недвижимого имущества возмещается соответственно за счет средств Корпорации, федерального бюджета, бюджета Краснодарского края, местного бюджета города Сочи, гражданина. Как видно из материалов дела, рыночная стоимость права собственности на квартиру № общей площадью 51, 8 кв.м, находящейся в жилом доме по адресу: <адрес> определена на основании отчета об оценке №С-11-165 ООО «<данные изъяты>» и в соответствии с отчетом составляет 2346784 рубля. Исследуя указанное доказательство, суд учитывает, что оценка права собственности на предоставляемое взамен изымаемого имущество – <адрес> общей площадью 51, 8 кв.м. в многоквартирном жилом доме по <адрес> производилась на дату оценки 11 октября 2011 года, с использованием затратного подхода при определении рыночной стоимости объекта оценки. Исходя из отчета об оценке №С-11-165 при таком подходе рыночная стоимость объекта складывается из: расчета рыночной стоимости права собственности на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества; расчета затрат на возведение нового объекта, аналогичному объекту оценки в рыночных ценах на дату оценки; расчета совокупного износа объекта оценки. Следовательно, с учетом положений раздела 6 отчета об оценке суд приходит к выводу, что рыночная стоимость права собственности квартиры № общей площадью 51, 8 кв.м. в многоквартирном жилом доме по <адрес> отражает реальную рыночную стоимость права собственности на объект оценки, состоящую из затрат на воспроизводство данного объекта оценки, с учетом совокупного износа и стоимости земельного участка, приходящегося на площадь указанного жилого помещения. Исследуя отчет об оценке №1013-2011 ООО ОК «<данные изъяты>» которым определена рыночная стоимость квартиры №, общей площадью 47,6 кв.м, в том числе жилой площадью 28 кв. м, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, а также размер убытков, подлежащих возмещению правообладателям судом установлено, что указанный отчет составлен на дату оценки 11 ноября 2011, что соответствует дате оценке рыночной стоимости предоставляемого взамен имущества. Как видно из отчета об оценке № ООО ОК «<данные изъяты>» определение стоимости изымаемого недвижимого имущества произведено также с использованием затратного подхода. Соответственно, исходя из положений раздела 10.1 отчета об оценке №1013-2011 данный подход, также как и в отчете об оценке предоставляемого взамен имущества, основан на определении рыночной стоимости объекта оценки включающей в себя затраты на строительство аналогичного объекта недвижимости (с учетом его износа) в совокупности с рыночной стоимостью прав на земельный участок, на котором данный объект находится. В разделе 10.1 отчета об оценке №1013-2011 приведена формула расчета рыночной стоимости объекта недвижимого имущества, из которой следует, что рыночная стоимость земельного участка является составляющей рыночной стоимости объекта оценки, рассчитываемой с помощью затратного подхода. При этом в разделе 10.6 отчета об оценке №1013-2011 указывается, что рыночная стоимость незарегистрированного земельного участка определена в соответствии с методическими рекомендациями, изложенными в письме РГ НСОД №РГИ-184/11 от 04.04.2011г. и отражена в Заключении об убытках. С учетом приведенных положений, суд приходит к выводу, что указанное в разделе 11.4 отчета об оценке №1013-2011 ООО ОК «<данные изъяты>» значение рыночной стоимости квартиры №, общей площадью 47,6 кв.м, в том числе жилой площадью 28 кв.м, в многоквартирном доме по <адрес>, 487405 рублей, рассчитанной в рамках затратного подхода является расчетом затрат на воспроизводство объекта недвижимости с учетом его износа без совокупности стоимости прав на земельный участок под объектом оценки и, следовательно является частью оценки рыночной стоимости права собственности на квартиры №, общей площадью 47,6 кв.м, в том числе жилой площадью 28 кв.