Решение по иску Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Каландия В.Г. о признании отсутствующим права собственности



К делу № 2-3851/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2011 года г.Сочи

Адлерский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего – судьи Язвенко Р.В.,

при секретаре – Пузеевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Каландия В.Г. о признании отсутствующим права собственности

УСТАНОВИЛ:

Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года обратился в Адлерский районный суд г. Сочи с иском к Каландия В.Г. о признании отсутствующим права собственности.

В обоснование исковых требований Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года указал, что подпунктом 19 пункта 1 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.10.2008 № 888-р (в редакции распоряжений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.12.2008 № 1044-р, от 24.12.2008 № 1156-р, от 18.02.2009 № 118-р, от 02.03.2009 № 141-р, от 18.03.2009 № 185-р, от 30.04.2009 № 303-р, от 03.06.2009 № 400-р, от 16.06.2009 № 450-р, от 07.07.2009 № 502-р, от 02.09.2009 № 567-р, от 10.08.2010 № 725-р, от 16.08.2010 № 783-р, от 07.10.2010 № 943-р, от 19.01.2011 № 20-р) принято решение обизъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером площадью 599 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>

Указанный земельный участок попадает в границы размещения олимпийского объекта федерального значения «Объекты Олимпийского парка, за исключением объектов, предусмотренных пунктами 8-13 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта (проектные и изыскательские работы, строительство)» всоответствии с приказами Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.08.2010 № 59-ОИ, от 17.12.2010 № 138-ОИ, от 23.12.2010 № 140-ОИ.

В соответствии с пунктом 14 Программы строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от29.12.2007 № 991, ответственными исполнителями по указанному олимпийскому объекту являются ГК «Олимпстрой», иные ответственные исполнители.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю зарегистрировано право собственности Каландия В.Г. на расположенный на изымаемом земельном участке жилой дом литер А общей площадью 40, 2 кв. м, по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 13.07.2010 серии .

Основанием для государственной регистрации права послужили договор купли-продажи земельного участка от 02.04.2009 и кадастровый паспорт от 24.05.2010, выданный ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по городу Сочи.

Согласно статье 2 Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав собственности является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.

В соответствии со статьей 4 указанного закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Понятие недвижимого имущества содержится в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.

В пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержится понятие объекта капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, на строительство которых не требуется разрешения.

Из сопоставления названных норм следует, что понятие капитальности строения, относящееся к его техническим признакам, включается в более широкую категорию объектов, прочно связанных с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Спорное строение фактически возведено из легких деревянных конструкций (деревянных досок с отделкой деревянной рейкой), расположено на фундаменте, выполненном из отдельно стоящих элементов без заглубления ниже уровня земли, что подтверждается представленным фотодокументом.

Указанный объект не обладает признаками капитального строения, не подпадает по своим техническим характеристикам под понятие недвижимого имущества, является временными сооружением и в силу определения подобных объектов, содержащихся в законодательстве, относится к движимым вещам.

В связи с этими обстоятельствами, Департамент обратился в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права собственности Каландия В.Г. на жилой дом литер А общей площадью 40, 2 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года Кравченко О.Ю. просил исковые требования Департамента удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Бережная Ж.Я. действующая на основании доверенности возражала против удовлетворения исковых требований Департамента, пояснила, что принадлежащий на праве собственности жилой дом литер А общей площадью 40, 2 кв. м, расположенный по адресу: Российская <адрес> является объектом недвижимого имущества, что подтверждается техническим заключением №224/2011 выполненным Филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация – Краевой БТИ» по г. Сочи.

Указала, что право собственности на объект недвижимого имущества зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, полагала, что факт государственной регистрации права собственности гражданина не нарушает какие либо права Департамента, в связи с чем у истца отсутствуют основания предъявления заявленных требований.

В судебном заседании представитель ГК «Олимпстрой» Сафина Н.Р. поддержала позицию Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, при этом пояснила, что удовлетворение исковых требований позволит предотвратить оплату выкупной цены за объект недвижимого имущества со стороны ГК «Олимпстрой».

