Решение по заявлению прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах Рубановой О.И. к администрации Адлерского района г. Сочи, администрации г.Сочи о признании распоряжения администрации незаконным



К делу № 2-3890/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 декабря 2011 года Адлерский район города Сочи

Адлерский районный суд г. Сочи

Краснодарского края в составе:

председательствующего Надрага В.Л.

при секретаре Мочаровой Ю.В.,

с участием помощника прокурора Адлерского района города Сочи Халилова Р.И.,

рассмотрев материалы гражданского дела по заявлению прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах Рубановой О.И. к администрации Адлерского района г. Сочи, администрации г.Сочи о признании распоряжения администрации незаконным,

УСТАНОВИЛ:

В районный суд Адлерского района г. Сочи обратился прокурор Адлерского района г. Сочи с заявлением в интересах Рубановой О.И. к администрации Адлерского района г. Сочи, администрации г.Сочи о признании распоряжения администрации незаконным.

В обоснование своих требований указав, что прокуратурой района проведена проверка законности исключения администрацией Адлерского района г. Сочи из общего списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и из списка «Инвалиды ВОВ» Рубановой О.И.

В ходе проверки установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. постановлением главы администрации Адлерского района г. Сочи №953 от 13-08.2004 года включен на общих основаниях в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в список «Инвалиды ВОВ», составом семьи 2 человека (он и его супруга Рубанова О.И.).

Распоряжением главы Адлерского района г. Сочи от 08.12.2009. №484р, которым утвержден п. 1.4. протокола от 21.10.2009 №7 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Адлерского района города-курорта Сочи, исключены из общего списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и из списка «Инвалиды ВОВ» ФИО1 по п.п.3 п. 7.1 ст. 7 Решения Городского Собрания Сочи от 14.02.2006 №21, Рубанову О.И. по п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекca Российской Федерации.

Основанием для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях ФИО1 и Рубановой О.И. послужило то, что ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, увеличилась суммарная обеспеченность общей площади на одного человека жилого помещения в которой проживает Рубанова О.И.

Однако, в ходе проверки установлено, что согласно разделу 5 (технические характеристики и состояние жилого дома) выписки из лицевого счета жилого помещения от 09.07.2009 №38 в жилом доме санузел и ванная комната отсутствует, в связи с чем, жена умершего инвалида Великой Отечественной войны лишена возможности и условий для личной гигиены.

Кроме того, жилое помещение не обеспечено центральным отоплением, газоснабжением, горячим водоснабжением, канализацией.

Согласно 4.1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 №188-ФЗ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2)      утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3)      их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4)     получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5)           предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6)            выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В п.2; 3 ч. 3 ст. 51 жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 №188-ФЗ указано, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а также проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно п.5 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. №47 жилым помещением признается жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для

удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.

В п.9,12 Положения указано, что жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории.

Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Исходя из смысла Положения, жилое помещение в обязательном порядке должно быть обеспечено горячим водоснабжением, отоплением и ванной комнатой, вне зависимости от наличия в поселениях центральных инженерных сетей.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 15.01.1995 г. обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Вышеуказанные нарушения законодательства послужили основанием для обращения ФИО2 в прокуратуру района с заявлением, для защиты своих законных прав и интересов.

Согласно ст. 56 Жилищного кодекса РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Представитель истца в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал.

Представитель лица, в чьих интересах обратился прокурор, в судебном заседании также просила удовлетворить иск в полном объеме.

Заинтересованное лицо - представитель Администрации Адлерского района города Сочи Савчук Ю.В. возражала против удовлетворения иска, пояснив, что на сегодняшний день жилое помещение принадлежащее Рубановой О.И. не признано не пригодным для проживания. Кроме того заявитель является собственником жилого дома, а значит на ней как на собственнике жилья лежит бремя содержания и поддержания условий жилого дома.

Выслушав стороны, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах гражданина, который по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 43-Ф3).

Как установлено в судебном заседании ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. постановлением главы администрации Адлерского района г. Сочи №953 от 13-08.2004 года включен на общих основаниях в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в список «Инвалиды ВОВ», составом семьи 2 человека (он и его супруга Рубанова О.И.).

прокуратурой района проведена проверка законности исключения администрацией Адлерского района г. Сочи из общего списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и из списка «Инвалиды ВОВ» Рубановой О.И.

Распоряжением главы Адлерского района г. Сочи от 08.12.2009. №484р, которым утвержден п. 1.4. протокола от 21.10.2009 №7 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Адлерского района города-курорта Сочи, исключены из общего списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и из списка «Инвалиды ВОВ» ФИО1 по п.п.3 п. 7.1 ст. 7 Решения Городского Собрания Сочи от 14.02.2006 №21, Рубанову О.И. по п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекca Российской Федерации.

Основанием для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях ФИО1 и Рубановой О.И. послужило то, что ФИО1 умер 03.12.2004, в связи с чем, увеличилась суммарная обеспеченность общей площади на одного человека жилого помещения в которой проживает Рубанова О.И.

Однако, в ходе проверки установлено, что согласно разделу 5 (технические характеристики и состояние жилого дома) выписки из лицевого счета жилого помещения от 09.07.2009 №38 в жилом доме санузел и ванная комната отсутствует, в связи с чем, жена умершего инвалида Великой Отечественной войны лишена возможности и условий для личной гигиены.

Кроме того, жилое помещение не обеспечено центральным отоплением, газоснабжением, горячим водоснабжением, канализацией.

Согласно 4.1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 №188-ФЗ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

7) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

8)      утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

9)      их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

10) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

11)       предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

12)        выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В п.2; 3 ч. 3 ст. 51 жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 №188-ФЗ указано, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а также проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно п.5 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. №47 жилым помещением признается жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для

удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.

В п.9,12 Положения указано, что жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории.

Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Исходя из смысла Положения, жилое помещение в обязательном порядке должно быть обеспечено горячим водоснабжением, отоплением и ванной комнатой, вне зависимости от наличия в поселениях центральных инженерных сетей.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 15.01.1995 г. обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Вышеуказанные нарушения законодательства послужили основанием для обращения ФИО2 в прокуратуру района с заявлением, для защиты своих законных прав и интересов.

Согласно ст. 56 Жилищного кодекса РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону и нарушающий права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, может быть признан судом недействительным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах Рубановой О.И. к администрации Адлерского района г. Сочи, администрации г.Сочи о признании распоряжения администрации незаконным – удовлетворить.

Признать незаконными, нарушающими жилищные права члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны Рубановой О.И. действия администрации Адлерского района г. Сочи, выразившееся в издании распоряжения главы администрации Адлерского района г. Сочи от 08.12.2009 №484-р, в части утверждения п. 1.4. протокола от 21.10.2009 №7 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Адлерского района города-курорта Сочи.

Признать недействительным распоряжение главы администрации Адлерского района г. Сочи от 08.12.2009 № 484-р, в части утверждения п. 1.4. протокола от 21.10.2009 №7 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Адлерского района города-курорта Сочи.

Признать члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны Рубанову О.И. нуждающимся в жилом помещении по п. 3 ч.1 ст.51 Жилищного Кодекса РФ.

Обязать администрацию города Сочи восстановить члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны Рубанову О.И. в список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и в список «Инвалиды ВОВ», по состоянию на 08.12.2009.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд г. Сочи в течение 10 дней.

Председательствующий: /подпись/.