м, в многоквартирном доме по <адрес>, и само по себе не отражает итоговой рыночной стоимости права собственности на объект недвижимого имущества. Данный вывод суда основан на приведенной оценщиком в разделе 10.1 отчета об оценке №1013-2011 ООО ОК «<данные изъяты>» формулы расчета рыночной стоимости имущества в рамках затратного подхода, включающей оценку земельного участка под объектом оценки, а также указания оценщика в разделе 10.6 отчета о том, что рыночная стоимость незарегистрированного земельного участка определенная в соответствии с методическими рекомендациями, изложенными в письме РГ НСОД №РГИ-184/11 от 04.04.2011г. отражена в Заключении об убытках суд приходит к убеждению, что итоговая рыночная стоимость права собственности. Также, суд учитывает, что в отчете об оценке рыночной стоимости права собственности квартиры № общей площадью 51, 8 кв.м. в многоквартирном жилом доме по <адрес> №С-11-165 ООО «<данные изъяты>» в составе рыночной стоимости права собственности на объект оценки с учетом затратного подхода учтена оценка земельного участка, расположенного под объектом недвижимости. Из проведенного анализа доказательств, суд приходит к убеждению, что при осуществлении изъятия недвижимого имущества исходя из предусмотренного п.2 ч.7.1 ст.15.1 Федерального закона №310-ФЗ порядка взаиморасчетов подлежат учету отраженные в заключении об убытках отчета об оценке №1013-2011 ООО ОК «<данные изъяты>» убытки, связанные с изъятием незарегистрированного земельного участка под объектом оценки, а именно – в сумме 1475247, 00 рублей – Прижигалинской И.В., 737 623 рублей 50копеек – Арустамян М.М., и 737623 рублей 50копеек – Прижигалинской Е.В. Указанный вывод подтверждается также положениями части 25 статьи 15 Федерального закона №310-ФЗ, в соответствии с которым соглашение в связи с изъятием должно содержать, в том числе и размер убытков, причиняемых в связи с изъятием. Также в составе убытков, подлежащих возмещению Прижигалинской И.В., Арустамян М.М. и Прижигалинской Е.В. в связи с изъятием, суд считает необходимым учесть убытки, связанные с однократным перебазированием в предоставляемое жилое помещение в сумме 5951 рубль, убытки, связанные с уплатой государственной пошлины за регистрацию объектов недвижимости в размере 3000 рублей. Соответственно, с учетом рыночной стоимости права собственности на квартиру № общей площадью 51,8 кв.м. в многоквартирном жилом доме по <адрес> сумме 2346784 рубля и рыночной стоимостью квартиры № общей площадью 47,6 кв.м, в том числе жилой площадью 28 кв.м, в многоквартирном доме по <адрес> в сумме 487405 рублей, а также убытков, причиняемых в связи с изъятием в сумме 2959445 рублей (2950494 + 5951+3000) на основании предусмотренного п.2 ч.7.1 ст.15.1 Федерального закона №310-ФЗ порядка взаиморасчетов разница между денежными суммами составляющая 1 100066 рублей подлежит выплате Прижигалинской И.В., Арустамян М.М. и Прижигалинской Е.В. соразмерно их долям в праве собственности на изымаемый объект недвижимого имущества. Суд критически относится к позиции представителя ГК «Олимпстрой» указавшей на отсутствие необходимости включения в расчет в случае предоставления взамен жилого помещения убытков, связанных с изъятием незарегистрированного земельного участка, так как при предоставлении жилого помещения в многоквартирном доме граждане приобретают права пользования земельным участком. Указанный довод опровергается исследованными выше доказательствами о расчете рыночной стоимости с применением оценщиком затратного подхода к оценке, при котором рыночная стоимость права собственности на предоставляемое взамен жилое помещение включает рыночную стоимость земельного участка, при этом в отчете об оценке изымаемого жилого помещения рыночная стоимость земельного участка отражена в заключении об убытках. При этом, принимая решение о предоставлении Прижигалинской И.В., Арустамян М.М. и Прижигалинской Е.В. взамен изымаемого имущества - квартиры № общей площадью 51, 8 кв.