Представитель третьего лица – Администрации города Сочи просил рассмотреть дело в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Каландия В.Г. о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Соответственно, судом, при рассмотрении дела подлежит выяснению какие реально права истца нарушены и какие именно неблагоприятные последствия повлекли для него данные нарушения, а также возможно ли при избранном способе защиты восстановление нарушенных прав истца.

Согласно пункта 6 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр иXIПаралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 310-ФЗ) Российская Федерация с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель иизъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе следующие полномочия: подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; обращение в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения.

В соответствии п.1.1 Положения о Департаменте, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 июня 2008 года N 497 (в редакции Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22.07.2009 N 624 Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее - Департамент) является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края.

Указанное Положение регламентирует функции Департамента, а также его полномочия.

Согласно п.2 Положения основными задачами Департамента являются обеспечение реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и по развитию города Сочи как горноклиматического курорта, в том числе участие в осуществлении и защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации и Краснодарского края а также участие в разработке, формировании и проведении единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений в Краснодарском крае в целях организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развития города Сочи как горноклиматического курорта.

Из анализа функций Департамента, видно, что они, в том числе связаны с реализацией и обеспечением процедуры изъятия для государственных нужд объектов недвижимого имущества.

Настоящий иск направлен на оспаривание зарегистрированного права собственности гражданина на объект недвижимого имущества, на признание отсутствующим такового права гражданина ввиду не обладания жилого дома объекта признаками объекта недвижимого имущества.

Согласно пункта 1 статьи 2 Федерального закона №122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Исходя из анализа задач и функций Департамента усматривается, что сам факт государственной регистрации права на недвижимое имущества гражданина не может нарушать права и законные интересы Департамента, так как факт наличия в собственности гражданина недвижимого имущества, права на которое зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не влияет на права и обязанности Департамента с учетом функций и задач, регламентированных Положением о Департаменте.

Статьей 8 Градостроительного кодекса РФ установлены полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, к которым относятся в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; принятие решений о развитии застроенных территорий.

Полномочиями по выдаче разрешение на строительство (реконструкцию) в силу п.6 ст.51 Градостроительного Кодекса РФ обладают, в том числе органы местного самоуправления.

Соответственно, в силу положений статьи 125 ГК РФ с настоящим иском имеет право обратиться органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, в случае если имеет место нарушение прав муниципального образования по регулированию и планированию застройки территории муниципального образования.

Суд также учитывает позицию ГК «Олимпстрой», в соответствии с которой поддержаны требования Департамента в связи с тем, что удовлетворение заявленных требований позволит предотвратить оплату выкупной цены за объект недвижимого имущества со стороны ГК «Олимпстрой».

Однако суд считает, что в данном случае указанная позиция является необоснованной, так как оплата гражданам выкупной цены объектов недвижимого имущества, которые подлежат изъятию для государственных нужд является обязанностью установленной ч.32 статьи 12 Федерального закона №310-ФЗ, в соответствии с которой, в случае изъятия земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, строительство которых осуществляется за счет средств Корпорации или полностью за счет средств других юридических лиц, оплата выкупной цены гражданам или юридическим лицам, являющимся собственниками изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также оплата убытков иным правообладателям изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества осуществляются Корпорацией.

Таким образом ГК «Олимпстрой» самостоятельно не лишена права на обращение в суд в случае если государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества гражданина нарушает права ГК «Олимпстрой».

При таких обстоятельствах суд не находит оснований удовлетворения заявленных требований так как заявленное истцом исковое требование не влияет на права и обязанности истца, права которого не могут быть нарушены фактом государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества гражданина и соответственно не приведет к восстановлению каких-либо нарушенных прав истца.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Департамента по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Каландия В.Г. о признании отсутствующим права собственности – отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд г. Сочи в течении 10 дней.

Решение напечатано в совещательной комнате.

Судья: /подпись/ Язвенко Р.В.