м. в многоквартирном жилом доме по <адрес> суд учитывает позицию ГК «Олимпстрой» которая основана на согласии осуществлении выплаты со стороны ГК «Олимпстрой» денежной суммы выкупной цены изымаемого имущества в размере 3502 601 рубль, при этом суд учитывает, что предоставление взамен недвижимого имущества исходя из его рыночной стоимости и убытков, причиняемых правообладателям не превышает указанную сумму выкупной цены, но напротив уменьшает её, так как в данном случае не подлежат учету убытки, связанных с арендой временного жилья и убытки, связанные с однократным перебазированием к месту временного проживания. Суд также принимает во внимание позицию Департамента полагавшего исковые требования Прижигалинской И.В., Арустамян М.М. и Прижигалинской Е.В. основанными на нормах Федерального закона №310-ФЗ, законными, не препятствующими проведению процедуры изъятия для федеральных нужд и направленными на реализацию прав граждан на получение взамен изымаемых жилых помещений. В соответствии с п. 33 ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр иXIПаралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, подлежит немедленному исполнению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Прижигалинской И.В., Арустамян М.М., Прижигалинской Е.В. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд недвижимого имущества удовлетворить в части изъятия. Встречные исковые требования Прижигалинской И.В., Арустамян М.М., Прижигалинской Е.В. об изъятии путем предоставления взамен жилого помещения с выплатой убытков, причиняемых изъятием недвижимого имущества – удовлетворить. Изъять для федеральных нужд принадлежащую Прижигалинской И.В. ? долю, Арустамян М.М. ? долю, Прижигалинской Е.В. ? долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение (квартиру) №, общей площадью 47, 6 кв. м, в том числе жилой площадью 28 кв. м, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> путем предоставления взамен квартиры № общей площадью 51, 8 кв.м. в многоквартирном жилом доме по <адрес> с выплатой убытков, причиняемых в связи с изъятием. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать переход права собственности на ? долю жилого помещения – квартиры № общей площадью 51, 8 кв.м. в многоквартирном жилом доме по <адрес> за Прижигалинской И.В.. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать переход права собственности на ? долю жилого помещения – квартиры № общей площадью 51, 8 кв.м. в многоквартирном жилом доме по <адрес> за Арустамян М.М.. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать переход права собственности на ? долю жилого помещения – квартиры № общей площадью 51, 8 кв.м. в многоквартирном жилом доме по <адрес> за Прижигалинской Е.В.. Обязать ГК «Олимпстрой» в течение семи дней со дня вынесения решения перечислить денежную сумму в размере 550033 (пятьсот пятьдесят тысяч тридцать три) рубля на банковский счет № Сбербанка России Внутреннего структурного подразделения №, <адрес>, принадлежащий Прижигалинской И.В.. Обязать ГК «Олимпстрой» в течение семи дней со дня вынесения решения перечислить денежную сумму в размере 275016 (двести семьдесят пять тысяч шестнадцать) рублей 50 копеек на банковский счет № Сбербанка России Внутреннего структурного подразделения №, <адрес>, принадлежащий Арустамян М.М.. Обязать ГК «Олимпстрой» в течение семи дней со дня вынесения решения перечислить денежную сумму в размере 275016 (двести семьдесят пять тысяч шестнадцать) рублей 50 копеек на банковский счет № Сбербанка России Внутреннего структурного подразделения №, <адрес>,ул.Молокова,1, принадлежащий Прижигалинской Е.В.. Обязать Прижигалинскую И.В., Арустамян М.М. и Прижигалинскую Е.В. освободить жилое помещение (квартиру) №, общей площадью 47, 6 кв. м, в том числе жилой площадью 28 кв. м, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, от иных лиц и движимого имущества. В соответствии с п. 33 ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр иXIПаралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» настоящее решение обратить к немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Адлерский районный суд г. Сочи в течение 10 дней. Председательствующий – /подпись/ Язвенко Р.В.